Использование ИКТ на уроках географии


ТИОТ – один из вариантов реализации
личностно-ориентированного обучения, который
позволяет организовать учебный процесс на
основании принципов индивидуализации, лежащих в
основе построения индивидуальных траекторий.
Это дает возможность учащимся выбирать:

  • Уровень, объем содержания предметного знания
    (не ниже базового).
  • Информационные источники для усвоения (учебник,
    дополнительная литература, электронные
    учебники, демонстрационно-обучающие программы,
    Интернет).
  • Способ учения в соответствии с индивидуальными
    особенностями.
  • Темп продвижения по теме.
  • Форма, время и вид контроля по согласованию с
    учителем.

1-2 уроки

. Вводная лекция с использованием презентации.
Домашнее задание для себя определяет каждый
ученик.

3-6 уроки.

Учащиеся работают в произвольных
группах по5-6 человек. Количество групп зависит от
количества модулей, возможна и индивидуальная
работа. Каждой группе выдаются одинаковые
модули, дидактический материал, дополнительная
литература. Время выполнения заданий и формы
контроля определяются в каждом модуле (М12,
М3 М4). Количество модулей
определяется темой. Возможен вариант создания
презентации к каждому модулю.

Один из модулей по теме “Политическая карта
мира”

Модуль № 4
Тема:
Формы правления государства.


УЭ Задания Руководство
УЭ-0 Интегрирующая цель:

Познакомиться с
основными формами правления государства.



Уметь приводить примеры и показывать на карте
страны с разными формами правления.

УЭ-1 Цель: Познакомиться с основными формами
правления государства.

Задания:

  1. Дать определение понятию “республика”.
  2. Какие типы республик существуют?
  3. Приведите примеры стран.
  4. Дайте определение понятию “монархия”.
  5. Какие типы монархий выделяют в мире?
  6. Приведите примеры стран.
  7. Каких форм правления больше в мире?
  8. На каких материках (частях света) преобладают
    монархии, республики?

Ю.Н. Гладкий с.91

В.П. Максаковский

с. 14, “визитка”

УЭ-2 Цель: Выполнить практическую работу
“Формы правления государств”.

Задания:

  1. На контурной карте подпишите страны с разными
    формами правления (5-6 стран).
  2. Возможно выполнение в тетради. Заполнить
    таблицу “Формы правления государств”

Республика
Монархия

Примеры
стран

В.П. Максаковский

“визитка”

Контроль
  1. Знать определения: монархия, республика и их
    типы.
  2. Контурная карта.
  3. Уметь показывать страны на карте.
  4. Компьютерное тестирование.

Каждой группе выдается карта движения по теме,
некоторые ученики составляют свой
индивидуальный маршрут.


Группа 1 М 1. М 2 М 3 М 4 М 5
Группа 2 М 5 М 1 М 2 М 3 М 4
Группа 3 М 3 М 5 М 1 М 2 М 3
Группа 4 М 4 М 3 М 5 М 1 М 2
Группа 5 М 2 М 4 М 3 М 5 М 1

По мере выполнения каждого модуля ученик
проходит через промежуточный контроль (формы
контроля указаны в каждом модуле), после этого
он выходит на итоговый контроль.

После успешного выполнения итогового
контроля,
освободившееся время ученик
использует для углубления знаний (выполнение
творческих работ, решение олимпиадных заданий,
посещение библиотеки, подготовка к итоговому
уроку по теме, работа в Интернете…) или выступает
в роли консультанта.

Итоговый урок: с

еминары, практикумы, деловые
игры, и другие типы уроков по усмотрению учителя.

Наиболее интересно проходят игровые уроки по
теме “Рекреационные ресурсы мира. География
международного туризма” в 10 классе, после
изучения тем “Мировые природные ресурсы” и
“Мировое хозяйство”

“Туристическая биржа”



Тип урока: деловая игра.

Условия игры: сдвоенные уроки/

Цели и задачи игры:

  1. Сформировать представление о международном
    туризме как феномене эпохи НТР.
  2. Рассмотреть основные виды международного
    туризма.
  3. Познакомить учащихся с географией
    международного туризма.
  4. Продолжать формирование умения работать с
    различными источниками информации и выполнять
    творческие задания с использованием ИКТ.

Оборудование:

  1. Проектор.
  2. Компьютер.
  3. Визитки участников игры.
  4. Таблички на столах участников.

Этапы игры:

I этап: Подготовительный этап:

За 1-2 месяца объявляется тема и условия игры.

Класс делится на группы по 2-3 человека
(туристическая фирма). Каждая группа выбирает
объект изучения: природный, культурный,
исторический памятник или очень интересное
место мира, которое она будет представлять. Затем
подбирает материал и готовит презентацию.
Учитель проводит консультации и помогает в сборе
и обработке информации в компьютерном классе,
рекомендует сайты в Интернете.

Презентация готовится по определенному плану:

  1. Название фирмы.
  2. Дилеры .
  3. Карта страны с указанием объекта.
  4. Характеристика объекта с иллюстративным
    материалом.
  5. Источники информации.

II этап: Проведение игры.

В кабинете столы стоят по периметру, каждый
стол оформлен: название фирмы, дилеры, товарные
знаки фирмы, рекламные буклеты, проспекты и т.д.
На экране проектора слайд: “Туристическая
биржа” и понятия: биржа, дилер, прайс-лист.

  1. Игра начинается с презентации учителя “ Туризм
    как отрасль мировой экономики. Рекреационные
    ресурсы мира”.
  2. Определяется последовательность выступления
    жеребьёвкой, выдаются прайс-листы каждому
    участнику игры или заполняются в тетрадях..
  3. Происходит презентация, на которую отводится 3
    минуты и 1 минута на ответы.
  4. Каждый участник игры заполняет прайс-лист
    (выставляет оценки), учитывая содержание,
    наглядность, представление.

III этап: Завершение игры

В конце прайс-листов каждая фирма указывает три
фирмы, с которыми они будут заключать договор о
сотрудничестве. Подводится общий итог. Фирмы,
выигравшие конкурс, получают дополнительные
оценки.

Каждый участник игры получает три оценки:
представление, содержание презентации и за
прайс-лист.



Словарь терминов:

  • Биржа — государственная или акционерная
    организация, предоставляющая помещение,
    определенные гарантии, расчетные и
    информационные услуги для сделок, получающая за
    это комиссионные от сделки.
  • Дилер – физическое или юридическое лицо,
    деятельность которого сосредоточена на продаже
    товаров и услуг.
  • Прайс-лист – перечень товаров и услуг, с
    указанием цены (в игре цена – это оценка).
  • Фирма – предприятие, компания, преследующая
    коммерческие цели. Может иметь фирменный знак –
    символ, рисунок, отличительный цвет или
    обозначение, идентифицирующее продукт с его
    изготовителем и продавцом.

Прайс-лист


Представляемый
объект
Фирма Дилер Что интересно Цена (оценки)
Содержание Наглядность Представление
1
2
3
4 и т. д.

Игра ценна личностной самореализацией,
проживанием ролей. Происходит изменение
собственного смысла, принятие нового. Ученик
принимает решение, за которое он в ответе, и
средство коммуникации. Игра предполагает
творческое начало




Следующий: