Использование информационных технологий на уроке географии в 10-м классе по теме «Урбанизация. Города мира»


Компьютер прочно вошел в нашу в повседневную
жизнь, как средство обработки, хранения и
предоставления информации. Применение
компьютера в обучении — повышает положительную
мотивацию к учению, активизирует познавательную
деятельность, развивает мышление и творческие
способности ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии, в
совокупности с правильно подобранными
технологиями обучения, использование активных
методов обучения становятся базой современного
образования. Что гарантирует необходимый
уровень качества, вариативности, дифференциации
и индивидуализации обучения и воспитания.

Принцип наглядности в географии имеет особое
значение, и внедрение современных технологий
открывает огромные возможности в усилении
наглядного представления об изучаемых явлениях
и процессах. Человек по своей природе больше
доверяет глазам, и более 80% информации
воспринимается и запоминается нами через
зрительный анализатор. Дидактические
достоинства уроков с использованием ИКТ –
создание эффекта присутствия (“Я это видел!”), у
учащихся появляется интерес, желание узнать и
увидеть больше.

Применение всех видов интерактивных,
аудиовизуальных и экранно-звуковых средств
обучения обеспечивает развитие творческих
способностей школьников и желание продолжить
работу самостоятельно.

В настоящее время в образовательном
пространстве имеется разнообразный набор
информационных и интерактивных средств обучения
географии. Это мультимедийные энциклопедии,
репетиторы, обучающие программы, виртуальные
экскурсии по музеям, интерактивная доска и т.п.

В своей практике использую компьютерные
презентации как источник учебной информации и
наглядного пособия. Визуальное представление
определений, фотографий, слайдов происходящих
явлений, карт, предъявление зрительных образов в
качестве основы для осознанного овладения
научными знаниями обеспечивает эффективное
усвоение учащимися новых знаний. Компьютерная
презентация в сочетании с живой речью учителя
создает географический образ объекта, позволяет
ученику связать слово и зрительный образ. При
подготовке презентаций использую богатые
информационные возможности различных поисковых
систем Интернета. С появлением в школах
интерактивных досок,
уроки-практикумы стала
проводить с применением этого электронного
средства. Используя электронный карандаш
(маркер), заменяющий мышь, можно управлять
компьютером. Им можно делать надписи, пометки,
чертить схемы. Интерактивные доски экономят
время, так как они позволяют хранить все
материалы в одном компьютере.

Все опрошенные учащиеся говорили, что учебный
процесс стал более интересным и увлекательным.
Учащиеся признают, что работать с интерактивной
доской и другими ИКТ гораздо интереснее, чем
просто с печатным материалом.

Урок

Цель урока:

обобщить представление об
урбанизации как о всемирном процессе, основанном
на росте городов и городского населения во всех
регионах мира.

Задачи урока.

Познавательные –

закрепить и обобщить
знания об урбанизации как о всемирном процессе,
определив общие черты урбанизации, объяснить
различия в темпах и уровнях урбанизации
отдельных регионов мира. Рассмотреть историю
возникновения городов, получить представления
об основных критериях города, географии
крупнейших городов мира.

Развивающие

– развивать умения работать с
географическими картами и контурными картами,
развивать творческие способности и
познавательные интересы учащихся, расширить
кругозор учащихся через работу с первичными
источниками информации.

Воспитательные

– воспитывать умение
работать в группе, чувство взаимопомощи и
взаимовыручки, умение слушать товарища, привитие
уважительного отношения к мнению своих
товарищей, самооценки и оценки работы
одноклассников. Воспитывать чувство
ответственного отношения к выполняемой работе.

Средства обучения:

политическая карта мира,
статистические материалы, дополнительные
источники информации, учебники, атласы,
контурные карты, презентация,
интерактивная доска.

Формы организации учебной деятельности:


индивидуальные, групповые опережающие задания,
практическая работа с картами атласа и
контурными картами, работа с интерактивной
доской, беседа.

Форма проведения занятия (тип урока):

урок
повторения и обобщения знаний

Ход урока

  1. Организационный момент

Учащиеся класса разделены на группы (4). В
каждой группе дифференцированно слабые и
сильные ученики. Заранее ребята получили вопросы
и задания для подготовки и обсуждения, и список
литературы. Выбран тайм-скипер.

  • Обобщение знаний

  • Актуализация опорных знаний. Сообщение темы,
    цели урока. (Целевая установка). (Слайд 1,2)
  • Обсуждение вопросов, выступление групп. Вопросы
    для обсуждения на экране (доске).
  • В ходе урока каждая группа выступает по своему
    вопросу, представители других групп внимательно
    слушают, могут задавать дополнительные вопросы
    (их можно приготовить заранее). За каждый ответ и
    интересный вопрос группы получают жетоны –
    баллы. Работая в группах, отметка будет
    выставляться всей группе, поэтому задача ребят
    скоординировать работу группы, направить работу
    на получение максимально возможного количества
    баллов. Работу каждого члена команды оценивает
    вся группа, работу координирует консультант
    (бланк оценки работы в группе прилагается).
  • На выступление группам дается время – 5 минут.

    Вопросы и задания для обсуждения: (

    слайд 3)

    1. История возникновения городов. Первые города.
      Что вы о них знаете?
    2. Урбанизация. Охарактеризовать понятие
      “урбанизация” и ответить, какими общими чертами
      она обладает. Городские агломерации.
      Мегалополисы.
    3. Темпы и уровни урбанизации. Объяснить различия
      в темпах и уровнях урбанизации отдельных
      регионов мира. Можно ли управлять процессом
      урбанизации, регулировать его? Субурбанизация.
      Рурурбанизация. Ложная урбанизация.
    4. Современные города. Определить основные
      критерии города: численность, функции, плотность
      населения, планировка городов, уровень их
      благоустройства.

    Выступление группы 1. История возникновения
    городов. Первые города.

    Городские поселения возникли в результате
    развития ремесел, задолго до начала нашей эры.
    Город – от слова “городить”, “отгораживать”.
    Первые города появились в глубокой древности (в 4
    тыс. до н.э.) в дельтах Нила, Тигра и Евфрата, в
    древней Иудее, в Индии, как центры торговли и
    ремесла.

    Имена первых городов – Урук, Ур, Ниппур, Лагаш –
    знакомы теперь лишь специалистам. В 3 тыс. до н.э.
    столицей Египта был Мемфис, позднее столицей
    стали Фивы. Это были огромные города. Их украшали
    дворцы, храмы и пирамиды – гробницы фараонов (смотри
    слайд 4,5,6
    ).

    Следует отметить, что с 5 века до н.э. и до
    середины 19 века большинство из 25 крупнейших
    городов мира находилось в Африке и Азии. С 1369 г. До
    н.э. и по 1800 г. Титул самого большого города чаще
    имели африканские и азиатские поселения.

    В 1-2 тыс. до н.э. появились первые города в Европе
    (Старый Свет). Это древнегреческие города (смотри
    слайд 7).
    Особенность планировки древних
    городов одноэтажные здания, храм в центре.

    Чуть позже – римские города (смотри слайд 8 –
    фото Помпея. Италия).

    В средние века (11-13 вв.) город стал самым ярким и
    динамичным явлением. (Смотри слайд 9).

    В 18-19 века. Происходят промышленные перевороты
    в Англии, Франции.

    И результат промышленные города.

    И наконец, – 20 век. Современные города. (Смотри
    слайд 10
    )

    Итак, города возникли в связи с отделением
    ремесла и торговли от земледелия. Но большинство
    городов возникло в 19-20 вв. – в связи с развитием
    промышленности. Городов не существовало бы, если
    бы в них не было надобности. Они возникли там, где
    сконцентрировалось население, занимающееся
    разными видами деятельности.

    Выступление группы 2. Современные города.

    Говоря о современных городах, хотелось бы
    начать с вопроса: “А что такое город?”

    Город — это крупный населенный пункт, не
    связанный по преобладающему роду занятий его
    жителей с сельским хозяйством.

    А что значит крупный? Единого для всех стран
    понятия “город” не существует. Так, например:

    - в Дании, Швеции, Финляндии к городу относится
    поселение с числом жителей более 200 человек;

    • в ФРГ, Франции – свыше 2 тыс. человек;
    • в США, Мексике – свыше 2,5 тыс. человек;
    • в Нигерии – свыше 20 тыс. человек;
    • в Японии – свыше 30 тыс. человек;

    Вопрос классу:

    — Кто помнит, какова
    минимальная численность российского города? (12
    тысяч человек)

    Да, в России с 1957 года начальная граница
    людности города определена в 12 тыс. чел. Кроме
    того. 85 % населения городов и ПГТ должны
    составлять рабочие и служащие с семьями. Как
    видно из российского примера, учитывается не
    только число жителей, но и преобладающий род
    занятий – в промышленности, сфере обслуживания.
    (Слайд 11)

    Понятие “город” объединяет поселения, которые
    очень сильно отличаются друг от друга по
    величине, возрасту и назначению, т.е. функциям.
    Многие города являются транспортными узлами и
    торгово-распределительными центрами,
    административными и культурными, учебными и
    научными центрами, городами – музеями и
    городами-курортами, и даже столицами. Некоторые
    города были специально построены, чтобы стать
    столицами. Например, столица Австралии –
    Канберра. (Слайд 12)



    Вопрос классу: Как вы думаете, чем город
    отличается от других населенных пунктов –
    сельских? (высокая людность и плотность
    населения, занятость жителей в промышленности,
    наличие административных функций, этажность
    застройки, динамичность населения, развитая
    инфраструктура, городской образ жизни, уровень
    благоустройства).

    Да, в крупнейших городах плотность населения
    достигает 700-800 ч/км2 – Лондон, Париж,
    Нью-Йорк. И, конечно, этажность застройки -
    небоскребы. (Слайд 13,14)

    Итак, в наши дни размещение населения все более
    определяется географией городов, общее число
    которых на земном шаре исчисляется десятками
    тысяч.

    Учитель:

    города представляют собой сложное
    социально-экономическое явление. Это места
    концентрации материального и интеллектуального
    производства, сосредотачивающие весьма
    значительные массы людей. Определяя роль
    городов, Н.Н. Баранский писал: “Города — это как
    бы командный состав страны, организующий ее во
    всех отношениях — ив хозяйственном, и в
    политико-административном, и в культурном… С
    экономико-географической точки зрения, города
    плюс дорожная сеть — это каркас, это остов, на
    котором все остальное держится, остов, который
    формирует территорию, придает ей определенную
    конфигурацию”

    Выступление группы 3. Урбанизация. Понятие
    урбанизации. Черты урбанизации.

    По ходу выступления представителя группы,
    учащиеся класса составляют опорную схему –
    опорный конспект (Приложение 2).

    Учитель:

    В среднем городское население
    мира увеличивается на 60 млн. человек, т.е.
    наблюдается рост городского населения и рост
    количества городов. Этот процесс получил
    название урбанизация. О нем расскажут ребята
    группы 3. (смотри слайд 15 — 19)

    Итак, современная урбанизация как всемирный
    процесс обладает тремя чертами, характерными для
    большинства стран мира.

    Вопросы к группе 2

    .

    • В какой из стран мира самое большое абсолютное
      число горожан? (ответ: самая большая в мире
      численность горожан в Китае из-за высокой общей
      численности населения).
    • Возрастает численность горожан во всех
      регионах мира или в некоторых? (ответ: во всех
      регионах мира)

    Практическая работа “Крупнейшие
    агломерации мира”

    (слайд 20)

    Данные о крупнейших агломерациях учащиеся
    берут из карты учебника (смотри рис. 17, стр. 76) и
    отмечают на контурных картах. (Смотри слайд
    “Крупнейшие агломерации мира”
    ). Во время
    практической работы по одну представителю групп
    подходят к интерактивной доске, где показана
    контурная карта мира. Им необходимо обозначить
    крупнейшие города мира, подписать маркером их
    названия. Каждому представителю – по 5 городов.

    Вопрос классу:

    Назовите регион мира, где
    сосредоточена большая часть городских
    агломераций? (Азия)

    Учитель:

    Несмотря на наличие общих черт
    урбанизации как всемирного процесса в разных
    странах и регионах мира она имеет свои
    особенности, которые находят выражение в
    различных уровнях и темпах урбанизации.

    Выступление группы 4. Темпы и уровни
    урбанизации.

    По уровню урбанизации все страны можно
    разделить на три группы:

    • высокоурбанизированные (доля городского
      населения свыше 50 %);
    • среднеурбанизированные (доля городского
      населения от 20 до 50%);
    • слабоурбанизированные (доля городского
      населения ниже 20%).

    В некоторых городах-государствах уровень
    урбанизации достигает 100% — Сингапур, Ватикан,
    Сан-Марино – очень высокоурбанизированные
    страны.



    Темпы урбанизации во многом зависят от ее
    уровня.

  • В экономически развитых странах, где высокий
    уровень урбанизации, доля городского населения в
    последнее время растет сравнительно медленно,
    урбанизация продолжает развиваться “вглубь”,
    приобретая новые формы.
  • Многие горожане в США, а затем и в других
    развитых странах в связи с ухудшающимся
    состоянием окружающей среды и ростом
    преступности в крупных городах начали
    переселяться в пригороды. Очередная перепись
    населения показала, что в США в пригородах
    проживало больше населения, чем в самих крупных
    городах. Американцы говорили: “Мы нация не
    только городская, мы нация пригородная”. Этот
    процесс получил название субурбанизация.
    Дословно – урбанизация пригородов
    . (Смотри
    слайд 21).

    Одновременно наблюдается внедрение
    некоторых городских условий и норм жизни в
    сельские поселения, т.е. рурурбанизация
    (сельская урбанизация).

  • В развивающихся странах, где уровень
    урбанизации значительно более низкий,
    урбанизация продолжает расти “вширь”, а
    городское население быстро растет. В этих
    странах ныне находится также большинство
    городов-миллионеров и “сверхгородов”. Особенно
    велика (47%) доля Зарубежной Азии.
  • Это явление, получившее в науке наименование “городского
    взрыва”.
    . Однако рост населения городов в
    этих регионах намного опережает их реальное
    развитие.
    Он происходит в значительной мере
    благодаря постоянному “выталкиванию”
    избыточного сельского населения в города,
    особенно крупные. При этом неимущее население
    обычно селится на окраинах больших городов, где
    возникают пояса нищеты, пояса трущоб. Подобная,
    как иногда говорят, “трущобная урбанизация” или
    “ложная урбанизация” приняла очень большие
    размеры. (Смотри слайд 22)

    Итак, темпы урбанизации зависят от уровня
    урбанизации. Чем выше уровень урбанизации, тем
    ниже темпы, и наоборот.

    Вопросы группе 3.

  • Для каких стран характерна субурбанизация? (ответ:
    субурбанизация – это урбанизация пригородов.
    Она характерна для развитых стран).
  • Для каких стран характерна ложная урбанизация? (ответ:
    для развивающихся стран)
  • Проблемный вопрос: представьте
    ситуацию

    Два друга-корреспондента, выполнявшие задания
    российской газеты в большом городе одной из
    зарубежных стран, связались по радиотелефону:

    Первый пожаловался – “Ну и занесло же меня!
    Кругом одни трущобы, на улицах сплошная грязь, ни
    одного фонаря. Воды, кажется, тоже нет”.



    “Там, где я нахожусь, люди вообще не живут, -
    ответил второй. – Но район просто шикарный:
    небоскребы, сплошные офисы. Столько машин –
    никак не припаркуюсь”.

    Вопрос: в какой части города находится каждый
    из корреспондентов? В каких городах мог
    произойти этот разговор?

    (первый – в чайнатауне – так
    называются бедные районы, заселенные
    преимущественно эмигрантами; второй – в даунтауне
    или Сити – обиходное название центрального
    делового района города, от которой начинается
    нумерация зданий. Во многих крупнейших городах
    даунтаун получил свое собственное название: Сити
    в Лондоне, Манхеттен в Нью-Йорке, Луп в Чикаго,
    район улицы Гинза в Токио. Стоимость земли в
    городах обычно повышается от окраин к центру, т.к.
    центральное местоположение обладает немалыми
    транспортными выгодами. Определенную роль
    играет фактор престижности).

    Промежуточное подведение итогов –
    работы в группах

    “Мозговой штурм” — Города – это добро
    или зло

    Учитель:

    мы – горожане, более активны,
    мобильны, чаще контактируем, иногда не
    подозревая об этом, в автобусе, в магазине и т.д. В
    больших городах шире возможности для получения
    образования, отдыха и т.д. Назовите плюсы и минусы
    городской жизни.

    Каждая группа получает конверт с карточками,
    где написаны положительные и отрицательные
    стороны городов.


    Положительные стороны
    городов

    Отрицательные стороны
    городов

    Высокий уровень благоустройства Высокая стоимость жилья
    Этажность застройки Низкое качество питьевой воды
    Обеспечение города теплом и энергией Загрязнение воздуха
    Утилизация городских отходов на
    специальных предприятиях
    Богатые и бедные кварталы
    Развитая инфраструктура Грязные улицы
    Городской образ жизни Высокие цены на землю
    Динамичность населения Нехватка продовольствия и
    нерациональное питание.
    Высокие уровень развития медицины и
    здравоохранения
    Концентрация промышленного
    производства
    Большие возможности для получения
    образования
    Вспышки инфекционных заболеваний
    Высокая людность и плотность населения Автомобильные пробки

    Обсуждение работы групп.

    Выводы:

    (слайд 24)

  • Города возникли в глубокой древности, еще до н.э.
  • Современный город это “каркас” территории
    любой страны. Города наиболее полно
    удовлетворяют потребности населения в
    материальном и духовном плане.
  • Рост городского населения идет быстрыми
    темпами, особенно в развивающихся странах.
  • Население концентрируется в основном в крупных
    городах, что приводит к образованию более
    сложных систем городов (агломераций,
    мегалополисов)
  • Урбанизация охватила все регионы мира, т.е. это
    всемирный процесс.
  • 3.Закрепление знаний

    Фото-викторина “Знаешь ли ты города мира?”

    Учитель: Известные города мира знамениты
    прежде всего, тем, что у любого человека,
    независимо от того, бывал он там или нет, есть
    свой собственный образ города, складывающийся по
    книгам и фильмам из отрывков, кусочков, ярких и
    незабываемых. Города – удивительные творения
    рук, ума, таланта человека. В каждом из них
    отражается история государства, уникальные
    архитектурные памятники

    Совершим путешествие по известным городам
    мира.

    • Первый в мире крытый стадион, вмещавший до ста
      тысяч зрителей – Колизей- символ этого
      государства. (Рим, столица Италии)
    • Биг-Бен, Таурский мост – символы этого города. (Лондон).
    • Московский Кремль символ этого российского
      города. (Москва)
    • 30-метровая статуя Христа из белого мрамора
      весом 1200 тонн? (Рио-де-Жанейро).
    • Оперный театр (Сидней).
    • Эйфелева башня — (Париж)
    • Статуя Свободы (Нью-Йорк).
    • Бранденбургские ворота, Берлинская стена (Берлин).
    • Город каналов и карнавалов. Гондолы длинные
      узкие лодки – Венеция.
    • Визитной карточкой этого европейского города
      стала бронзовая фигурка Русалочки с веточкой
      водорослей в руке; грустными глазами смотрит она
      в море. (Копенгаген, столица Дании)
    • В этом городе расположены Императорский дворец
      – центр Запретного города, и Храм Неба, и Летний
      дворец, и Великая Китайская стена. Его называют
      “город велосипедов” (Пекин).
    • Самсон, разрывающий пасть льва. Фонтан в
      Петергофе. (Санкт-Петербург).

    4.Рефлексия

    Что нового вы узнали на уроке?

    Вы изучали эту тему с интересом?

    Что вызвало у вас трудность?

    5.Подведение итогов. Домашнее задание

    Тема 3, п. 1-4




    Следующий: