Использование информационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету


“То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не
знаем – бесконечно”
(П.Лаплас)

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху,
которую в противовес уходящей “индустриальной
эпохе” называют “информационной эпохой”. А это,
прежде всего, означает то, что новыми мировыми
державами будут считаться те, которые развивают
наукоемкие технологии. Теперь самым важным
продуктом становится информация, и лидируют те
страны, жители которых смогут получить хорошее
образование и широкий доступ к информации.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием
новую проблему – подготовить ученика к жизни и
профессиональной деятельности в высокоразвитой
информационной среде, к возможности получения
дальнейшего образования с использованием
современных информационных технологий обучения.

Компьютер как универсальное средство
обработки, хранения и представления информации
прочно вошел в нашу повседневную жизнь. В
последние годы обучение с помощью
информационных технологий получило название информатизации,
использование которой повышает положительную
мотивацию к учению, активизирует познавательную
деятельность, развивает мышление и творческие
способности ребенка, формирует активную
жизненную позицию в современном
информатизированном обществе.

Применение компьютера на уроке разными
специалистами оценивается по-разному. Вместе с
тем полного отрицания использования компьютера
в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере,
целесообразности и месте компьютера в обучении.
Однако приход компьютера в школу неизбежен, он во
многом способен облегчить труд учителя, особенно
рутинного характера. Вводить компьютерные
элементы можно в уроки любых предметов. Меня, как
учителя географии, заинтересовала проблема
применения информационных технологий по
предмету и во внеурочной деятельности.

Мною был разработан пошаговый алгоритм
деятельности по внедрению компьютерных
технологий в систему работы:

Изучение тематической литературы по
данному вопросу

В качестве источников знаний использовала
публикации в предметном журнале “География в
школе”, журналах “Завуч”. Разнообразную
литературу о методических подходах и проблемах
ИТ в педагогической деятельности

Овладение компьютерной грамотностью

Компьютерную грамотность нередко называют
“второй грамотностью”. Умение пользоваться
компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая
часть “интеллектуального багажа” современного
человека. В настоящее время являюсь уверенным
пользователем Microsoft Office Word, Excel, Access, PowerPoint, Publisher.

Изучение педагогических программных
средств по своему предмету, оценка их достоинств
и недостатков

В зависимости от дидактических целей и
специфики географии как учебного предмета
выделяются следующие виды компьютерных
программ:

  1. Учебные (наставнические) программы –
    ориентированы преимущественно на усвоение новых
    знаний. Многие из них работают в режиме, близком к
    программированному обучению с разветвленной
    программой.
  2. Программы-тренажеры – предназначены для
    формирования и закрепления умений и навыков, а
    также для самоподготовки учащихся.
    Использование этих программ предполагает, что
    теоретический материал обучаемыми уже усвоен.
  3. Контролирующие программы – предназначенные
    для контроля определенного уровня знаний и
    умений. Этот тип программ представлен
    разнообразными проверочными заданиями, в том
    числе в тестовой форме.
  4. Демонстрационные программы – предназначены
    для наглядной демонстрации учебного материала
    описательного характера, разнообразных
    наглядных пособий (картины, фотографии,
    видеофрагменты). Их разновидностью можно считать
    географические интерактивные атласы, карты
    которые можно использовать не только в качестве
    наглядности, но и “накладывать” друг на друга,
    компоновать, применять диалоговую и
    интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные
    программы
    , имеющие возможности для
    графического редактирования.
  5. Имитационные и моделирующие программы –
    предназначены для “симуляции” объектов и
    явлений. Эти программы особенно важны для
    географии, когда изучаемый материал труден для
    показа или носит абстрактный характер
  6. Информационно-справочные программы –
    предназначены для вывода необходимой информации
    с подключением к образовательным ресурсам
    Интернета.
  7. Мультимедиа-учебники – комплексные программы,
    сочетающие в себе большинство элементов
    перечисленных видов программ.

В настоящее время в образовательном
пространстве имеется разнообразный набор
интерактивных средств обучения географии.
Перечислю некоторые учебные электронные
мультимедиаиздания, используемые мною в работе
по предмету:

1. учебные электронные мультимедиа издания на
компакт-дисках, предназначенные для
использования в преподавании конкретного курса
географии.

  • “География. Начальный курс. 6 класс”
  • “Материки, океаны, народы и страны. 7 класс”
  • “География России. Природа и население. 8
    класс”
  • “География России. Хозяйство и регионы. 9
    класс”
  • “Экономическая и социальная география мира. 10
    класс”

/Разработчик – Республиканский
мультимедиацентр Министерства образования РФ/

Все эти издания имеют примерно аналогичную
структуру:

  • Собственно иллюстрированный текст по темам и
    разделам курса
  • Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и
    т.д.), поддерживающие соответствующие темы и
    разделы курса
  • Интерактивный практикум
  • Контрольные вопросы и тесты
  • Словарь терминов и понятий, список персоналий
  • Блок дистанционного обучения

Кроме того, практически все мультимедийные
учебники содержат методические рекомендации.

Учебные электронные мультимедиаиздания,
предназначенные для поддержки прикладного
программного назначения, установленного на ПК

Библиотека электронных наглядных пособий по
географии. 6-10 классы.

/Разработчик – Республиканский
мультимедиацентр Министерства образования РФ/

“Современная универсальная российская
энциклопедия Кирилла и Мефодия”

Интеграция выбранных программ в урок и
внеурочную деятельность

Исследованиями установлено, что основным
источником познавательного интереса является процесс
сосредоточенной, углубленной деятельности,
направленной на решение познавательной задачи.
Комплексное применение интерактивных и
аудиовизуальных средств может стать средством
организации такой деятельности, помогает
повысить наглядность обучения. Принцип
наглядности можно рассматривать как стимул в
организации активной познавательной
деятельности учащихся при опоре на
представленные в средствах наглядности образы,
модели, знаки. Комплекс интерактивных и
аудиовизуальных средств выступает как
стимулятор, побуждающий к познанию, развитию
интереса, воображения, создающий эмоциональную
сферу обучения.

За время работы по данной проблеме
самообразования у меня сложилась следующие
направления применения ИТ в обучении географии
< рисунок 1>.

(Приложение 1)

Применение компьютерной техники на уроках
позволяет мне сделать урок нетрадиционным,
ярким, насыщенным, приводит к необходимости
пересмотреть различные способы подачи учебного
материала, предусмотреть различные подходы в
обучении географии. Компьютер на уроках при этом
использую с самыми разными функциями:

  • способ диагностирования учебных возможностей
    учащихся
  • средство обучения
  • источник информации, тренинговое устройство
  • средство контроля и оценивание качества
    обучения.

Возможности современного компьютера огромны,
что и определяет его место в учебном процессе.
Его можно подключать на любой стадии урока, к
решению многих дидактических задач, как в
коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Учитель, один раз подготовив компьютерный урок,
уже не сможет от него отказаться, так как он имеет
несомненные достоинства:

  • обогащает обратную связь между всеми
    участниками образовательного процесса и
    взаимодействие всех его компонентов
  • способствует дифференциации и
    индивидуализации обучения
  • мотивирует учебную деятельность учащихся
  • освобождает от субъективных оценок
  • способствует развитию самообразования
  • делает учебный материал более доступным
  • облегчает решение многих дидактических задач

Также незаменимым являются информационные
технологии и во внеурочной деятельности по
предмету. Слайды с фотографиями, информационным
материалом, видеоролики, анимации способствуют
формированию чувственных образов предметов и
явлений действительности, формированию
географической картины мира.

Применение всех видов интерактивных,
аудиовизуальных и экранно-звуковых средств
обучения обеспечивает развитие творческих
способностей школьников и желание продолжить
самостоятельную работу.

Вводить компьютерные элементы можно в урочную
и внеурочную деятельность по любым предметам.
Считаю целесообразным применение
информационных технологий в
учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Исследования в области психологии мышления
показывают, что нужно начинать учить человека
заниматься исследовательской деятельностью в
детском возрасте. Уже в школе и даже в дошкольном
учреждении формируются главные умения и навыки
исследовательской культуры. Здесь движущими
силами является любознательность, стремление
экспериментировать, самостоятельно искать
истину. Помимо эстетического оформления
выполненных работ, компьютер является
незаменимым в методике исследования.



Так, например, в учебном исследовании ученицы 9
класса в 2005 году по теме “Демографическая
ситуация села Новоенисейка” необходимо было
произвести обработку большого объема
статистических данных, полученных из
хозяйственных книг администрации
территориального управления.

Чтобы упростить обработку данных была
использована программа Microsoft Office Ассess, которая
позволяет создавать базы данных и программы для
работы с данными и управления ими. В базе данных
учтены фамилии, имена, отчества проживающих в
селе, их пол, место жительства, дата рождения.

< рисунок 2>




Таблица1
ФИО Пол Место жительства Дата рождения
Жибинова Елена Петровна ж Комсомольская 1-1 04.06.1925

Затем создавались запросы на выборку с
заданными параметрами:

< рисунок 3>


Запрос19/11-15
Код ФИО пол Дата рождения
191 Анохова Ксения Ивановна ж 09.01.1915
1045 Лобоцкая Татьяна Васильевна ж 20.01.1915

Запрос 19/11-15


поле код ФИО Пол Дата рождения
Имя таблицы Таблица 1 Таблица 1 Таблица 1 Таблица 1
Сортировка По возрастанию
Вывод на экран V V V
Условие отбора “Ж” Between # 01.01.1911 And # 31.12.1915#

Всего было выполнено 40 запросов по мужчинам и
женщинам, это позволило получить сведения для
создания половозрастной пирамиды населения и
затем проанализировать ее.

< рисунок 4>

Данная работа стала победителем районной и
призером Республиканской научно-практической
конференции учащихся.

Исследования школьников по демографии села
продолжаются. База данных обновляется и
расширяется, это позволяет выявлять особенности
демографической ситуации села.



В 2007 году на районной научно-практической
конференции работа “Рынок труда и занятость
населения села Новоенисейка”.

Созданная мною система использования
информационных технологий позволяет добиваться
качественного улучшения образовательного
процесса. В результате опросов, анкетирования,
учащиеся называют географию одним из самых
интересных предметов, стремятся реализовать
себя в разнообразных мероприятиях по предмету. С
подключением школы к сети Интернет несколько
расширятся направления применения ИТ в обучении
географии.

Образовательные ресурсы Всемирной паутины
могут быть полезны:

  • учителю для поиска дополнительной и
    обновленной информации в процессе подготовки к
    урокам и мероприятиям
  • ученикам для поиска информации в процессе
    подготовки различного рода творческих работ
    (докладов, рефератов, деловых игр, учебных
    конференций и т.д.)

Электронная почта может быть использована:

  • учителем для обмена учебно-методической
    информацией со своими коллегами, методистами,
    учеными
  • учеником для обмена учебными творческими
    работами со своими сверстниками
  • учителем и учеником для взаимного обмена
    информацией в процессе реализации задач
    дистанционного обучения и телекоммуникационных
    проектов

Телеконференции могут быть полезными:

  • учителям при обсуждении в режиме on-line наиболее
    актуальных вопросов содержания и методов
    обучения географии, др. важных и интересных
    проблем
  • ученикам при участии в различного рода
    образовательных и познавательных
    телекоммуникационных проектах

Культурологический подход к образованию
включает в себя формирование информационной
культуры новых поколений. Информационная
культура – это не только владение ПК, но прежде
всего это нравственное отношение к информации,
умение ее добывать, пользоваться ею, сохранять и
предъявлять посредством специального
устройства – ЭВМ. С помощью компьютерного
инструментария развивается, обогащается,
углубляется человеческое познание.
Информационная культура касается всех предметов
(в том числе и географии), ее умения являются
общеобразовательными.

Созданная мною система использования
информационных технологий позволяет добиваться
качественного улучшения образовательного
процесса. В результате опросов, анкетирования,
учащиеся называют географию одним из самых
интересных предметов, стремятся реализовать
себя в разнообразных мероприятиях по предмету.

Использованная литература:

  1. Журнал “География в школе”, № 4,5,6/2004.
  2. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения
    географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002.
  3. Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб.
    науч. тр./Под ред. проф. В.Н.Врагова. –
    Новосибирск,1999.
  4. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые
    уроки информатики. 8-11-е классы. – Ростов н/Д:
    изд-во “Феникс”, 203.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и
    информационные технологии в системе
    образования. – М.:, 1999.
  6. Свириденко С.С. Современные информационные
    технологии. – М.: Радио и связь, 1999.



Следующий: