Использование ИКТ на уроках географии в 7-м классе. План-конспект урока по теме Горные породы и минералы

Тип урока:

изучение нового материала.

Форма проведения:

презентационная лекция с
элементами практической работы.

Цели урока:

1. Углубление знаний о горных породах и
минералах.

2. Формирование коммуникативных навыков
учащихся.

3. Развитие практических умений учащихся.

Учебно-воспитательные задачи урока:

  1. Познакомить с разнообразием горных пород и
    минералов, их использованием и происхождением.
  2. Развивать умения учащихся определять горные
    породы.
  3. Продолжать развивать формы речевой
    деятельности учащихся.
  4. Формировать навык сжатого изложения
    информации.
  5. Способствовать развитию познавательной
    активности школьников и интереса к изучаемому
    предмету.
  6. Воспитывать чувство гордости за страну богатую
    полезными ископаемыми и талантливыми людьми.
  7. Расширять кругозор учащихся.

Средства обучения:


1) компьютеры, экран;

2) на столах коллекции горных пород, минералов,
монеты, изделия из алюминия, меди, олова, золота,
глины;

3) раздаточный материал (приложение
2
, приложение 3 );

4) географические атласы для 6 класса, таблицы
“Внутреннее строение Земли”, “Строение
литосферы”;

5) оформленный стенд “Самоцветы”, выставка
книг Куприна, Бажова.


Этапы урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение новой темы.

4. Обобщение и закрепление знаний.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

  • Вспомните, пожалуйста, какую оболочку мы с вами
    изучаем?
  • Что такое литосфера?
  • Каково внутреннее строение земного шара?
  • Для чего изучают внутреннее строение Земли?
  • Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?
  • Из каких слоёв состоит земная кора?
  • Как изучают земную кору?
  • 3. Изучение нового материала.

    Презентационная лекция.

    Сегодняшний наш урок пройдет в форме
    презентационной лекции. Нам с вами предстоит
    выполнить практическую работу по определению
    свойств горных пород и минералов;
    самостоятельную работу “Распредели горные
    породы по группам”, а также ответить на вопросы
    для повторения и сыграть в игру “Догадайся, о
    какой горной породе идёт речь?”. По ходу
    объяснения материала вы будете заполнять
    конспект.

    Включается презентация

    (приложение
    1
    )

    Ребята, сегодня мы с вами узнаем, из чего
    состоит земная кора, а также совершим
    путешествие в мир удивительных камней.

    А для этого нам понадобятся знания из курса
    природоведения.

    • Какие горные породы вы знаете? (слайд № 2)
    • Какие минералы вы знаете? (слайд № 2)
    • Чем минералы отличаются от горных пород? (слайд
      № 2, 3)

    Из коллекции камней выберите горные породы,
    затем минералы.

  • Можно ли сказать, что горные породы и минералы
    абсолютно одинаковые?
  • Определите, по каким же признакам они
    отличаются? (слайд № 4)
  • Каждая горная порода состоит из определённых
    минералов, а расположение горных пород в земной
    коре имеет закономерности.

    • Почему же горные породы имеют разные свойства и
      расположение в земное коре?

    Разнообразие горных пород и закономерности их
    распространения зависят от того, где, в каких
    условиях они образовались.

    Горные породы по происхождению делятся на три
    группы (слайд № 5)

    Когда расплавленная огненная масса – магма
    перемещается в верхние слои земной коры, она
    остывает и из неё образуются магматические
    горные породы: гранит, базальт, пемза, руды
    металлов (слайды № 6, 7, 8, 9)

    Найдите названные горные породы в коллекции,
    сравните их свойства. Запишите названия в
    конспект

    (приложение 3)

    На Земле постоянно происходит разрушение скал
    под воздействием воды, ветра, колебаний
    температуры, различных организмов и
    хозяйственной деятельности человека. Обломки
    горных пород и минералов уносятся текучими
    водами в разные водоёмы, осаждаются на дне и
    образуются осадочные горные породы (слайды № 10,
    11, 12, 13, 14, 15, 16)

    Найдите осадочные горные породы в коллекции,
    сравните их свойства. Запишите названия в
    конспект

    (приложение 3)

    Горные породы с поверхности Земли могут быть
    перемещены в результате тектонических движений
    на глубину. Под воздействием давления, высоких
    температур эти породы приобретают новые
    свойства. Так образуются метаморфические горные
    породы (слайды № 17, 18, 19)



    Найдите метаморфические горные породы в
    коллекции, сравните их свойства. Запишите
    названия в конспект

    (приложение 3)

    Итак, мы с вами познакомились с группами горных
    пород по происхождению, рассмотрели их свойства.
    А теперь, вопросы для повторения (слайды № 20,
    21), которые помогут вам выполнить проверочную
    работу
    (приложение 4)

    А кто из вас знает, как человек использует
    горные породы и минералы в своей хозяйственной
    деятельности?

    Издавна интересовались русские люди красотой и
    силой камня. Любой мастер камнерез должен уметь
    познать его скрытые свойства. Камни — немые
    свидетели прошлого, они могут рассказать о
    многом, нужно только суметь изучить и понять их
    “молчаливый язык”.

    С нами сегодня пойдут в путешествие юные
    геологи, которые подготовили рассказ о горных
    породах.

    Заслушивание опережающих творческих заданий о
    горных породах. О том, как используют люди горные
    породы в жизни, о поделках из горных пород (соль,
    графит, гранит, мел, торф, пемза, глина, медь,
    золото, олово) (слайды № 22 – 32)

    4. Обобщение и закрепление знаний.

    А теперь мы немного поиграем и отправимся к
    хозяйке “Медной горы”, она нам приготовила
    вопросы.

    Игра “Догадайся, о какой горной породе идёт
    речь”

    (слайды № 33, 34, 35, 36)

    ?

    Камень для грамотеев. Из него делают грифель
    для карандашей.

    Графит.

    ? Белая, её добавляют в пищу и для консервации
    овощей.

    Соль.

    ? Болотное богатство. Его используют как
    горючий материал и для удобрения почвы.

    Торф.

    Им учитель математики пишет на доске сложные
    примеры.

    Мел.

    ? Люблю тебя, Петра творение,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное течение,
    Береговой её ………………..

    Гранит.

    ? Из неё египетская царица Клеопатра делала
    косметические маски для лица.

    Глина.

    ? Из неё изготавливают рубли.

    Медь.

    ?

    Незаменимая “рубашка” для консервов.

    Олово.

    ?

    Из него делают колечки для Тани, серёжки для
    Сары.

    Золото.

    ?

    Она делает наши пяточки гладкими.

    Пемза.

    ?

    Она делает наши пяточки гладкими.

    Пемза.

    Продолжим наше путешествие.

    А слышали ли вы о так называемых “Камнях месяца
    рождения”?

    У каждого человека есть свой камень, приносящий
    ему счастье. Например, у человека, родившегося в
    декабре — бирюза. Если вы знаете свой камень,
    назовите и расскажите о нём. А кто не знает, мы
    определим их камни по числу и месяцу рождения (приложение 2) (слайды № 37 – 44)


    Январь — гранат

    Февраль — аметист

    Март — аквамарин

    Апрель — алмаз

    Май — изумруд

    Июнь — жемчуг

    Июль — рубин

    Август — хризолит

    Сентябрь — сапфир

    Октябрь — опал

    Ноябрь — топаз

    Декабрь — бирюза

    Особое место среди камней занимают
    драгоценные камни. Приглашаю Вас посмотреть
    самоцветы (демонстрация стенда).

    Алмаз — камень королей и стекольщиков, самый
    твёрдый на Земле минерал по твёрдости — 10 баллов.

    Яшма — пейзаж, нарисованный самой природой.

    Янтарь — самоцвет из солнечных лучей, смола
    древних сосен, превратившихся в камень.

    Многие русские классики “воспевали”
    самоцветы (демонстрация книг Бажова, Куприна)

    Куприн говорил:

    • о сапфире: “Он зелен, чист, весел и нежен, как
      трава весенняя, если поглядишь на него с утра, то
      весь день будет для тебя лёгкий”;
    • об изумруде: “Одни из них похожи на васильки в
      пшенице, другие — на осеннее небо, иные на море в
      ясную погоду. Это камень девственности — холодный
      и чистый”;
    • об алмазе: “ Это свет солнца, сгустившийся в
      земле и отражённый временем. Он играет цветами
      радуги, но сам остаётся прозрачным, словно
      капля…”.

    На этом наше путешествие закончилось. Надеюсь,
    что вы много узнали нового и интересного. И вам
    захотелось узнать и о других минералах (слайд №
    45)

    5. Подведение итогов урока.

    6. Домашнее задание.

    Выучить конспект (приложение 3)




    Следующий: