Использование интернет-ресурсов при подготовке и проведении уроков ОБЖ

Наиболее важной задачей современной
педагогики является повышение эффективности и
интенсификации учебного процесса ( Трайнев, 2004 ).
Современный школьник стремиться в совершенстве
овладеть компьютерной техникой и технологией.
Задача учителя состоит в том, чтобы показать
возможности использования и применения этой
техники и технологии в получении новых знаний,
показать ребенку, что компьютер – это не просто
игровая установка, а машина, с помощью которой
быстро постигается и узнается новое.

Неотъемлемым компонентом обеспечений
современной образовательной системы являются
информационные ресурсы ( Интернет в гуманитарном
образовании, 2001 ). Информационный ресурс
это отдельные документы и отдельные массивы
документов в информационных системах (
библиотеках, архивах, фондах, банках данных,
других информационных системах )
(Библиографическое описание.., 2001 ). Одним из
разновидностей информационных ресурсов
выступает сеть Интернет.

В современных условиях сеть Интернет оказывает
огромную помощь в овладении информацией и
изучении отдельных учебных вопросов ( Смирнов,
Якупов, 2006 ).

Постулаты Федерации Интернет Образования (www.fio.ru) гласят:

Однако специфика каждого учебного предмета
диктует свои требования к работе с информацией (
Интернет в гуманитарном образовании, 2001 ). Уроки
“Основ безопасности жизнедеятельности” более
специфичны в отличие от других школьных
предметов, как в методическом, дидактическом, так
и технологическом аспектах. Возможности
использования сети Интернет на уроках ОБЖ
заключаются в следующем:

  • Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной
    теме;
  • Изучение конкретного Интернет-ресурса по
    методическим указаниям учителя;
  • Использование Интернет-ресурса в качестве
    дидактического средства на уроке ОБЖ;
  • Создание специализированного сайта.

Свободный поиск Интернет-ресурса по заданной
теме привел

к созданию электронной библиотеки
ОБЖ и справочным указаниям для учителя. Фрагмент
справочных указаний приводится ниже:

5.2.6. Транспортная безопасность. ПДД

Название

Электронный адрес

2.5.1 ПДД РФ http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml
2.5.2 Пропаганда ПДД http://gibdd.onego.ru/p_propag.htm
2.5.3 Безопасность автомобиля http://www.seu.ru/cci/lib/books/calendar/
2.5.4 Безопасность на транспорте http://www.warning.dp.ua/bezop11.htm
2.5.5 Безопасность пешехода http://www.warning.dp.ua/bezop13.htm
2.5.6 http://festival.1september.ru/2003_2004/

index.php?member=103499

Пример изучения конкретного Интернет-ресурса
по методическим указаниям учителя

1. Задание по теме “Экология и здоровье
человека”. Найдите на сайте электронной
экологической библиотеки “НИА-Природа”
материал о вредности биодобавок для здоровья
человека.

2. Алгоритм выполнения задания:

  • Подключение к Интернету.
  • Выход на сайт http:// www.lib.priroda.ru
  • Вход в раздел “Здоровье человека”.
  • Поиск и просмотр искомого материала.
  • Закачка найденного материала.
  • Просмотр основных моментов материала.
  • Составление резюме материала.
  • На завершающем этапе работы данный материал
    записывается в электронную экологическую
    библиотеку и ему присваивается шифр хранения.

3. Карта выполненной работы


Резюме к материалу
“____________________________________________________”

Электронный
адрес ____________________________

Тема _________________________________________________________

Описание _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________



Резюме составил___________________________

Дата ____________________

Пример использования Интернет-ресурса в
качестве дидактического средства на уроке ОБЖ.

Урок в 9классе “Биоритмы – организаторы нашей
жизни” из раздела “Экологическая
безопасность”.

Так, в подготовленной презентации урока
демонстрируется ссылка на сайты Интернета, с
отдельными страницами которых обучаемые будут
работать по индивидуально-групповой схеме,
проводя исследование.

Исследовательская работа на рассматриваемом
уроке проводится по группам. Состав группы 2-3
ученика. Каждая группа перед началом урока
получают индивидуальную карточку задание и
листы рабочей тетради по теме урока.

Пример карточки-задания для группы
№ 1.

Лист рабочей тетради группы № 1.

Страницы указанных выше сайтов записаны
заранее и включены в папку по теме урока.
Обучаемые получают возможность провести
исследование ( по указанному заданию ) с
изучением информации, помещенный в
Интернет-ресурсе. Данная методика показывает
обучаемым, что Всемирная сеть Интернет имеет
учебное и познавательное и познавательное
значение.

В результате длительного изучения сети
Интернет возникла необходимость в попытке создания
специализированного сайта
по “Основам
безопасности жизнедеятельности”. Причиной тому
послужило отсутствие такового и Интернете.

Адрес сайта: http://obz-bzd-npt.narod.ru/.
Авторский сайт представляет собой
учебно-методический комплекс Основ Безопасности
Жизнедеятельности и Безопасности
Жизнедеятельности. Структура сайта:

УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ

МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

АНКЕТА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ
ПРОГРАММЫ

МОИ ПУБЛИКАЦИИ

Сайт работает с апреля 2006 года. Статистика
счетчика сайта выглядит следующим образом:

Месяц

Число обращений к сайту

Кол-во уникальных
посетителей

Среднее число
обращений к сайту одним уникальным посетителем

Апрель

431

48

9

Май

217

41

5

Июнь

60

14

4

Июль

65

17

4

Август ( по 19.08 )

36

12

3

Всего за апрель-август

809

132

6

Таким образом, Всемирная компьютерная сеть
Интернет имеет огромные информационные и
дидактические возможности при подготовке и
проведении уроков ОБЖ.

Литература

  1. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред.
    Е.С.Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 272
    с.
  2. Смирнов А.В., Костин В.А. Преподавание раздела
    “Экологическая безопасность” посредством
    экологических Интернет-библиотек //
    Информационная культура в системе подготовки
    будущего инженера: Мат-лы
    регион.науч.-практич.конферн. – Казань: Изд-во
    КГТУ им. А.Н.Туполева, 2006. – 236 с. – С.176-177.
  3. Смирнов А.В. Технологические основы
    использования Интернета на занятиях ОБЖ и БЖД //
    Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
    2005-2006, г.Москва. — [электронный ресурс]. -
    http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310653
  4. Смирнов А.В., Якупов З.Я. Содержание вопросов
    экологической безопасности // Окружающая среда и
    здоровье: сборник статей III Всероссийской
    научно-практической конференции.- Пенза: РИО
    ПГСХА, 2006. – 238 с. – С.4-7.
  5. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика / Под
    общ.ред.В.Д.Матросова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004. – 320 с.



Следующий: