Использование краеведческого материала на уроках географии

Научно-технический прогресс в нашей стране
предъявляет все более высокие требования к
общеобразовательной подготовке подрастающего
поколения. Реформа общеобразовательной школы
уделяет большое внимание активизации процесса
обучения, повышению его научного уровня. В
решении этих задач определенное внимание
уделяется краеведению.

Сущность школьного краеведения заключается во
всестороннем изучении учащимися в
учебно-воспитательных целях определенной
территории — своего края, под руководством
учителя. При этом выполняются две задачи:

1) всестороннее изучение своей республики и
накопление краеведческого материла;

2) использование этого материала в преподавании
географии.

Краеведческий принцип предполагает
использование таких знаний, которые
непосредственно получены при изучении своей
местности.

Существующая программа предусматривает
изучение рельефа, вод, климата, почв,
растительности, животного мира, населения, с
рассмотрением его быта и хозяйственной
деятельности.

Цели, задачи, содержание, как и время, отводимое
на изучение своей местности, четко отражены в
программе школьного курса. Однако, место и
дидактические цели изучения географии своей
республики; степень интеграции его содержания с
содержанием основного курса и число часов на
изучение разделов еще не достаточно определены.

Опыт показывает, что обучение географии
родного края должно быть глубоко увязано с
содержанием основного курса географии России.
Поэтому я при планировании учебного процесса, я
определяю и степень интеграции содержания, и
объем часов.

Программа указывает на то, что при изучении
каждого основного компонента природы, населения
и экономики страны необходимо использовать
краеведческий принцип.

Краеведческая основа обучения дает
возможность выполнить две важные дидактические
функции:

а) опираясь на изученные географические
объекты и явления, характерные для своей
республики, конкретизировать и углублять
содержание изучаемых тем о природе, населении и
экономике России;

б) дать учащимся возможность при изучении почти
всех тем из общих обзоров природы, населения и
экономики России получить стройную систему
знаний о географии своей республики.

Использование краеведческого принципа
помогает школьникам лучше понять особенности
окружающей природы и хозяйственной деятельности
населения и уяснить, что своя республика — это
органическая и неотъемлемая часть всей России.

Существуют различные формы изучения своего
края. Это программные учебные занятия, экскурсии,
практические работы на местности (съемки
территории, метеорологические и гидрологические
наблюдения, почвенные исследования, экономико и
эколого-географическое изучение местных
предприятий и т.д.), туристские походы,
краеведческие кружки и др.

Успех краеведческого изучения своей местности
в школе зависит от того, насколько подготовлен к
этой работе учитель. В частности важно обладать
умениями, пользоваться методами географического
исследования:

1. литературным;

2. картографическим;

3. статистическим;

4. методом полевых наблюдений.

Картографический метод связан с изучением
имеющихся карт данной местности (использование
ведомственных картографических материалов).
Этот метод предполагает так же составление
картосхем, на которые наносят результаты
исследований. Могут быть составлены
картодиаграммы и картограммы, на которых
отображены данные о размещении сельского
хозяйства — посевы наиболее характерных для
изучаемого района с/х. культур, ведущие отрасли
животноводства. Составление картограмм и
картодиаграмм способствует не только укреплению
графических навыков, но и созданию новых
наглядных пособий по географии своего края.

Статистический метод заключается в отборе
количественных показателей и их обработке,
особенно, при изучении климата, населения и
хозяйства республики.

Использование этого метода способствует
укреплению умений обобщать и анализировать
цифровые показатели и делать необходимые выводы,
с последующей их демонстрацией в виде графиков.
Например: динамика роста численности населения,
сельскохозяйственной и промышленной продукции и
др.

Метод полевых исследований дает возможность
развивать творческую изыскательную
деятельность непосредственно в природе. При
организации полевых исследований необходимо
определить границы территории, которая будет
изучаться, выделить основные объекты и время на
их исследование. Составить план для изучения
этих объектов.

Из выше сказанного следует, что краеведческий
принцип, если им оперировать умело, является
важной частью учебно-воспитательного процесса.

Из опыта работы.

Организуя изучение родного края, я всегда помню
слова М..И. . Калинина, который очень кратко, но
емко сказал о важности этого вопроса:
«Знакомство с «местной географией», с
небольшим уголком окрестностей земли позволит
детям более сознательно отнестись к географии
всей страны и, кроме того, сделать их любовь к
Родине более живой и непосредственной».

На просторах нашей Родины маленькая
Карачаево-Черкесия поражает богатством и
разнообразием природных условий и ресурсов,
населения и хозяйства, культуры и искусства, я
стараюсь продумать как интереснее и доходчивее
преподнести это детям.

Природу республики нужно рассматривать как
часть природной среды обширного
Северо-Кавказского региона. Для этого я всегда
пользуюсь методом сравнительного анализа. При
этом наряду с общими свойствами особо выделяю
наиболее четко просматривающиеся специфические
черты, природы своей республики. Эта местная
особенность природных компонентов и их
территориальных сочетаний определяет
своеобразие хозяйственного развития и проблемы
рационального использования природных ресурсов
Карачаево-Черкесии.

После длительной хозяйственной деятельности
человека природные ландшафты значительно
изменились, превратившись в антропогенные
(возделываемые поля, сады, огороды, сенокосы,
пастбища, города, территориально-рекреационные
системы).

Антропогенные ландшафты характеризуются
высокой и стабильной

продуктивностью. Они служат основным местом
жительства и труда населения республики. Но, к
сожалению, на них же больше всего следов
разрушений (обглоданные горы, карьеры, сбитые
высокогорные пастбища, обмелевшие реки). Говоря о
них, указываю не необходимость проведения
природоохранных мероприятий.

Знание особенностей природы своей территории,
закономерностей ее развития и использование
этих знаний на уроках физической и экономической
географии я считаю одной из своих основных задач
в преподавании предмета.

Преподаю географию я с 1987 года. За этот период
мною накоплен достаточный опыт ведения уроков, с
применением конкретного материла из окружающей
природы. Мною выработана система ведения таких
уроков с 6-го по 9 класс.

Так, уроки географии в 6-м классе по темам
«Рельеф», «Горы суши» всегда проходят с
обязательным использованием местного материла.
Приведу в качестве примера несколько фрагментов,
которые станут подтверждением выше сказанного.

Фрагмент из урока по теме «Рельеф».

- Я даю понятие рельефа, объясняю, какие силы
влияют на его формирование. Знакомлю учащихся с
основными формами рельефа. Затем подвожу их к
мысли о рельефе своей местности.



- Ребята, давайте подумаем, какой рельеф
характерен для нашей местности?

- Горный.

- Какие силы повлияли на формирование рельефа
нашей местности?

- Повлияли внутренние и внешние силы.

После того, как я добиваюсь у учащихся
удовлетворительного ответа на поставленные
вопросы, рассказываю о рельефе нашей республики,
подчеркиваю его разнообразие по территории КЧР
и, идя от общего к частному, стараюсь составить
представление о рельефе Хабезского района, а
затем и окрестностей а. Али-Бердуковского.

Фрагмент рассказа.

- Внутренние силы создают крупные формы рельефа
как горы и обширные равнины, а внешние силы,
воздействуя на них, разрушают только что
созданные формы рельефа. Солнце, вода, растения,
ветер, живые организмы вызывают процесс
выветривания. В окрестностях аула
Али-Бердуковского можно увидеть много следов
разрушения целостности горных массивов в
результате выветривания. Недалеко от башни
«Адиюх», в восточной горной гряде можно
увидеть обвал в отвесном горном склоне, вода,
просачиваясь в трещины пород и корни растений,
расширяющие эти трещины, вызывают обвалы. Далее я
знакомлю учащихся с одной из форм выветривания -
это «‘Кольцо-гора» — продукт эолового
выветривания. Годами ветер сдувал частички
горных пород с этого останца все, более разрушая
его, придавая ему такую причудливую форму.

В практике своей работы я заметила, что
учащимся очень интересны темы, которые по
содержанию близки им в силу того, что сами живут в
горной местности.

Фрагмент из урока по теме «Горы суши» в 6 кл.

Из предыдущих тем учащиеся уже знают, что мы
живем в горной местности, и я задаю вопрос:

- Скажите, как меняются высоты гор в нашей
республике по направлению с севера на юг?

- Высоты гор повышаются по направлению с севера
на юг.

- Правильно. Горные хребты параллельно друг
другу протягиваются с запада на восток. На севере
КЧР мы обнаружили самые низкие горы — это — Сычевы
или Черные горы. К югу от них протягивается
Пастбищный хребет, за ним Скалистый, Боковой и
Главный Водораздельный хребты. На юго-востоке
республики, на границе с Кабардино-Болкарией,
находится высшая точка Кавказа и России — гора
Эльбрус (5642 м). Учащимся рассказываю, что наши
горы молодые, еще идут горообразовательные
процессы.

В рабочих тетрадях учащиеся записывают
названия горных хребтов и высшую точку КЧР.

После этого урока учащиеся получают
представление о горах суши, наряду с ними они
узнают, к какой горной стране относятся горы на
той территории, где живут, какие горные хребты
туда входят.

Местный материал можно использовать и при
изучении темы «Воды суши». Уроки по темам
«Подземные воды» и «Реки» целесообразно
проводить, опираясь на местный материал.

Наш аул расположен на левой надпойменной
террасе реки Малый Зеленчук. Терраса крутым
обрывом подходит к пойме реки. Здесь можно
наблюдать выходы подземных вод. Поскольку наша
школа находится недалеко от реки, в 5-ти минутах
ходьбы, урок по теме «Подземные воды» я
провожу у реки, где на крутом обрыве можно
увидеть выходы подземных вод.

Фрагмент из урока по теме “Подземные воды”.

Я объясняю, что горные породы различаются по их
способности пропускать воду. Те горные породы,
которые легко пропускают воду, называются водопроницаемыми.
Тут же выясняем, через какие горные породы
просочилась вода.

Учащиеся отмечают, что вода прошла через песок,
галечник, гравий, а глина не пропускает воду – это
водоупорный слой.

Я обращаю внимание учащихся на то, что выше слоя
глины лежит слой, насыщенный водой или водоносный
слой.
Здесь же ученики узнают о том, что вода,
находящаяся в водоносном слое, не прикрытом
сверху водоупорными породами, называется грунтовой.

На этом уроке учащиеся наглядно наблюдают
изучаемые природные явления и объекты, что
способствует овладению более глубокими и
прочными знаниями.

Далее я поделюсь опытом проведения урока по
теме «Реки».

Я даю понятия реки, что называется речной
долиной, истоком, устьем и речное системой. Затем
следуют понятия бассейна реки и водораздела.

Применение местного материала уместно при
разборе третьего подпункта параграфа — реки
горные и равнинные. Если позволяет погода, урок
чаще всего провожу на берегу р. Малый Зеленчук.
Учащиеся определяют характер течения реки,
скорость, глубину и ширину реки в месте
наблюдения.

Краеведческий принцип уместно использовать в
тех классах, где изучается география России. В 8
кл. после завершения изучения темы «Природные
комплексы» я провожу практическую работу
“Природный комплекс в руке”.

Фрагмент урока.

Урок я начинаю со вступления:

- Рука является символом человека — она может
создавать и разрушать природные комплексы.

Практическую работу начинаем с того, что каждый
ученик в своей тетради обводит карандашом свою
левую руку, каждый палец — соответствует одному
компоненту природы. От центра ладони к каждому
компоненту природы проводится луч. Ниже точки,
где все лучи сходятся, подписывается — Охрана ПК.
Затем проводим стрелку к основанию ладони и
пишем «человек». Это символизирует, что в
руках человека судьба природного комплекса.

Далее практическая работа посвящена изучению
ПК своей местности.

В 9 классе изучается экономическая география
России. Наряду с темами, изучаемыми по общему
курсу экономической географии России, я провожу
органическую связь с конкретным местным
материалом. На этих уроках я даю характеристику
развития хозяйства республики, раскрываю
особенности природно-ресурсной базы, какие
межотраслевые комплексы получили развитие на
территории КЧР.

Фрагмент из урока по теме “Комплекс отраслей
по производству конструкционных материалов”.

Я рассказываю о составе данного комплекса,
какие отрасли туда входят, какова структура
комплекса. Привожу пример предприятия из
комплекса отраслей производящих
конструкционные материалы. Это Хабезский
гипсовый завод, который производит гипсоблоки. В
тетрадях учащиеся записывают характеристику
завода как промышленного предприятия. На уроке
мы разбираем это предприятие по вопросам: — ЭГП
предприятия.

- Какова продукция завода?

- Что является сырьем для производства этой
продукции?

- Куда поставляется продукция завода?

- Есть ли местные потребители данной продукции?

- Экологическая оценка предприятия.

Такое ведение урока способствует лучшему
восприятию изучаемой темы.

Из сказанного видно, что почти все уроки и
физической и экономической географии можно
проводить с упором на конкретный краеведческий
материал.

В начале 90-х годов отсутствие учебника по
географии КЧР, приходилось восполнять
материалом, собранным из атласов, карт, из
«Очерков природы К-ЧАО» Хапаева С. Это
явилось толчком для проведения собственных
изыскательских работ по составлению
краеведческого материала. Стараниями
краеведческого кружка под моим руководством в
1991-1992 гг. были составлены «Краткая география
Хабезского района» и
«Историко-географические материалы» о своем
ауле Али-Бердуковском, а в кабинете географии
появилась небольшая коллекция горных пород и
палеонтологических находок. Все эти материалы
находятся сейчас в кабинете географии и
используются мною на уроках.




Следующий: