Использование карты при изучении природы родного края

На уроках окружающего мира уделяется большое внимание работе с картой. Во всех современных программах включено знакомство, как с географической, так и с физической картами.

С позиции современной методики географии карта является триединым средством обучения: она служит объектом изучения, средством наглядности и источником знаний об изучаемых географических явлениях. Все три компонента картографических знаний взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, так как не зная карты, невозможно использовать ее как средство наглядности и источник знаний. Пользоваться языком географических карт человеку приходится всю жизнь. Основы же научных знаний о карте и элементарных умений работы с ней закладываются в начальной школе.

Важность умения работы с картой очень хорошо показал русский педагог – методист А.Брызгалов, который еще во второй половине XIX века писал: «…желательно, чтобы ученик мог относиться к карте так же, как, например, музыкант относится к нотам… Географические знаки, составляющие карту, должны быть данными, на которых он будет строить свои выводы, подобно тому, как для музыканта нотные знаки и известная их группировка рождают в уме ему известный ряд звуков…» /Брызгалов А.,1865/

Практика же показывает, что учащиеся средней школы и, тем более, начальных классов карту знают очень плохо: не владеют ее языком, не имеют практических навыков. Особенно сложно строится работа с картой родного края (для жителей Санкт-Петербурга – с картой Ленинградской области).

Мы предлагаем примеры двух уроков, которые можно провести по программе А.А. Плешакова в разделе «Природа родного края» (4 класс). Частично этот материал можно использовать в других программах при изучении форм поверхности и водоемов.


Урок №1

Тема: Поверхность нашего края.

Цель: дать представление о формах поверхности Ленинградской области.

Задачи:

  1. повторить стороны горизонта;
  2. вспомнить знания о формах поверхности;
  3. помочь учащимся в работе с картой России, картой Лен. области;
  4. познакомить с особенностями работы со «слепой» картой, в ходе совместной работы учиться её заполнять;
  5. прививать интерес к изучению родного края.

Оборудование для учителя:

  1. Игра «Лабиринт» (доска).
  2. Карта России.
  3. Карта Ленинградской области.
  4. Контур-карта (слепая карта).
  5. Видеофильм «Природа края» (или презентация)

Оборудование для учащихся:

  1. Карта Ленинградской области.
  2. Контур-карта.
  3. Цветные карандаши
  4. Ручка с черной пастой.
  5. Тексты для чтения.

Ход урока

I. Организационный момент. Посадка в группах.

II. Актуализация знаний. Игра «Лабиринт».

Учитель. Зная стороны горизонта, соберите буквы и узнайте тему нашего урока.

1

2

3

4

5

6

7

С

ЮВ

В

СВ

Ю

В

С

Учитель. Как вы понимаете эту фразу: «Что значит наш край? Что значит родной край?»

Сегодня мы начнем с вами путешествовать по родному краю.

  1. Где вы уже бывали?
  2. Что знаете о Ленинградской области?
  3. Что возьмем с собой в путешествие?

На листе бумаги составьте список тех вещей, которые возьмем с собой. Проверяем: (учащиеся могут предложить)

  1. предметы одежды;
  2. предметы быта;
  3. утварь;
  4. продукты питания;
  5. предметы ориентирования (карта, компас);
  6. медикаменты.

Учитель. Главным помощником нам в пути будет карта.

  1. Какую карту лучше всего взять? (Карту Ленинградской области).

На доске предложены две карты (физическая карта и «слепая» карта-контур).

  1. Чем отличаются эти карты?
    Слепую карту-контур мы будем заполнять во время путешествия. Мы нанесем на нее все, что будем узнавать в дороге, все наши открытия. Вторая карта поможет нам ориентироваться в пути.
  2. Что вы видите на физической карте?
    Сравните карту Ленинградской области с картой России.
  3. Почему на карте России наша область такая маленькая?
  4. Какой масштаб у карты России? У карты области?
  5. Объясните, как вы понимаете его?
  6. Что общего у этих карт?
  7. Чем они отличаются?

III. Усвоение новых знаний.

Откройте учебник на странице (100), выполните задание № 2. Проверяем работу.

Учитель. Мы отправляемся в путь. Просмотр видеофрагмента родного края.

  1. Что можно сказать о природе нашего края?
  2. Какое чувство вызывает у вас встреча с ней?

Сегодня нам предстоит познакомиться с формами поверхности Ленинградской области.

  1. Что такое поверхность?
  2. Какая она бывает?
  3. Каким цветом на карте обозначены низменности, равнины, горы?
  4. Как их нужно правильно показывать?

Используя карту и свои наблюдения, ответьте на вопросы №1,2,3 стр.101, (чтение заданий и обсуждение в группах). Проверяем работу.

V. Самостоятельная работа в группах.

Каждая группа отправляется в свой уголок Ленинградской области.

  1. Какие возвышенности располагаются на территории края?

I группа – Вепсовская возвышенность;

II группа – Тихвинская гряда;

III группа – Ижорская возвышенность;

IV группа – Лемболовская возвышенность.

Задание 1:

  1. Определить географическое место возвышенности.
  2. Определить форму, как выглядит.
  3. Найти самую высокую точку.

Самостоятельная работа. После обсуждения в группе выдается текст на карточке.

  1. Прочитайте текст, сравните свои открытия с текстом.
  2. Покажите возвышенность на карте, расскажите, что узнали о ней.

Проверка работы. Выступление представителей группы.

  1. Какие еще формы поверхности вы видите на карте?

Задание 2:

  1. Найдите низменности на карте.
  2. Подумайте, что вы можете о них рассказать (расположение, размеры).

Проверка работы. (Приневская, Приладожская, Тихвинская, Свирская, Волховская).

VI. Работа с контуром на доске и индивидуальными контурами.

Учитель. Мы с вами договорились, что все свои открытия нанесем на слепую карту-контур Ленинградская области. У вас на столах лежат такие же контуры. Положите их правильно перед собой.

  1. С какими формами поверхности на территории края познакомились? Покажите возвышенности на карте Ленинградской области.
  2. Кто попробует прикрепить название возвышенностей на слепой карте там, где они должны находиться?

Найдите на своей контурной карте примерное расположение Лемболовской возвышенности, поставьте точку. На карте они занимают определенную территории, попробуйте ее легонько обозначить карандашом (аналогично и другие). Можно подойти к доске, сверить свою работу с картой. Дома раскрасьте светло-коричневым цветом возвышенности. А сейчас подпишем печатными буквами названия.

  1. Каким цветом раскрашена остальная территория области?

Дома раскрасьте контур зеленым цветом.

VI. Обобщение изученного на уроке.

Учитель. Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу.

  1. Что узнали о родном крае?
  2. Как вам помогла карта?
  3. Могли бы мы не использовать карту? Почему?
  4. Какой вывод о форме поверхности Ленинградской области можно сделать? (холмистая равнина)

VII. Чтение текста учебника про себя.

VIII. Домашнее задание.

Учитель. Обычно путешественники ведут дневники, пишут о своих открытиях. У нас с вами контур Ленинградской области – часть дневника. Дома закончите работу с ней. Выполните задание, которое прикреплено для вас на доске у карты. Прочитайте его:

  1. Найдите на карте низменности, равнины, холмы, научитесь их правильно показывать.
  2. Найдите фотографии тех мет Ленинградской области, где вы отдыхали. Письменно расскажите об их поверхности.
  3. Прочтите текст учебника стр…

Тексты для чтения в группах.

  • Вепсовская возвышенность – северо-восточное продолжение Валдайской возвышенности, находится на востоке области. Холмы, образующие возвышенность, на севере, вблизи истоков реки Оять, достигают наибольшей высоты 291 метр. Холмы чередуются с сильно заболоченными плоскими равнинами, озерами и болотными впадинами. Высота холмов не превышает 50 метров. Рельеф не удобен для земледелия.
  • Лемболовские высоты (возвышенность) расположены в центральной части Карельского перешейка. Наибольшая высота 205 метров. На возвышенности много холмов, мелких рек и неглубоких, зарастающих озер. Их можно увидеть в районе Кавголово-Токсово. Этот район – излюбленное место лыжников. В Кавголово сооружен огромный трамплин, где устраивают российские и международные лыжные соревнования.
  • Ижорская возвышенность расположена к югу от Финского залива. Ее поверхность плоская. Самая высокая часть – северная, где она (вблизи поселка Можайского) круто обрывается. Сложена известняками, которые местами выходят на поверхность.
  • Тихвинская гряда протянулась с юго-запада на северо-восток. Начинается она в Новгородской области, где самая большая ее высота 280 метров. На территории нашей области гряда состоит из небольших холмов, покрытых хвойными лесами.

Урок №2

Тема: Водоёмы нашего края.

Цель: познакомить с водоёмами Ленинградской области.

Задачи урока:

  1. познакомить с географическим положением водоёмов Ленинградской области;
  2. помочь учащимся соотнести знакомые им водоёмы по месту отдыха с географическим положением на карте области;
  3. научить работать с контуром Ленинградской области, с физической картой края;
  4. расширять кругозор учащихся, знакомя их с историей родного края;
  5. показать роль водоёмов в жизни людей города, учить бережному отношению к ним.

Оборудование для учителя:

  1. Физическая карта Ленинградской области.
  2. Схема «Нева и её притоки», схема «Реки и каналы города».
  3. Ребусы, кроссворды.
  4. Книга Н. Ходза «Дорога жизни».
  5. Фотографии с видами рек и каналов города.
  6. Кроссворд.
  7. Фрагмент фильма ”Балтийское небо” (передвижение по Ладоге).
  8. Презентация (реки Ленинградской области, Финский залив), (Ладожское озеро, слайд шоу).
  9. Карта Санкт-Петербурга.

Оборудование для учащихся:

  1. Тексты (деформированные) о водоёмах края.
  2. Дополнительные схемы рек.
  3. Контур Ленинградской области.

Ход урока

I. Организационный момент. Посадка в группы.

II. Сообщение темы урока. Определение его задач.

Разгадайте ребус: (чай)

Учитель. Как называется край, в котором мы живём?

Покажите контуры Ленинградской области, которые вы заполнили дома.

Повторим название форм поверхности нашего края с помощью кроссворда:

7

п

1

л

е

м

б

о

л

о

в

с

к

а

я

в

2

в

е

п

с

о

в

с

к

а

я

р

3

т

и

х

в

и

н

с

к

а

я

4

п

р

и

н

е

в

с

к

а

я

5

и

ж

о

р

с

к

а

я

6

п

р

и

л

а

д

о

ж

с

к

а

я

т

ь

  1. Возвышенность, расположенная в центральной части Карельского перешейка.
  2. Она является продолжением Валдайской возвышенности. Покажите Вепсовскую возвышенность на своём контуре, на карте области.
  3. Она протянулась с юго-запада на северо-восток. Покажите на карте.
  4. Низменность, которая находится в южной части Карельского перешейка и расположена вдоль Невы. Покажи на карте, нанеси на свой контур.
  5. Возвышенность расположена к югу от Финского залива. Покажите её.
  6. Низменность, расположенная вдоль западного, южного и юго-восточного берега Ладожского озера. Покажите её на карте. Попробуйте найти на своём контуре, покажите друг другу. Подпишите контур.
  7. Как одним словом назвать равнины, холмы, овраги, низменности?
  • Какова поверхность нашего края?
  • Где вы бывали?

Прочтите свои рассказы, которые вы подготовили дома. Прикрепляем рассказы и фотографии рядом с картой Ленинградской области. На перемене соедините ниткой свои работы с теми местами на карте, где вы бывали, покажите эти места своим друзьям, учителю.

III. Совместные открытия новых знаний. Самостоятельная работа в группах.

Учитель. Продолжаем путешествие по родному краю. Отправляемся в путь! Сегодня мы познакомимся с водоёмами нашего города и области.

  1. Что такое водоём?
  2. Какие водоёмы вы знаете?
  3. На каких водоёмах Ленинградской области бывали?
  4. Где купались или плавали, ловили рыбу?

Каждая группа будет изучать свои водоёмы. Откройте учебник на стр., прочтите план, по которому нужно дать описание водоёма.

Работаем в группах:

  1. изучает Балтийское море и Финский залив,
  2. Ладожское озеро,
  3. реку Неву и её притоки,
  4. реки и каналы Санкт- Петербурга. (Дополнительный материал см. ниже.)

IV. Предъявление работ.

Учитель. На берегу какого моря расположен наш город?

  1. С какими государствами на Балтике граничит наша область?

Покажите Балтийское море и Финский залив на карте России.

  1. Как нужно показывать моря?
  2. Где расположены Балтийское море и Финский залив на вашем контуре?

Покажите в своей группе. Расскажите, что узнали о них. (рассказы детей.)

Учитель. Разгадайте ребус:

  1. Как связаны Нева и Финский залив? Покажите Неву на всех картах (России, Ленинградской области, контуре).
  2. Как нужно показывать реки?

Прогуляемся по Неве на теплоходе, полюбуемся на её берега (слайд- шоу или видеофильм).

Расскажите, что узнали о Неве. Назовите её притоки. Подпишите Неву на своём контуре.

Учитель. О каком водоёме говорится: «Оно имело огромное значение для жителей города во время Великой Отечественной войны»? Как вы догадались?

  1. Какую дату будет отмечать наш город 27 января?
  2. Что вы знаете о Ладоге военных лет?

Учитель. О Ладоге для вас очень хорошо рассказал писатель Н.Ходза в книге «Дорога жизни». (показ)

Немецкое радио кричало на весь мир: «Ленинград в блокаде! Ленинград в блокаде!» Враги не просто близко подошли к городу. Фашистам удалось окружить его. А из окружённого города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не может в окружённый Ленинград. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. А когда город окружён врагами, это и значит,что он в блокаде. Запасы продовольствия кончались. А в городе больше 2-х миллионов людей. Чем их кормить? Далеко, за кольцом блокады,- тысячи деревень и городов. Там — Большая земля. Там есть мука, мясо, масло. Но как их доставить в окружённый врагами город? Только одна дорога связывала блокированный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. Баржам с мукой нужно было преодолеть огромный, далёкий путь – 120 км по Ладожскому озеру. А там солдаты погрузят муку в товарные вагоны – и поезд пойдёт к городу. Опасен для барж такой длинный путь по Ладоге. Бьёт по ним вражеская артиллерия, бомбит фашистская авиация, подстерегают немецкие суда. Зимой, когда Ладога покрывалась льдом, муку перевозили на машинах.

Посмотрим фрагмент фильма «Балтийское небо» (передвижение по льду Ладоги). Какое же значение имела Ладога для жителей блокадного города?

Учитель. Найдите Ладожское озеро на всех картах, покажите в своей группе. Посмотрите на карте дорогу, по которой шла помощь в город (показ на настенной карте.)

  1. Что ещё вы узнали о Ладоге?

Подпишите на контуре озеро.

Разгадайте ребус: (фонтан + ка)

Расскажите, о каких реках города вы узнали. Вспомните, как надо показывать реки, попробуйте показать их на карте города всему классу. (показ).

V. Обобщение изученного.

Учитель. Составьте своей группой 2-3 вопроса, на которые вы хотели бы получить ответы от одноклассников по теме урока.

Самостоятельное составление вопросов в группах.

Перекличка: дети задают подготовленные вопросы классу, группы обсуждают и дают ответы.

VI. Домашнее задание.

Обязательно: чтение текста учебника, ответы на вопросы.

По желанию (на выбор):

  1. Составить рассказ о том водоёме, на котором отдыхал, по плану в учебнике и своим впечатлениям (письменно с фотографией).
  2. Найти на карте другие реки Ленинградской области (можно подготовить рассказ).
  3. Подобрать интересный материал о Ладоге.

Тексты для работы (деформированные):

Балтийское море.

  1. Реки и озёра Ленинградской области собирают свои воды с огромной площади, и почти вся эта огромная масса воды стекает к Финскому заливу Балтийского моря.
  2. Для предупреждения наводнений ведётся строительство защитной дамбы, которая проходит через Финский залив по линии Ораниенбаум – остров Котлин- станция Горская.
  3. Финский залив неглубокий, даже мелководный, поэтому для прохождения судов по дну Невской губы проложен морской канал. Солёность воды невысокая.
  4. В Финском заливе много островов. Самые крупные острова — Котлин (расположен город Кронштадт) и Мощный. Из-за мелководности температура воды на поверхности летом такая же, как и температура воздуха.

Озера Ленинградской области.

  1. На территории области очень много озёр. Самыми крупными являются Ладожское и Онежское.
  2. Онежское озеро — второе по величине после Ладожского в Европе. Название переводится с финского языка как звучащее озеро. Оно богато рыбой.
  3. Ладожское озеро самое большое из пресноводных озёр Европы. В него впадает 35 рек. Наиболее крупные – Волхов, Свирь, Вуокса. Ладожское озеро отличается низкой температурой воды из-за долгой зимы. Озеро богато рыбой.
  4. Чудское озеро находится на юго-западе области. Название произошло от племени чудь. На Карельском перешейке находится озеро Вуокса.

Нева и ее притоки.

  1. Нева – главная река Санкт – Петербурга. А что означает слово «Нева»? Одни учёные полагают, что «не» значит новая, а «ва» – вода. Другие переводят это название по – другому : «текущая среди мхов».
  2. Нева берёт своё начало (исток) в Ладожском озере. По пути в неё впадают и другие реки: Ижора, Охта, Тосно, Мга. Эти реки называются притоками.
  3. Мга – левый приток Невы. Раньше называлась Мья. Тосно (в старину Тьсна — узкая) — левый,самый крупный приток Невы.
  4. Охта – от древнеэстонского «медведь». Правый приток Невы. Это одна из самых крупных рек области.
  5. Ижора — в старину называлась Ингра. Левый приток Невы. Раньше по этой реке проходил важный торговый путь.

ПОДСКАЗКА УЧИТЕЛЮ:

  1. в уроке не указаны стр. учебника, т.к. в разных годах издания они разные,
  2. не дано время на каждом этапе урока, учитель сам может изменить объем материала и продолжительность работы.
  3. карта Ленинградской области при изучении родного края должна висеть постоянно, чтобы дети могли ею пользоваться вне урока.
  4. обязательно рассказы детей должны быть с фотографиями, их соединяем с тем местом, где дети бывали. Это нужно для того, чтобы дети могли соотнести место своего отдыха с расположением на географической карте.
  5. нет необходимости использовать весь предложенный материал.
  6. использовать работу с контуром Ленинградской области для индивидуальной работы.
  7. разнообразить домашнее задание: нарисовать, написать сочинение, разработать экскурсию, сделать рекламу или презентацию.
  8. подключать к этой работе родителей.

Пример работы с контуром:

  1. Нанести возвышенности.
  2. Обозначить равнины и низменности.
  3. Нанести реки.

Следующий: