Использование физических моделей при изучени темы Кинематика

Тип урока:

закрепление изученного.

Вид:

урок-практикум.

Технология:

проектно-исследовательская.

Цели урока:

  • Обучающая цель:

формирование умений и навыков
решения физических задач графическим способом с
применением информационных технологий,
исследовательской работы и умений обосновывать
свой вариант решения.

  • Развивающая цель:
  • развитие у школьников
    теоретического, творческого мышления,
    формирование операционного мышления,
    направленного на выбор оптимальных решений

  • Мотивационная цель:
  • пробуждение интереса к
    изучению физики и информатики

    Задачи урока:

    • Воспитательная –

    развитие познавательного
    интереса и коллективизма у школьников.

  • Учебная –
  • обучение и закрепление основных
    навыков решения кинематических задач
    графическим способом и работы с электронными
    таблицами

  • Развивающая –
  • развитие навыков
    моделирования различных видов движения с
    помощью электронных таблиц, навыков
    исследования.

    Оборудование:

    • 10 компьютеров,
    • локальная сеть,
    • интерактивная доска.

    Оформление урока:

    • мультимедийная презентация (Приложение1)
      к интерактивной доске с графиками движения с
      ошибками,
    • 5 вариантов исследовательских задач (Приложение
      2),
    • памятки (этапы моделирования, организация
      интерфейса физических моделей) (Приложение
      3).

    План урока

    1. Мотивационное начало урока (орг. момент).
    2. Повторение и обобщение (слайды) (10 мин)
    3. Разработка кинематической модели в Excel (30 мин)
    4. Решение исследовательских задач (10 мин)
    5. Защита исследования (25 мин)
    6. Подведение итогов
    7. Домашнее задание: объединить все модели на 1
      листе.

    Ход урока

    В чём заключается главная задача кинематики? (Определение
    местоположения тела в любой момент времени)

    У многих задач есть несколько способов решения.
    Мы прорешали большое количество задач, вычисляя
    местоположения тела аналитическим способом. Но
    есть задачи, которые можно решить графически. В
    построении графиков может помочь компьютер и
    программа Excel.

    Слайд 1. Тема урока

    (запишите в
    тетради).

    Повторим, какие виды движения вы знаете, как их
    описать с помощью формул?

    (2 чел у доски: равномерное и равноускоренное
    движения)

    Повторим, как по графикам определить вид
    движения и кинематические величины.

    Слайд 2, 3

    1. Каков характер движения?

    2. Определите величины, характеризующие
    движение (найдите и исправьте ошибки)

    Таким образом, мы вспомнили чтение графиков.

    Слайд 4

    . Вспомним этапы
    информационного моделирования.

    Слайд 5.


    Разработка кинематической модели в Excel (30 мин)


    Класс разбивается на 10 групп (в зависимости от
    количества компьютеров). Каждая группа получает
    задачу (цель моделирования), план организации
    интерфейса физических моделей в электронных
    таблицах.

    Решение исследовательских задач с помощью
    электронных таблиц (10 мин)

    Рассмотреть решение
    задач предложенных на карточке, используя
    созданные модели. Придумать свою задачу для
    применения модели.

    Защита исследования 3-4 задачи (25 мин)


    Представьте свою модель исследования, покажите
    возможности её применения. В какой
    профессиональной отрасли деятельности человека
    можно использовать вашу модель?

    Подведение итогов:

    что общего между этими
    моделями и ваше предложение по их доработке?

    Домашнее задание:

    объединить все модели на 1
    листе

    Работы учеников (Приложение)

    Литература:

    1. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебн. для
      общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип.
      – М.: Дрофа, 2004.
    2. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие
      для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд.,
      стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
    3. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл.
      общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н.Степанова. –
      2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
    4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10-й класс. –
      М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
    5. Бирих Р.В., Ерёмин Е.А., Чернатынский В.И.
      Компьютерные модели в школьном курсе физики /
      Информатика № 8, 14, 2006

    Следующий: