Использование игровых технологий в урочной и внеклассной деятельности при изучении Волгоградской области


Иммитационная игра «Маркетинг»

(экономическая география Волгоградской
области)

Маркетинг — рынок (переводе с анг. языка);
изучение рынка, воздействие на спрос с целью
расширения сбыта.

Эпиграф:

«Производить то, что продается, а не
продавать то, что производится».

Цель

:

  • углубить ряд понятий «специализация»,
    «экспорт» и др.;
  • проиллюстрировать экономические отношения;
    прививать навыки работы с различными
    источниками информации; развивать творческие
    способности у ребят; профессиональное
    становление личности ученика.

Подготовительный период.

Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек
(экспертная комиссия, представители города).
Выбирается для обсуждения крупный город области,
например, Волжский (или район города).

Для игры подбираются различные наглядные
пособия ( карта, картины, фотографии, упаковки
из-под продукции, сами образцы продукции,
гербарии, плакаты, рекламные листы, буклеты и
т.д.).

Все это поможет ребятам наглядно представить
город Волжский.



Каждая группа должна иметь свое рабочее место.
Места для экспертной комиссии, стол неторговых
соглашений.

На столе должен быть: ватман, набор цветной
бумаги, ножницы, клей, фломастеры, карты,
справочник, проспекты.

Ход игры

«Мы приветствуем Вас в нашем Доме торговли.
Сегодня здесь собрались специалисты по
маркетингу».

Игра проводится в 4 раунда.

Раунд.

Подготовительный. За 20 минут из
подручных средств участники игры оформляют
рекламу своего города и укрепляют ее в
отведенном месте.

Идет коллективная, творческая работа.

Раунд.

Краткая информация о городе и реклама
ее продукции. Ребята получают игровую валюту
(городишки или денежка) всем равное количество
15-20 штук.

Раунд.

Изучение рынка сбыта и спроса на
продукцию города.

Представители каждой команды сообщают, что и у
кого они будут покупать. За продовольствие
платят- 1еденицу «валюты», за сырье-2, за
готовую продукцию-3.

По ходу «торга» эксперты быстро принимают
«валюту» и раскладывают по специальным
коробочкам.

Активность «торга» зависит от ведущего.

Экспертная комиссия посчитав «валюту»,
сообщает, какая команда представила продукцию
пользующуюся наибольшим спросом.

Раунд



. Брифинг.

Представители групп сообщают, какие неторговые
соглашения успели заключить (торговля, туризм,
научно0технический обмен, строительство и др.).

Заключительное слово- эксперту. Он оценивает
работу каждой группы в сравнительной форме.
Подводят итог. Награждают лучших.

Проигравших в игре нет

Деловая игра «Любопытный дилижанс»

Данная игра предназначена для использования на
уроках (или внеклассной работе) по географии при
изучении темы «Экономика Волгоградской
области» в 9 классе.

Цель

: научить оперативно и адекватно
оценивать социально-экономические условия;
сравнивать их по выбранным позициям; принимать
творческое решение; работать индивидуально и в
группе; умело отстаивать свою точку зрения.

Для проведения игры, ребята разбиваются на
группы по 5-6 человек. Каждая группа составляет
«экипаж» дилижанса. Анализ и принятие
решений проводятся совместно всей командой.

Необходимо каждому «экипажу» выбрать
место жительства и открыть свое прибыльное дело.

Каждый «экипаж» отправляется на вою
станцию.

  • Прибытие дилижанса на 1 станцию ( Палассовский
    район), обсуждение особенностей региона,
    выработка резюме по его
    социально-экономическому развитию и пригодности
    открытия своего дела, определенного с
    выявленными особенностями.
  • Прибытие дилижанса на 2 станцию (город Котово),
    обсуждение, принятие решений.
  • Прибытие на станцию 3 (город Михайловка),
    обсуждение , принятие решений
  • Прибытие на станцию 4 (Котельниковский район),
    обсуждение, принятие решений.
  • Прибытие на станцию 5 (город Урюпинск),
    обсуждение, принятие решений)

Выработка конкретного место жительства для
основного персонажа с разработкой плана- проекта
им своего дела в выбранном регионе.

Основные роли и их функции.

«Кучер»

. В его функции входит: сообщение
о станции прибытия, особенности географического
положения, отрасли хозяйства, природно-ресурсная
база, крупные предприятия.Получает
«маршрутный лист» и оглашает станцию
прибытия.

«Пассажир- маркетолог»

. Дополняет
информацию «кучера» о положении станции;
обсуждает составление плана-проекта с учетом
маркетинговых исследований, т.е. рынок сбыта
(определяет чем может торговать район с учетом
его сырьевой базы). Ведет редактирование,
составляет резюме.

«Пассажир эксперт- транспортник»

.
Дополняет информацию, вводит поправки, знакомит
«экипаж» с транспортными условиями района;
принимает участие в составлении плана-проекта.
Несет ответственность за материально -
оформительское обеспечение игры.

«Пассажир – эксперт по кадрам»

.
Дополняет информацией, вводит поправки,
рассказывает о демографической ситуации района,
квалификации кадров. Участвует в составлении
плана-проекта. Несет ответственность за
подготовку кадров.

Господин Б

. Основной персонаж игры. В его
функции входит : экспертная оценка суждений,
предложение участников по открытию дела с учетом
соответствующих возможностей.

Команда победитель определяется из следующих
критериев: оценки итогового резюме, которое
известно ребятам заранее.



Соответствие резюме целям игры, его полнота и
необходимость наличие плана-проекта.

Полнота материалов собранных в ходе игры,
наличие четкого места в данном районе на
предполагаемое место жительства и предлагаемой
ему деятельности.

Полнота материалов (карта -схемы, графики,
диаграммы, таблицы).

Сообщение о деятельности, аккуратность,
оригинальность, четкость выполнения .

После выступлений каждого «экипажа» жюри
подводят итоги. Награждают лучший дилижанс.

Пример описания одного из возможных территорий
для размещения предприятий по производству
мебели в городе Михайловка.

На территории района есть значительный
потенциал трудовых ресурсов, близость
потребителей мебельного производства. На
территории Михайловки имеются социальные и
экологические проблемы. Складывается ситуация
когда люди не могут достойную работу, достаточно
специфическая ситуация, в следствии мозаичности
национального состава населения (узбеки, татары,
армяне, таджики и др.). Все это приводит к
склонности нетрудовыми и криминальными доходами
Все это затрудняет потребительскую ценность, ее
сбыт.Для самого производства мебели есть все, что
необходимо. Подготовка кадров –это обучении в
самой Михайловке (на базе ПТУ-5), областном центре.
Существует достаточно производственных
площадей. Возможность трудоустроиться еще 1,5-2
тысячам людей.

Михайловка – это город областного подчинения.
Расположен в северо-западной части области.
Территория города 5,9 тыс. га. В городе проживает
63,7 тыс. человек.

В городе насчитывается более 20
производственных объединений. Есть предприятия
перерабатывающие сельскохозяйственную
продукцию; производству цемента и шифера; завод
пусковых двигателей. Город насчитывает 70
строительно-монтажных организаций, 6 больничных
учреждений, 18 школ, 7 библиотек.

В южной части города расположено самое
живописное место –пойма р. Медведица, где
расположены лесные угодья.

Проанализировав ситуацию сложившуюся на рынке
города Михайловка, можно предположить
размещение мебельных цехов .Михайловка занимает
удобное транспортное и географическое
положение, находится на пересечении главных
государственных магистралей: автомобильной
Волгоград- Москва и Железнодорожной
Волгоград-Москва. По этим трассам можно
беспрепятственно доставлять необходимое сырье
из Волгограда (лесобаза, деревообрабатывающий
комбинат ); водные ресурсы- река Медведица и
подземные воды; электроэнергия- Михайловская
ТЭЦ, производящая 18 тыс. кВт час. или
использование своих собственных «ветряков»
(по изучении местных условий , «розы «ветров,
есть необходимость в увеличении электроэнергии
в районе).Проделав определенный анализ считаем,
что в городе Михайловка можно производить
различную мебель, а не ввозить ее в область из
других регионов ( Ростов-на-Дону, Саранска,
Нальчика, Волгодонска, Саратова, Моздока, Москвы,
Казани, и Питера) Мебельное производство в
Михайловке поможет за счет налогов улучшить
инфраструктуру города, усилить культурный досуг
людей, увеличить отчисление средств на дорожное
строительство , наладить спортивную работу и
изменить жизнь горожан к лучшему.




Следующий: