Использование элементов сценического искусства при изучении повести Н. В. Гоголя Ночь перед Рождеством


Цель. Помочь учащимся глубже понять красоту
родной природы, народ, его язык, обычаи и нравы.

Создание на уроке ситуации, которая бы
способствовала целостному восприятию
художественного произведения подростками, их
проникновению в глубины народной психологии,
придать ей личностное содержание, постараться
ответить на вопрос: «Какая же она, украинская
ночь?»

Оборудование.

  • Портрет Н.В.Гоголя работы Ф. Моллера,

  • иллюстрации по повести «Ночь перед
    Рождеством»,
  • репродукция картины Куинджи «Вечер на
    Украине»,

  • картины Крамского «Майская ночь»,

  • картина «Домашний очаг»,
  • картина «Быт народов» (коллективная работа
    художников Бугурусланского педагогического
    колледжа»),
  • альбом, посвящённый Бугурусланскому
    драматическому театру имени Н.В.Гоголя,
  • журнал «Украина»,
  • словарные слова,
  • рецепт приготовления кутьи,
  • выставка книг,
  • компьютер,
  • мультимедиа,
  • диски,
  • рушник,
  • сноп пшеницы,
  • месяц,
  • две рождественские звезды,
  • подсвечники,
  • рождественский стол,
  • выставка украинской посуды,
  • костюмы ведущих и колядующих.

Ход урока

I. Проецирование высказывания Н.В.Гоголя на
экран:


Чудно устроено на нашем свете!
Всё, что ни живёт в нём, всё силится
перенимать и передразнивать один другого.
Н.В.Гоголь

II.

Вступительное слово учителя.

Ни для кого не секрет, что каждый настоящий
художник, владей он кистью, пером или чем-то иным,
находит в окружающем мире особенную красоту,
открывшееся только ему очарование, будь то
чудесный цветок из мёртвого камня или дивный
узор в ослеплённом крещенским морозом окне: И
тогда торопится открыть он всем неведомое чудо.
Так и Гоголь, готовя нас к встрече с необычным,
чудесным, обращается к нам с вопросом: «Знаете ли
вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской
ночи!..»

III. Беседа по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед
Рождеством».

Учитель. Ребята! А вы знаете украинскую ночь?
Помните ли вы, из какого произведения Н.В.Гоголя
взяты эти слова?

Ученик. Чтение отрывка наизусть подготовленным
учеником.

Учитель. Какой изображает писатель украинскую
ночь?

Учащиеся. Вечер задумчив, мечтателен, тихий.

Учитель. Какие краски использует автор
«Майской ночи:», чтобы передать всю теплоту и
прелесть «малороссийского» чуда? Чем можно
объяснить такое отношение Гоголя к украинской
ночи?

Учитель. Является ли «Майская ночь»
единственным произведением «Вечеров на хуторе
близ Диканьки», которое погружает нас в особый
мир украинской ночи?

Учащиеся. Нет, не является.

Учитель. Обратимся к репродукциям картин,
которые посвящены этой теме.

Демонстрация картин Куинджи «Летний вечер на
Украине», Крамского «Майская ночь:», «Быт
народов».

Учитель. Записываем тему урока и эпиграф к нему:

«Чудно устроено на нашем свете! Всё, что ни
живёт в нём, всё силится перенимать и
передразнивать один другого».

Н.В.Гоголь

Учитель. Какая же она эта дивная украинская
ночь, тем более что в повести «Ночь перед
Рождеством» она особенная, озарённая светом
великой звезды, под которой родился Иисус? В
поиске ответов на этот вопрос и будет состоять
цель нашего урока.

Учитель. Ребята! Сейчас мы с вами посмотрим
начало художественного фильма «Вечера на хуторе
близ Диканьки».

Просмотр фильма.

Учитель. Скажите, ребята, что вы увидели?
Опишите ночь. Какая она?

Ученик. Ясная, зимняя ночь.

Учитель. Подумайте, над вопросами: 1. Какие
картины вы видите, слушая музыку?

Как вы расскажите об этом людям?

1 ученик. Глянули звёзды. Месяц величаво
поднялся на небо посветить добрым людям и всему
миру, чтобы всем было весело колядовать и славить
Христа.



(После слов ученика слышен скрип двери, лай
собак. В это время входят колядующие, переодетые
в костюмы деда, бабы, козы, цыганки. В руках одного
из колядующих — рождественская звезда).

Звучат колядки в исполнении колядующих.



2 ученик. В Диканьке песни зазвенели, и под
редкою хатою не толпились колядующие.

Учитель. А что значит колядовать? (Обращается к
ведущим).

1 ученик. Давайте заглянем в Толковый словарь
Ожегова и дадим пояснение: колядовать — на
Рождество, на святки, на Новый год ходить по
дворам с пением колядок, собирая угощение,
деньги.

На этот вопрос отвечает и сам автор: » Колядовать
у нас называется петь под окнами накануне
Рождества песни, которые называются колядками».

2 ученик. Тому, кто колядует, всегда кинет в
мешок хозяйка или хозяин или тот, кто остаётся
дома, колбасу или хлеб, или медный грош, чем, кто
богат.



Учитель. Ребята! Почему колядующие переоделись
в костюмы, в том числе и животных, и кто был тот
редкий хозяин, под хатою которого не толпились
колядующие?

1 ученик. Накануне Рождества хозяева вносили в
дом необмолоченный пшеничный сноп, который
хранился со времени жатвы, ставили его на самое
почётное место под образами. Он был не только
символом достатка, но и олицетворением памяти о
предках, недаром в народе этот праздничный сноп
называли «дидом», «колядой», «колядником».
Такого колядника не могло быть в доме всегда
пьяного кума, одного из немногих нерадивых
хозяев, у которого » крыша в некоторых местах без
соломы», «Печь не топилась». К таким казакам,
порочившим всю округу, колядовавшие парубки и
девчата не заходили.

2 ученик. Своей игрой герои из поколения в
поколение передавали легенду о рождении Иисуса,
ведь в то время большинство людей не знало
грамоты. Таким образом, представления вертепа
заменяли Священное писание.

Учитель. Дадим толкование слова вертеп.

1 ученик. Обратимся к словарю Ожегова. Слово вертеп
- большой ящик с марионетками, место кукольных
представлений на библейские и комические сюжеты.

Учитель. Ребята! Мы сегодня говорим о театре. А
знаете ли вы, чьё имя носит наш драматический
театр?

Учащиеся. Да, знаем. Наш театр носит имя
Н.В.Гоголя.

Учитель. А теперь, ребята, мы с вами послушаем
краткую справку о нашем драматическом театре
имени Н.В.Гоголя.

Краткая справка из истории создания
драматического театра.

Учитель. Ребята! Сейчас мы посмотрим сценку «Поклонники
у Солохи».

Учитель. Понравилась вам сценка?

Учащиеся. Да.

Учитель. Как играли ребята?

Учащиеся. Ребята играли как настоящие артисты,
они прониклись ролью.

Учитель. В самом начале повествования Н.В.
Гоголь погружает нас в атмосферу рождественской
ночи. Каким образом автору удаётся подчеркнуть
простоту и величие праздника Рождества? С какой
целью писатель вводит в повествование образы
нечистой силы (ведьма, чёрт)?

1 ученица. Чёрт решил украсть месяц, чтобы
испортить праздник кузнецу Вакуле, который по
известной причине был ему «противней проповедей
отца Кондрата».

2 ученица. Взрослые начинали колядовать с
наступлением Рождества, то есть с появлением
самой яркой звезды, символизировавшей рождение
Христа. Её и пыталась похитить ведьма.

1 ученик. Рождество — самый светлый и радостный
праздник, к которому очень тщательно готовились.
Двенадцать блюд украшали любой рождественский
стол, среди них обязательно были узвар и кутья,
праздничный хлеб.

Учитель. Запишем в тетрадях словарные слова.

Словарная работа.

Учитель. А сейчас мы расскажем, как приготовить
кутью.

Проецирование рецепта приготовления кутьи на
экран.

2 ученик. Хозяин дома разбрасывал солому в
комнате, а дети «блеяли», «мычали»,
«кукарекали» (подготовленные учащиеся издают
звуки). Подражание домашним животным и птицам
должно было обеспечить богатый приплод в
наступающем году.

1 ученик. А парубки и девчата разучивали свои
колядки, ведь колядовать им приходилось
раздельно. Даже рождественские символы у них
были разные: колядующие парубки ходили с большой
звездой, прикреплённой к шесту, а девушки ходили
со светильником, напоминавшим месяц.

Учитель. Что мы с вами, ребята, и увидели.

Учитель. Давайте посмотрим эпизод
«колядования» из художественного фильма
«Вечера на хуторе близ Диканьки». А вы должны
ответить, какой это эпизод?

Просмотр фильма.

Учащиеся. : Месяц : вылетел через трубу
Солохиной хаты: Эпизод «Как парубки и девушки
славили Христа».

Выразительное чтение повести» по цепочке» от
слов: «шумнее и шумнее раздавались по улицам
песни и крики» до слов: » ещё белее казался свет
месяца от блеска снега».

Учитель. Месяц наконец-то высвободился из плена
и снова воссиял на небе, чтобы радовать добрых
людей, встречавших Рождество пением колядок. Как
автор описывает праздничное настроение Вакулы и
Оксаны?

Ответ учащихся.

Учитель. Почему хохот награждал «затейника»,
когда молодой казак во время колядования
«отпускал щедровку»?

Учащиеся. Колядки поют под Рождество, а
щедровки исполняют под Новый год.

IV. Обобщающее слово учителя

. Читая повесть,
ещё раз убеждаемся во мнении, что всё в ней
согрето теплом гоголевского смеха: и события, и
персонажи, мастерски описанные автором «Вечеров
на хуторе близ Диканьки». А может, и ленивый Чуб,
и неприступная Оксана, влюблённая в кузнеца
Вакулу, и Солоха, которая кланялась так, что
каждый думал, будто она кланяется только ему, и
неугомонные колядующие — все и всё силится
перенимать и передразнивать один другого. Да
разве может что-то подобное произойти в другом
месте и в другое время, как ни в рождественскую
ночь на милой Украине!

V. Рефлексия

. Какое настроение вызывает у вас
чтение повести «Ночь перед Рождеством»?

Учащиеся. Светлое, радостное, весёлое.

VI. Домашнее задание.

Выразительное чтение
повести; озаглавить части в виде цитат; написать
изложение «Рождественская ночь в Диканьке».




Следующий: