Использование краеведческих знаний на уроках географии по теме Климат

Цели:

  1. Образовательные: расширить и углубить знания
    учащихся о климате, используя краеведческие
    знания;
  2. Развивающие: конкретизировать преставление
    детей о климате и развить критическое мышление;
    коммуникативные умения и речь в логике
    поставленных вопросов;
  3. Воспитательные: обучение учащихся
    самостоятельности при получении знаний,
    выработке своего мнения; обучение рефлексии
    учебной деятельности.

Оборудование: климатическая карта,
синоптическая карта, слайды, раздаточный
материал, учебник И.И. Бариновой География России
8 класс.


Ход урока


Методические рекомендации
1. Организационный момент.

Доброе утро
ребята!

Какая была погода, когда вы шли в школу? Как она
отразилась на вашем настроении?

Данный прием позволяет учителю оценить
эмоциональное состояние учащихся в начале урока.
2. Стадия вызова.

Изучение нового
материала с анализа погоды по наблюдениям
учащихся в своей местности.

- Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?

- Что такое погода?

- Что называется климатом?

- Вспомните, в каких климатических поясах
расположена Россия.

- Назовите известные вам климатообразующие
факторы.

Тема нашего урока: “От чего зависит климат
нашей страны”.

Данные вопросы позволят подвести
учащихся к формулировке цели урока.
3. Стадия осмысления.

Роль климата в
жизни людей на примере своего населенного
пункта.

Особенности климата своей местности, страны и
мира в целом.

Ведущие климатообразующие факторы.

Роль каждого из них в формировании климата.

Космические, планетарные и географические.

Солнечная радиация – за счет излучения
происходит передача тепла Солнцем через
космическое пространство. Солнечная радиация
измеряется в ккал/см. Около 20% солнечной радиации,
поступающей на Землю, отражается атмосферой.
Остальная ее часть достигает земной поверхности
– это прямая солнечная радиация. Часть радиации
отражается от поверхности Земли – это
отраженная радиация, остальная часть,
нагревающая поверхность – поглощенная.

Уровень солнечной радиации зависит от
географической широты местности –
географического климатообразующего фактора.

К этой же группе относят и влияние воздушных
масс.

ВМ – это подвижные части тропосферы,
отличающиеся друг от друга своими свойствами –
температурой, влажностью, прозрачностью. Среди
них выделяют: экваториальные, тропические,
умеренные и арктические. Свойства ВМ зависят вот
той территории, над которой они формируются.
Образующиеся ВМ неизбежно начинают перемещаться
вследствие неравномерного их нагрева и разности
атмосферного давления. По разности свойств среди
ВМ выделяют континентальные и морские. Морские
воздушные массы, как правило, влажные и приносят
осадки. Континентальные ВМ – засухи летом или
сухую и ясную погоду зимой.



Формирование понятий “полярный фронт”,
“атмосферный фронт”, анализ рис. 26,27 стр.58.

Атмосферные фронты связаны с циркуляцией
воздушных масс и представляют собой границы,
разделяющие различные воздушные массы. Ширина
таких фронтов на местности достигает несколько
десятков, а длина сотен километров.

Холодный фронт образуется при перемещении
холодного воздуха в область, занятую теплым. Он
приносит похолодание, ливни, грозы, град, метель.

Теплый фронт образуется при надвигании массы
теплого воздуха на более тяжелый, холодный и
сухой. Теплый фронт приносит дожди, иногда с
грозой.

Фронт, возникающий между арктическими и
умеренными ВМ, называется арктическим. Между
умеренными и тропическими массами образуется
полярный фронт. Положение фронтов зависит от
времени года. С наступлением зимы они смещаются к
югу.

Граница между ВМ никогда не бывает
прямолинейной. Для нее характерны волнообразные
изгибы. Теплый воздух прорывается в область,
занятую холодным. В образовавшемся заливе
теплого воздуха атмосферное давление
оказывается ниже, и в него устремляются потоки
холодного, более тяжелого. Из-за вращения Земли
ветер в циклоне начинает отклоняться, огибая
против часовой стрелки область низкого давления.
Так возникает круговое движение ВМ в циклоне.

С циклонами взаимодействуют антициклоны. Они
характеризуются противоположными признаками.

Учащиеся зарисовывают в тетрадь схему циклонов
и антициклонов.

Данные понятия учащиеся должны
осмысленно запомнить.

Зависимость между ветром
и атмосферным давлением.

В – Н

Возрастные особенности позволяют вести
поэтапную работу.

4. Стадия рефлексии.

1). У доски
составляют логико – структурную схему
“Климатообразующие факторы”.

2). Что называется солнечной радиацией?

3). Что называется суммарной радиацией?

4).Типы воздушных масс, действующих на
территории России.

5). Раскройте понятие “трансформация воздуха”,
“атмосферный фронт”, “циклон”, “антициклон”.

Климатообразующие факторы на
территории своей местности.

Указать по карте
широту своей местности.

Суммарная радиация своей местности.

Господствующие ВМ над территорией своей
местности.

Домашнее задание.

Стр. 55 – 61. Заполнить таблицу

Характеристика воздушных масс своей местности


Название ВМ Район формирования Св – ва воздуха Хар-ка погоды
Летом зимой Летом зимой




Следующий: