Использование информационных технологий на уроках географии на примере урока Аргентина – одна из стран востока Южной Америки, 7-й класс

Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса. Использование информационных технологий предъявляет определенные требования не только к материальному, но и к методическому обеспечению, к знаниям учителя и навыкам ученика.

Применение различных электронных пособий и презентаций помогает учителю разнообразить виды деятельности учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий, помогает им наглядно воспринимать новую информацию, запоминать ее, и просто интереснее слушать.

Я часто использую на своих уроках различные электронные пособия и презентации по различным темам, с которыми работаю сам, а также выполняют учащиеся старших классов.

Предлагается конспект урока «Аргентина – одна из стран востока Южной Америки» (7 класс).

В ходе урока используется компьютерная презентация, подготовленная в программе Power Point. Предлагаемая презентация достаточно хорошо помогает учащимся воспринимать новый материал.

Цели урока.

Образовательные:

  • познакомить учеников с одной из крупнейших и развитых стран Южной Америки – Аргентиной, с географической характеристикой данной страны (географическим положением, природой, особенностях населения и хозяйством страны).

Воспитательные:

  • формирование мировоззренческих идей.

Развивающие:

  • умение работать с картами атласа и рисунками учебника,
  • развитие навыков конспектирования,
  • развитие памяти, логики и интеллекта.

Тип урока:

  • комбинированный.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный.

Приемы:

  • рассказ,
  • беседа.

Оборудование:

  • физическая карта Южной Америки;
  • атласы;
  • демонстрационные рисунки о природе Южной Америки и Аргентины;
  • презентация «Аргентина – одна из стран востока Южной Америки» (Приложение 1);
  • учебник М. В. Душиной «География материков и океанов»
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Приветствие;
  2. Проверка отсутствующих;
  3. Проверка подготовки учащихся к уроку;
  4. Озвучивание темы и целей урока.

В течение урока заполнить таблицу, указав различия и сходства между Аргентиной и Бразилией (сравнить географическое положение, природу, особенности населения, хозяйственной деятельности).


Показатели

Бразилия

Аргентина

Географическое положение

Рельеф

Климат и внутренние воды

Растительный и животный мир

Особенности населения

Хозяйственная деятельность

II. Проверка домашнего задания и повторение материала, изученного на прошлом уроке.

Прежде чем перейти к объяснению нового материала, необходимо учащимся задать несколько вопросов, позволяющих перейти к новой теме:

  1. Каково происхождение населения современной Южной Америки?
  2. Почему на Западе материка, в Андах, высокая плотность населения: ведь в горах, как правило, население редкое?
  3. По каким признакам можно группировать страны Южной Америки?
  4. Особенности географического положения и природы Бразилии?
  5. Особенности населения Бразилии?
  6. Хозяйственная деятельность населения Бразилии?

III. Изучение нового материала

1. Визитная карточка

Площадь: 2.800.000 кв. км
Численность населения: 34.600.000 человек
Столица: Буэнос-Айрес
Административное устройство: федеративная республика
Денежная единица: аустраль
Государственный язык: испанский
Господствующая религия: католицизм

2. Географическое положение.

Аргентина расположена в юго-восточной части материка Южная Америка. В состав территории, кроме материковой части входит восточная часть острова Огненная Земля и другие небольшие острова. Фолкленденские (Мальвинские) острова в Атлантическом океане являются спорной территорией между Аргентиной и Великобританией. На востоке страна имеет широкий выход к Атлантическому океану. Берега изрезаны мало, лишь эстуарий Ла-Платы врезается в сушу на 320 километров. Граничит Аргентина на западе с Чили, на севере с Боливией и Парагваем, на северо-востоке – с Бразилией и Уругваем. Территория Аргентины вытянута в меридиональном направлении. Небольшая ее протяженность с севера на юг составляет 3,7 тысяч километров. Большая протяженность морских границ сыграла важную роль в развитии ее внешних экономических связей.

3. Климат и внутренние воды.

Из-за положения Аргентины в южном полушарии с климатом в этой стране все «наоборот». Если у нас январь самый холодный месяц, то в Аргентине он самый жаркий, а июль самый холодный. Воздушные массы с севера приносят тепло и ливневые дожди, а с юга холод и нередко резкое падение температуры. Природа Аргентины, территория которой протянулась с севера на юг на четыре тысячи километров, очень разнообразна. Территория Аргентины сильно вытянута в меридиональном направлении и расположена в трех климатических поясах:

  • тропическом,
  • субтропическом
  • умеренном.

На севере страны, в тропиках, жарко и
влажно. Южнее, в субтропиках, климат теплый и влажный, а в Патагонии, на юге страны, явственно ощущается ледяное дыхание Антарктики. От Тихого океана Аргентину отделяют высокие горы Анды, покрытые вечными снегами и ледниками. На формирование климата большое влияние оказывает Атлантический океан на востоке и горы Анды на западе. Более половины территории страны лежит в зоне недостаточного увлажнения. Характерны реже неожиданные перемены погоды, вследствие отсутствия горных цепей в широтном направлении ветры проникают то с севера (тропические сухие), то с юга (холодные). Распределение типов климата обусловливает наличие соответствующих природных зон. На севере страны, в Гран-Чако, в области тропического сезонно-влажного климата (дожди летом) находится «полюс жары» всей Южной Америки. В междуречье рек Парана и Уругвай и в Пампе находится область благоприятного субтропического климата. Здесь, растут субтропические леса с ценными породами деревьев, южнее находятся прерии со степной растительностью. Пампа представляет собой плоскую равнину, субтропическую степь с плодородными почвами, сильно измененную человеком, создавшим здесь сельскохозяйственные ландшафты полей и пастбищ. На севере расположены вечнозеленые леса. Из дерева кебрачо, растущего там, получают дубильные вещества, необходимые для обработки кож. В предгорьях Анд много садов и виноградников, эту область называют «садом республики». Выращивают здесь чай «мате» — национальный напиток аргентинцев. Он горьковат, но хорошо утоляет жажду и придает бодрость. Патагония — это в основном высокие равнины, занятые злаково-кустарниковыми полупустынными и сухими степями. Климат здесь сухой и суровый. А во влажных Патагонских Андах растут леса, которые с высотой сменяются кустарниками и высокогорными лугами. Леса этой зоны составляют 1/3 лесопокрытой площади страны. Примерно треть территории Аргентины покрыта сухими лесами. В каждой стране есть своя главная река. Для аргентинцев это Парана, протянувшаяся почти на пять тысяч километров. Ее притоки носят названия соседних государств — Уругвай и Парагвай. Низовья Параны называются Ла-Плата, и у впадения в океан, где расположена столица и другие крупнейшие города, ширина реки достигает трехсот километров. Это своеобразное море. Чтобы защитить прилегающие районы от опустошительных наводнений, на Паране и ее притоках намечено построить крупные плотины, соорудить мощные электростанции. В будущем реки бассейна Ла-Платы намечено соединить с бассейном реки Амазонки. Посмотрите на физическую карту Южной Америки, и вы убедитесь, что после осуществления этого грандиозного проекта будет создана система речных путей, которые соединят страны этого континента. Морские суда смогут подниматься в его внутренние районы.

4. Рельеф.

Аргентину можно по рельефу разделить на две примерно равные части:

  • равнинную на севере и востоке,
  • возвышенную и горную — на западе и юге.

Вдоль всей западной границы Аргентины простираются могучие Анды. На образование форм рельефа Огненной Земли оказало воздействие оледенение (ландшафт — моренный). К югу от реки Рио-Колорадо (на юге страны) лежит Патагония. Характерные для нее формы рельефа — ступенчатое плато с крутыми склонами с крутыми склонами, расчлененные каньонами. Патагония в виде ступеней и террас спускается с запада на восток к Атлантическому океану с высот 2000 м до 100 м над уровнем моря. Между реками Рио-Саладо на севере и Рио-Колорадо на юге простирается обширная равнина — Пампа. Это самая обжитая и густонаселенная часть страны. На севере страны находятся еще две равнины: Гран-Чако и равнина в междуречье рек Парана и Уругвай. В западных районах имеются рудные полезные ископаемые. Страна выделяется запасами урановых, марганцевых, медных руд, бериллия; есть свинцово-цинковые, вольфрамовые и железные руды. Из топливных ресурсов наибольшее значение имеют природный газ и нефть. Основные месторождения приурочены к осадочным породам в прогибах Патагонской платформы и межгорным прогибам Анд и на острове Огненная Земля. В Патагонии есть небольшие запасы бурых углей. Аргентина выделяется запасами неметаллических ископаемых, в т.ч. серы. Довольно многочисленны залежи различного строительного сырья (мрамор, гранит и др.).

5. Население.

В XVI веке испанские завоеватели, истребляя коренное индейское население, захватили много земель в Южной Америке. Одна из колоний была основана на юге материка. Ее назвали Аргентина, что означает «серебряная». Но испанцы не нашли там ни золота, ни серебра. Около трех столетий Аргентина была заброшенной колонией Испании. Изменений не произошло и после завоевания независимости в начале XIX века (9.VII. 1816 г.). Но во второй половине прошлого столетия Аргентина стала крупным поставщиком продовольствия в Западную Европу. Этому способствовало то, что страна расположена в южном полушарии: когда в Европе зима, в Аргентине — лето и созревает урожай. Посевы пшеницы и кукурузы занимают пространства Пампы — равнины, расположенной вблизи от Атлантического океана. Пампа на языке индейцев означает «земля без лесов». Там на пастбищах пасется крупный рогатый скот. В конце XIX века, чтобы освоить и заселить Пампу с ее плодородными землями и мягким климатом, в Аргентину устремился поток переселенцев из разных стран Европы, в основном испанцев и итальянцев. Были также немцы, шотландцы. Таким образом, население Аргентины сложилось в значительной степени под давлением массовой европейской иммиграции. Это типично переселенческая страна. Местное индейское население было почти полностью истреблено в ходе испанской колонизации. Ныне индейцев и метисов в Аргентине 650 тысяч человек. Аргентинская нация сформировалась из креолов (потомков испанских завоевателей), частично смешавшихся с местными индейцами, а позже, в XIX веке с многочисленными иммигрантами в основном из Европы. Поэтому Аргентина относится к «белым» государствам Латинской Америки (вместе с Уругваем). Страна впитала традиции культуры и быта многих стран и народов мира. Каждый, родившийся на территории Аргентины, по закону считается аргентинцем. Но и ныне здесь живут переселенцы из стран Европы и Азии. Большинство населения исповедует католицизм. Население размещено по территориям неравномерно. Характерна большая концентрация в прибрежном районе Пампы. Плотность населения в провинциях Буэнос-Айрес и Санта-Фе превышает сто человек на один квадратный километр (при средней по стране десять человек на один квадратный километр). В столице проживает треть населения страны. Буэнос-Айрес входит в число крупнейших агломераций мира. Крупными городами являются также Росарио, Кордова, Мендоса, Ла-Плата.

6. Хозяйственная деятельность.

Современная Аргентина стала крупной промышленной страной, одной из наиболее развитых в экономическом отношении стран Латинской Америки. По размерам ВВП в расчете на одного жителя, степени урбанизации, грамотности населения, уровню квалификации рабочей силы, стандартам питания страна принадлежит к числу лидеров среди развивающихся стран. Пампа — один из крупнейших сельскохозяйственных районов мира. Здесь выращивают пшеницу, лен, подсолнечник, табак, рис, кормовые культуры. Пампа кормит страну, а часть урожая продает за рубеж. Пампу с побережьем соединяют десятки железных дорог и шоссе. По ним в порты доставляют зерно. Производится много мяса, кожи и шерсти, которые вывозят в другие страны. В Аргентине добывают свинец и цинк, нефть и газ, урановую и другие руды, выплавляют металл, производят автомобили, тракторы, самолеты, морские суда, различное оборудование, в том числе электронную технику. В Аргентине построили атомную электростанцию, первую в Южной Америке Нефть добывают в стране с начала XX века. Развита нефтеперерабатывающая промышленность. Производится также выплавка цветных металлов — алюминия, свинца, цинка. Машиностроительный комплекс Аргентины выпускает весьма разнообразную продукцию. Значительного уровня развития достигло производство сельскохозяйственных машин, оборудования для легкой и пищевой промышленности, многих товаров бытового назначения. Одна из основных отраслей — автомобилестроение. Получило развитие судостроение, включая производство океанических, каботажных, речных, рыболовных и спортивных судов.

IV. Итоги урока.

Учащимся предложить ответить на вопросы:

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Назовите различия и сходства между Аргентиной и Бразилией (сравнить географическое положение, природу, особенности населения, хозяйственной деятельности). Работа с таблицей.

Мы с вами изучили одну из стран Востока Южной Америки на примере Аргентины. И после всего вышесказанного, я думаю, вы согласитесь, что Аргентина – одна из самых красивейших стран не только материка, но и всего мира. Причем, это можно сказать не только о природе, но и о культуре этой замечательной страны. Также Аргентину нельзя назвать типичной южноамериканской страной из-за огромного количества потомков белых переселенцев (все это и оказало сильнейшее влияние на культуру). Все это делает эту страну одной из самых неповторимых стран Южной Америки.

Домашнее задание

Учебник И.В. Душиной, параграф №46, записи в тетради.

Следующий: