Использование компьютерной технологии обучения при изучении темы Характеристика населения стран зарубежной Европы и зарубежной Азии 10-й класс

При изучении нового материала “Характеристика
населения стран Зарубежной Европы и Зарубежной
Азии” вполне возможно перевести свою
деятельность из режима информирования в режим
консультирования и управления учениками. Так при
выполнении практической работы “Построение
круговой диаграммы численности населения мира”
обычным методом на выполнение уходит целый урок,
так как дети долго проводят числовые вычисления -
переводят миллионы человек в градусы и т.д., порой
даже не хватает времени на анализ. Если для такой
работы использовать компьютер, то можно
построить несколько разных видов ярких,
красивых, наглядных диаграмм (столбчатые,
круговые, широкие и обычные гистограммы) и успеть
их проанализировать.

Я предлагаю детям поработать по карточкам со
статистическим материалом, построить разные
виды диаграмм (использовать программу Microsoft Office
Excel)и проанализировать их. Построение диаграмм
идет в парах или индивидуально в зависимости от
количества ПК, а анализ дается вместе с
обсуждением после выполнения каждой карточки-
задания. На уроках информатики еще в 6 классе они
учатся строить диаграммы в электронном формате,
поэтому эта работа у детей не вызывает
затруднений. Важно только проследить, что бы дети
правильно внесли данные карточек и четко
проанализировать, проговорить каждую полученную
диаграмму.

Карточка-1 “Анализ роста численности
населения Зарубежной Европы и Азии в 20 веке (в
млн. чел.)”. Используя данные таблицы, постройте
линейные графики и проанализируйте их


Годы Зарубежная Европа Зарубежная Азия
1900 295 950
1920 329 966
1940 380 1123
1950 392 1392
1960 425 1715
1980 485 2569
2000 505 3698

Карточка- 2

. “Воспроизводство населения в
отдельных странах Зарубежной Европы и
Зарубежной Азии” (данные на 1995 год, в промилле)
Используя данные таблицы, постройте обычные
гистограммы и проанализируйте их


Страна Рождаемость Смертность
Швеция 13 12
Испания 10 9
Германия 10 11
Италия 9 10
Оман 53 14
Иран 43 17
Сирия 41 16

Карточка-3.



“Анализ полового состава
населения в отдельных странах Зарубежной Европы
и Зарубежной Азии ” (данные на конец 80-х годов,
численность мужчин на 1000 женщин).

Используя данные таблицы, постройте широкую
гистограмму и проанализируйте.


Регион Всего В возрасте от 0 до 14 лет В возрасте от 15 до 64 лет В возрасте старше 65 лет
Зарубежная Европа 952 1060 1000 649
Зарубежная Азия 1042 1050 1049 879

Карточка-4.

“Анализ возрастного состава
населения Зарубежной Европы и Зарубежной Азии”
(данные в процентах). Используя данные таблицы,
постройте 2 круговые диаграммы и
проанализируйте.


Регион 0-14 лет (дети) 15-59 лет (взрослые) Старше 60 лет (пожилые)
Зарубежная Европа 24 59 17
Зарубежная Азия 40 54 6

Карточка-5

. Задание немного усложняется,
каждому выдается название страны, дети должны,
используя Интернет-ресурсы, найти данные о
плотности населения в заданной стране, доли
городского и сельского населения. Данные
собираются в одну таблицу и анализируются с
учетом, что средняя плотность населения в мире 30
чел/ км2, доля городского населения в
среднем в мире равна 50 процентам, в России — 74.

Учащиеся выполняют такие задания с большим
интересом, и как показывает практика, такие
данные откладываются у детей в долговременную
память. Учитель не читает детям лекций, а
учащиеся сами, используя цифровые данные и
компьютерные технологии, смогли добыть знания.
Большим “плюсом” является наглядность,
красочность подачи материала.

Приложение 1




Следующий: