Использование компьютерной презентации на уроке географии по теме Вулканы и вулканические извержения. 6-й класс

Тип урока:

комбинированный.

Используемые ресурсы:

  • Мультимедийный комплекс.
  • Презентация, созданная творческой группой
    (учитель географии, учитель информатики,
    обучающиеся 7-8-х классов).
  • Карты: физическая карта полушарий, физическая
    карта России.
  • Атласы по географии для 6 класса.
  • Дополнительная литература: Детская
    энциклопедия “Вулканы”, занимательный атлас
    “Вулканы”, энциклопедия “Ридерз Дайджест”
    “Планета Земля”.
  • Цель:

    Изучение вулканов, вулканических
    извержений.

    Задачи:

    Образовательные:

  • Расширить и углубить знания о вулканах, об их
    строении;
  • Научиться определять типы вулканов, типы
    вулканических извержений и их особенности;
  • Рассмотреть причины образования вулканов;
  • Сформировать знания о районах распространения
    вулканов в мире и в России;
  • Сформировать умение определять географическое
    положение вулкана на карте.
  • Развивающие:

  • Развивать умения сравнивать, анализировать,
    выделять главное, делать выводы.
  • Развивать умения и навыки работы с
    тематическими и контурными картами.
  • Развивать познавательную активность, умения
    применять знания на практике.
  • Воспитательные:

  • Воспитание мотивов учения, положительного
    отношения к знаниям, дисциплинированности.
  • Воспитание толерантных отношений в классном
    коллективе.
  • Воспитание бережного отношения к технике.
  • Опорные понятия:

  • Вулкан;
  • Жерло;
  • Кратер;
  • Вулканическая камера.

  • Ход урока

    1. Организация класса на урок.

    2. Актуализация знаний через опрос ранее
    изученного материала.

  • Каково внутреннее строение земного шара? (Для
    ответа используется таблица “Внутреннее
    строение земного шара”)
  • Дайте характеристику типам земной коры.
    (Используется учебная таблица “Строение земли и
    земной коры”
  • Назовите и охарактеризуйте основные виды
    движения земной коры. (Учебная таблица “Движения
    земли и их следствия”)
  • Что такое землетрясение?

  • 3. Изучение нового материала.

    Учитель: С активностью земной коры
    связаны не только землетрясения, но еще одно
    природное явление, с которым мы сегодня и
    познакомимся.

    Включение видеофильма с записью извержения
    вулкана (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

    На фоне фильма учитель задает загадку:

    Вулкан

    Магма по жерлу рвется наружу,
    Выход из кратера ей очень нужен.
    Если проход на поверхность дан,
    Значит, проснулся грозный ……… (вулкан)

    – О каком явлении природы мы будем говорить
    сегодня? (о вулканах)

    – А что означает слово вулкан? (огнедышащая
    гора)

    – Вы уже знаете из курса Природоведения что
    такое вулканы. А почему он образуется, какие типы
    вулканов и извержений бывают, где они находятся,
    вы узнаете на этом уроке. И поможет нам в этом
    компьютер, который становится неотъемлемой
    частью нашей жизнью.



    Начинается демонстрация презентации. (Приложение 1)


    Слайд 1. Тема урока.
    Слайд 2-3. История возникновения слово
    “вулкан”.
    Слайд 4. Строение вулкана. (Во время
    просмотра слайда обучающиеся подписывают
    названия основных частей вулкана на заранее
    сделанных учителем заготовках-схемах)
    .

    Слайд 8-12. Вулканические выбросы. (Во
    время просмотра на заготовках-схемах (Рисунок 1)
    дорисовывают продукты вулканических выбросов).
    Слайд 13-14. Типы вулканов. (Во время
    просмотра этой группы слайдов учитель сам
    сравнивает и выясняет особенности различных
    типов вулканов, т.к. при рассмотрении слайда 15
    “Виды извержений” сравнение и анализ видов
    извержений предстоит сделать обучающимся)
    Слайд 15. Виды извержений. (Обучающимся
    предлагается самостоятельно выяснить и отметить
    в тетрадях существенные черты и особенности
    каждого вида извержений. Работу можно
    организовать индивидуально или в парах)
    Слайд 16-18. Мировая карта вулканов.
    (Учитель обращает внимание обучающихся на значок
    обозначения вулканов)
    Слайд 19. Схема (действующие, потухшие и
    уснувшие вулканы).
    Слайд 20-21. Великие извержения и их
    последствия.
    Слайд 22. Польза вулканов. Учитель
    говорит о том, что вулканы приносят не только
    разрушения, но и пользу.
    Слайд 23. Исследование вулканов.
    Слайд 24-25. Определение географического
    положения вулкана.


    4. Закрепление изученного материала.


    Слайд 26-29. Тест. Учитель предлагает
    обучающимся пройти тест для закрепления
    пройденного материала.


    5. Домашнее задание.


    Слайд 30. Домашнее задание.

    6. Подведение итогов. Выставление оценок.

    7. Рефлексия.

    Используемая литература

    1. Вулканы. Детская энциклопедия “Махаон”. –
      М.:2006, 130с.
    2. Вулканы. Занимательный атлас. Издательство
      Атлас. 2007г., 27с.
    3. ГерасимоваТ.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс
      географии. Учебник для 6 класса
      общеобразовательных учреждений. – 2-е изд.,
      стереотип. – М: Дрофа, 2003. – 176с.:ил., карт.
    4. Крылова О.В. физическая география. Начальный
      курс. Учебник для 6 класса общеобразовательных
      учреждений – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 192с.:
      ил., карт.
    5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии.
      6 класс. – М.: “ВАКО”, 2004, 288с. – (В помощь
      школьному учителю).
    6. Планета Земля. “ЗАО Издательский Дом Ридерз
      Дайджест”, 2008г., 256 с.



    Следующий: