Использование метода кейс-технологии на уроках географии. Урок по теме Проблемы агропромышленного комплекса

Цели:

Образовательные

– обобщить и
систематизировать знания учащихся о
закономерностях структуры и размещении АПК.

Развивающие

– формировать ключевые
компетентности: готовность к видению проблем, к
сбору и анализу информации (готовность работы с
информационными ресурсами); развивать умение
определять альтернативные пути решения
проблемы.

Воспитательные

– воспитывать сдержанность,
уважение к мнению других.

Оборудование

: атласы 9 класса, настенные
карты “Растениеводство”, “Животноводство”,
статистические данные, кейсы на каждую группу и
рекомендации.

Ход урока

1. Орг. момент: (1мин.)

– приветствие, проверка готовности к уроку;

– деление класса на группы по 4 человека;

– сообщение целей и задач урока


2. Повторение ранее изученного материала. (5
мин.)

  • Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных
    отраслей хозяйства, участвующих в производстве,
    переработке сельскохозяйственной продукции и
    доведении её до потребителя).
  • Что включает в себя АПК? Каков его состав? (1 –
    производство машин, оборудования, удобрений и
    ядохимикатов, комбикормов; 2 – сельское
    хозяйство – растениеводство и животноводство; 3
    – заготовка, переработка, хранение и реализация
    продукции).
  • Каковы отличительные особенности сельского
    хозяйства? (1.Производство с/х продукции сезонно,
    оно зависит то природных условий; 2. Сх
    предприятие занимает большую площадь; 3. Земля,
    является одновременно и средством труда и
    предметом труда.
  • Каковы закономерности в составе и размещении
    АПК?
  • Динамическая пауза (2 мин.)

    3. Самостоятельная работа со статистическим
    материалом (учебник с.158, таблица №35) (2 мин.)

    Проанализировав данные таблицы, скажите:

    – по каким показателям Россия лидирует, среди
    данных стран? (по с/х угодьям, по площадям пашни,
    по производству картофеля)

    – по каким показателям уступает? (по всем
    остальным).

    – Сделайте вывод о развитии АПК России по
    сравнению с другими странами.

    (Вывод: развитие АПК России на низком
    уровне!)

    – Как вы думаете, какие проблемы в АПК мешают
    его высоким показателям?


    4. Закрепление и обобщение изученного
    материала.

    1. Работа с кейсами по группам (розданы кейсы и
      рекомендации к ним)
    2. Время работы с кейсом ограничено – 15 минут
    3. С вопросами обращаться к руководителю
    4. Высказывания по кейсу (10 мин.)
    5. Общий вывод: ключевая проблема данного кейса –
      обеспечение страны собственным продовольствием!
      Решить эту проблему можно, применяя на практике
      все ваши предложения, потому, что каждое
      предложение имеет место быть.


    5. Оценка учащихся. (3 мин.)

    Самооценка учеников по инструкции.
    (Комментирование оценок в группе)


    6. Итог урока (1 мин.)

    Каковы перспективы АПК России?

    Решаемы ли его проблемы?


    7. Домашнее задание (1 мин)

    Обсудите ключевую проблему дома с родителями и
    запишите в тетради их предложения решения данной
    проблемы.

    Урок окончен, спасибо за работу!


    Рекомендации по работе с кейсом.

  • Прочитайте внимательно кейс.
  • Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую
    проблему и запишите её в тетрадь.
  • письменно дайте краткие ответы на вопросы после
    кейса, оставляя место для возможного другого
    варианта ответа.
  • Если затрудняетесь ответить, можете
    использовать текст учебника в & 31 – 33, таблицы
    № 35, 36, 37(с.158-171), картосхемы на рисунках №51,52,53,
    атлас за 9 класс, карты настенные.
  • Каждая группа выбирает представителя, который
    будет выступать с ответом.
  • Остальные группы внимательно слушают и
    записывают те варианты ответов, которых у них
    нет. У каждой группы может быть своя ключевая
    проблема по данному кейсу.
  • После выступления всех групп, мы должны сделать
    общий вывод и записать его.

  • Инструкция оценивания работы группы.

  • Каждая группа, ответив на все 6 вопросов кейса,
    получает максимум – 30 баллов (каждый ответ – 5
    баллов)
  • Высчитайте, сколько баллов набрала ваша группа.
  • Это количество разделите на количество человек
    в группе – это и есть ваша оценка.
  • Можете обсудить в группе и оценить работу
    каждого индивидуально: самому активному в группе
    – 5 баллов, тому, кто высказывал свое мнение, но не
    уверен в его правильности – 4 балла, высказывал
    ошибочные мнения – 3 балла, вообще не принимал
    участия в дискуссии – 2 балла.

  • Кейс.

    Агропромышленный комплекс России.

    Одна из важнейших задач, стоящих перед
    агропромышленным комплексом – обеспечение
    страны собственным продовольствием. Сейчас
    Россия обеспечивает себя растительным маслом на
    58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами
    и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и
    мясными продуктами на 50-58%.

    Один из главных недостатков сельского
    хозяйства России – большие потери продукции при
    уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20%
    льна и т.д. Собранная продукция плохо
    перерабатывается. Из 1 т. Сырья пищевой продукции
    получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не
    используется 50% субпродуктов и обезжиренного
    молока, 93% крови. Всё это следствие
    недостаточного финансирования перерабатывающих
    отраслей. В России соотношение вложений в них и
    сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1.
    Очень слабо развита пищевая промышленность
    Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока.
    Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие
    различных форм собственности на селе. Доля
    частного сектора за последние годы увеличилась
    до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы
    компенсировать снижение производства в колхозах
    и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100
    фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие
    различных форм хозяйствования может решить
    проблему повышения производительности труда в
    отечественном сельском хозяйстве. От решения
    проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и
    уровень жизни Россиян. Калорийность питания
    российского населения постоянно снижается. По
    этому показателю (2600ккал в день) Россия
    сравнялась с развивающимися странами. Очень
    велик соблазн ввозить многие продукты из-за
    рубежа, поскольку они дешевле отечественных
    продуктов. Но важно помнить: все развитые страны
    мира. Прежде всего, поддерживают своё
    сельскохозяйственное производство, даже если
    оно дороже зарубежного.


    Вопросы к кейсу.

    1. Сформулируйте проблему.
    2. Подумайте, производство, каких видов
      сельскохозяйственной продукции, наиболее
      реально для обеспечения страны продовольствием.
      Учитывайте её агроклиматические особенности?
      (используя климатическую карту России, карты
      “Животноводство” и “Растениеводство”)
    3. Как сократить потери продукции при уборке и
      хранении?
    4. Какие формы собственности, и какие виды
      хозяйств существуют в сельском хозяйстве?
    5. Как можно повысить производительность труда в
      сельском хозяйстве?
    6. Как сельское хозяйство влияет на здоровье и
      уровень жизни Россиян?
    7. Почему развитые страны мира поддерживают своё
      сельскохозяйственное производство?


    Агропромышленный комплекс.

    АПК

    – совокупность взаимосвязанных отраслей
    хозяйства, участвующих в производстве,
    переработке сельскохозяйственной продукции и
    доведении её до потребителя.

    В составе АПК выделяют 3 звена, каждое из
    которых, выполняет свою определенную функцию.

    Отличительные особенности сельского
    хозяйства?

    1. Производство сельскохозяйственной продукции
      сезонно, оно зависит от природных условий.
    2. Сельскохозяйственное предприятие занимает
      большую площадь.
    3. Земля, является одновременно, и средством труда,
      и предметом труда.

    Следующий: