Использование космоснимков на уроках и во внеклассной работе

Использование изображений Земли из космоса –
относительно новое направление в образовании. Космическая съемка — съемка земной
поверхности с космических летательных аппаратов при помощи специальной
аппаратуры (фотосъемка, сканерная съемка, тепловая съемка и др.).

Первые снимки из космоса были сделаны:

  • с ракет в 1946 г.;
  • с искусственных спутников Земли – в 1960 г.;
  • с пилотируемых космических кораблей – в 1961 г. (Ю. А. Гагариным).

Космоснимки используются в экологическом мониторинге,
лесном и сельском хозяйстве, строительстве, картографии, кадастровой и
туристической деятельности, страховании и т.д. В практике школьного образования
в нашей стране космические снимки стали использоваться менее 20 лет назад. Но и
сегодня педагоги ощущают недостаток информации о возможностях работы с
космическими снимками со школьниками и молодежью. В рамках школьных программ
единичные космические снимки представлены в учебниках географии, экологии, а
также школьных атласах.

Основные достоинства использования изображений Земли
из космоса в обучении – междисциплинарность, наглядная демонстрация связей между
процессами и явлениями, и возможность осуществлять исследования «собственными
руками». Космические снимки могут использоваться как в рамках школьной
программы, так и на дополнительных и факультативных занятиях, внеклассных
мероприятиях и конкурсах.

География. Это самый распространенный предмет для
работы с космоснимками. Разнообразию заданий при работе с космоснимками нет
предела. Это и определение конкретных географических объектов (морей, вершин
горных массивов, населенных пунктов и т.д.), и расстановка космоснимков в
хронологическом порядке по времени съемки (строительство канала для переброски
вод из реки Хайлар в озеро Далайнор, изменение размеров Аральского моря).
Например, при работе по теме «Реки» задания могут быть следующие: на космическом
снимке найти истоки и устья рек, определить форму устья рек (дельта или губа), в
конкретной речной системе определить главную реку и назвать (подписать) ее
притоки, начертить границу между речными бассейнами (водораздел) и т.д.

История. Каспийское море сформировалось примерно 10
миллионов лет назад, когда закрытое Сарматское море, потерявшее связь с мировым
океаном примерно 70 миллионов лет назад, разделилось на две части, которые
образовали Каспийское море и Чёрное море. Находки в пещере Хуто у южного
побережья Каспийского моря свидетельствуют, что человек жил в этих краях уже
примерно 75 тысяч лет назад. Первые упоминания о Каспийском море и проживающих
на его побережье племенах встречаются у Геродота. Согласно древним армянским и
иранским рукописям, русские плавали по Каспийскому морю с 9-10 вв.

Учащимся предлагается отметить границы стран, имеющих
выход на побережье Каспийского моря в XXI веке, а также как они менялись в
историческом прошлом, описывая события, сопутствующие этим изменениям.

Используя космоснимки, на уроках экологии можно
определять последствия антропогенного воздействия на природу конкретных районов,
на уроках математики – масштаб представленного космоснимка, расстояние между
заданными объектами, физики – какие излучательные или отражательные
характеристики объектов регистрируются на снимке…

Взгляд из космоса не знает границ.

Информатика и ИКТ. На уроке «Графические
информационные модели» в 9 классе предлагается учащимся создать графическую
модель района школы, отметив на космическом снимке улицы, школы (музыкальную,
спортивную, СОШ № 29) и другие объекты. В такой работе школьники более подробно
знакомятся с районом города, в котором они живут и/или учатся, развивают
познавательный интерес, умения применять полученные знания на практике,
прививаются навыки исследовательской работы.

Тема «Геоинфомационные системы» изучается учащимися на
уроках информатики и ИКТ в 10-11 классах. В математических классах учащиеся,
используя космоснимки Смоленской области и изучаемый объектно-ориентированный
язык программирования, создают программу, которая позволяет отмечать на
космоснимке географические объекты, а затем работают над заполнением их
названий.

Данная работа знакомит школьников со значением
космических снимков в создании ГИС, а также позволяет повысить уровень
информационной культуры учащихся.

Внеклассное мероприятие «Знакомьтесь, моя малая родина
Смоленщина». Освоение основных понятий по любому
предмету проходит успешнее,
если для этого используются задания в занимательной форме, а также в
непринужденной обстановке, атмосферу которой и призваны создавать внеклассные
мероприятия. Можно формировать умения учащихся работать с космическими снимками,
расширяя их знания о малой родине, знакомя с замечательными малоизвестными
фактами. Такая работа продолжит воспитывать интерес и любовь к малой родине –
Смоленщине, которая готовится к празднованию целого ряда юбилейных дат:

  • 2010 год – 65-летие Победы в Великой Отечественной
    войне и 100-летие Александра Твардовского;
  • 2011 год – 50-летие полета в космос Юрия Гагарина;
  • 2012 год – 200-летие победы России в Отечественной
    войне 1812 года;
  • 2013 год – 1150-летие города Смоленска.

Готовясь к этим юбилейным датам, учащиеся должны лучше
узнать нашу малую родину и заполнить «белые страницы» о Смоленщине. Вот строки
из стихотворения Владимира Простакова «Смоленщина»:

Спроси у хлебороба иль солдата,
Спроси ты у березки полевой:
А чем моя Смоленщина богата?
Ответ один:
Завидною судьбой.

Для внеклассного мероприятия можно, используя
объектно-ориентированный язык программирования предварительно создать программу,
в которой будут рассмотрены вопросы литературы, истории, географии Смоленщины,
авиации и космонавтики, кинематографии, архитектуры и др. Сначала учащиеся
отвечают на вопросы викторины, а затем отмечают ответы на космоснимке. Варианты
заданий могут быть следующие:

Карта Смоленщины похожа на сердце. Около 50 тысяч
квадратных километров «сердечной» земли! Учащимся можно предложить, используя
ресурс http://kosmosnimki.ru/, определить крайние северные, южные, восточные и
западные точки области, их географические координаты, а также районы, которым
они принадлежат.

Самобытность природы Смоленщины заметно выражена в
неповторимых по облику голубых жемчужинах-озерах. Гордостью Смоленщины считается
озеро Сапшо, которое за шатровую зелень шести островов, красоту елово-соснового
ожерелья Н.М. Пржевальский назвал «Байкал в миниатюре». Задание учащимся — за
отведенный промежуток времени отметить предложенные озера на космическом снимке
Смоленской области.

Смоленщина – удивительный край. Неповторима ее
историческая судьба, тесно связанная с историей нашего отчества.

… Не раз было небу от пламени жарко:
Ключ-город в осаде пылал.
И прежде чем выступил Минин с Пожарским,
Атаки Смоленск отбивал.

Есть интереснейшие достопримечательности на
Смоленщине. Пожалуй, и сами смоляне не подозревают, сколько уникальных
достопримечательностей расположено на территории области. А между тем, на
Смоленщине находится более трех тысяч объектов культурного наследия!

В боях под этим населенным пунктом Смоленщины Наполеон
потерял убитыми, ранеными и пленными более 9000 человек, 52 офицера, 2 генерала,
70 орудий и множество обозов. Это сражение — одно из самых больших сражений 1812
года. Назовите место, где произошло это событие, и отметьте его на космоснимке
Смоленской области.

Смоленская земля…

Она дала миру и Отечеству тысячи выдающихся людей,
прославивших ее своими достижениями в науке, культуре, спорте, других видах
деятельности. Имена многих смолян стали символом воинской доблести, чести,
трудовой славы.

Немало поэтов дала России Смоленская земля. Лучшие из
них приобретали громкую всероссийскую известность, уходили в Петербург и в
Москву. Автор стихов:

«Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя».

– единственный большой поэт, который всю жизнь прожил
в Смоленске и посвятил родной земле всё своё творчество, отдал ей всю душу.
Назовите поэта и отметьте место его рождения на космоснимке Смоленской области.

Один из наших земляков стал одним из пионеров
вертолетостроения. Советский ученый, специалист в области аэродинамики,
основоположник советского вертолетостроения, генерал-лейтенант
инженерно-технической службы. В 1930 г. по его схеме создан первый
экспериментальный вертолет ЦАГИ – 1-ЭА, в 1941 г. сконструировал двухместный
вертолет «Омега», впервые показанный на воздушном параде в Тушино (1946 г.).
Несмотря на то, что его имя не носит ни один вертолет, выработанные им
теоретические основы и практические решения, подготовленные им специалисты
явились основой, на которой возникло отечественное вертолетостроение. Назовите
ученого и отметьте место его рождения на космоснимке Смоленской области.

Это лишь немногие примеры заданий, которые можно
предложить учащимся и которые они с интересом выполняют. Извлечение информации
из космических снимков непростое, но очень увлекательное занятие, позволяющее
развивать у школьников умения работать самостоятельно и в группах, прививать
навыки исследовательской работы, целевого использования ресурсов Интернет.

Источники информации:

  1. Живая карта. Москва, Некоммерческое партнерство
    «Прозрачный мир», 2009 г.
  2. Вокруг да около. Москва, Некоммерческое партнерство
    «Прозрачный мир», 2009 г.
  3. География Смоленской области 8-9: учебное пособие /
    Под ред. А.П. Катровского. – 5-е изд., перераб.
    И доп. Смоленск, 2006 г.
  4. Земля Смоленская Родная/ З.Ф. Шиманова, Т.К. Полякова.
    Смоленск: СОИУУ, 1997 г.
  5. История и культура Смоленщины с древнейших времен до
    конца XVIIIвека/ Г.А. Ластовский. Смоленск: Изд-во «Русич», 2009 г.
  6. Литература Смоленщины: учебник-хрестоматия по литературному чтению – 9/
    Составитель Г.С. Меркин. Смоленск, 1994 г.
  7. Поэты земли Смоленской/ В.С. Баевский, Л.В. Павлова.
    Смоленск: Комитет по образованию.
  8. Смоленск в исторических судьбах России/ А.А.
    Кондрашенков. Смоленск: СГПУ, 2002 г.
  9. http://admin.smolensk.ru/history/ index.htm
  10. http://kosmosnimki.ru/

Следующий: