Использование блочно-модульной технологии в обучении географии


В 10 классе я работаю по блочно-
модульной технологии уже 5-й год. Использование
различных методов обучения расширяет
возможности включения в урок самостоятельной
деятельности учащихся, блочно–модульное
обучение предполагает объединение различных
форм учебной работы в единый блок уроков по теме.

При изучении материала крупными
блоками необходимы условия:

  1. Четкая организация всего учебного процесса;
  2. Постановка целей и задач обучения для всего
    блока темы;
  3. Сочетание словесных и наглядных методов, и в том
    числе использование опорных конспектов,
    схем-конспектов/;
  4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды
    самостоятельной деятельности в индивидуальной,
    парной, групповой формах;
  5. Комбинированный способ контроля: письменный,
    устное изложение, взаимоконтроль.

Эта идея дает возможность значительно
увеличить объем изучаемого материала за
определенное время, выделить ведущую мысль и
довести ее до учащихся. В программах географии
можно выделить блоки тем по 8–10 часов и
представить в них несколько модули обучения.

1 модуль – устное изложение учителем
основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий
/лекция учителя/;
2 модуль – самостоятельные и практические
работы. Ученики по заданиям и под руководством
учителя работают с различными источниками
информации /карта, учебник, дидактический
материал, справочники и т.д./ прорабатывают
материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы.
На этом этапе проводятся уроки – практикумы,
конференции, путешествия.
3 модуль – повторение и обобщение материала темы.
4 модуль – контроль знаний учащихся по всей теме.

Сочетание концентрированного
изложения содержания основного материала темы с
самостоятельной деятельностью каждого ученика в
отдельности и всех в месте дают определенное
преимущество такому изучению материала. Это
позволяет учащимся яснее определить общее
положение темы, представить материал в
целостности, ощутить практическую значимость
изучаемых знаний, включиться в самостоятельный
поиск и обсуждение полученных результатов.
Повышает емкость уроков, обеспечивает
многообразие видов учебной деятельности.
Повышает качество знаний, уменьшает опеку
учителя над учащимися. В учебнике 10 класса В.П.
Максаковского, представлены ориентировочные
план – схемы изучение нового материала. Они
отражают логику изучения содержания, показывают
соотношения и соподчинение отдельных понятий и
могут быть использованы на занятиях при вводе
информации (лекции). Дифференцированное задание
после изучения темы и методические ключи хорошо
применять для организации самостоятельных работ
с источниками информации.

Работая по этой технологии, я
убедилась в том, что познавательный интерес у
ребят повышается, многие работают творчески:
учащиеся составляют различные кроссворды,
активно принимают участие в диспутах, семинарах.
Учащиеся на уроках учатся работать в группах,
овладевают навыками работы на лекциях и
семинарских занятиях. Это позволяет им
подготовиться к учебе в ВУЗах. Большое внимание
уделяется охране здоровья ребят — смена видов
деятельности, малый объем домашнего задания.

Перед вами один спаренный урок
составленный по этой технологии который идет
80–90 мин.

Урок: Сельское хозяйство мира.


Цели:

Дать знания о географии отраслей
сельского хозяйства мира. Выявить главные
сельскохозяйственные районы мира. Установить
роль сельскохозяйственного производства в
решении задач обеспечения населения земли
продовольствием. Продолжить работу по
закреплению понятий “природопользование” при
изучении вопросов сельского хозяйства и
окружающей среды. Расширить навыки в работе со
статистическим материалам, по анализу карт,
отражающих явления сельскохозяйственного
производства. Развивать умение работать с
книгой, обобщать информацию и делать выводы.

Задачи:

  1. Дать характеристику С/Х мира. Выделить место С/Х
    в мировом хозяйстве материального производства.
  2. Раскрыть основные понятия “Зеленая
    революция”, товарное и потребительское сельское
    хозяйство, агробизнес.
  3. Установить зональные особенности в
    специализации растениеводства и животноводства.
  4. Анализируя карты, выявить природно-ресурсные
    факторы, влияющие на с/х производство,
    рыболовство.
  5. Глобальные проблемы: “география голода”,
    сельское хозяйство и окружающая среда.

Средства обучения:


Физическая и сельскохозяйственная карты мира,
атласы для 10 класса, таблицы и картограммы, тесты,
контурные карты.



Опорные знания и умения:

Размещение природных зон на материках.
Природные богатства и виды хозяйственной
деятельности в океане. Происхождение культурных
растений. Структура сельского хозяйства России и
основные черты географии важнейших с/х районов
страны.

Литература:

В.П. Максаковский “Экономическая география
мира”, 10 класс (2002 г.)
А.П. Кузнецов “Страны, хозяйство, люди”.
Ю.Н. Гладкий “Экономическая и социальная
география мира”, 10 класс.

Ход урока:

1. Организация учащихся на уроке

2. Лекция.

Содержание: Сельское хозяйство – ведущая
отрасль материального производства, география
мирового сельского хозяйства, понятие о
“зеленой революции”, Основные черты размещения
растениеводства, животноводства, география
рыболовства. Крупнейшие сельскохозяйственные
районы, сельское хозяйство и окружающая среда.

Ребятам раздается схема-конспект лекции.
Учащиеся к некоторым разделам лекции
подготовили сообщения по темам:
«Продовольственная проблема мира»,
«Птицеводство» и «Шелководство».

Сельское хозяйство мира

3. Самопогружение:

Далее идет
самостоятельная работа с учебником, в ходе
которого учащиеся отвечают на вопросы:

  1. По поголовью КРС на первом месте находится
    Индия. Однако страна не выделяется объемами
    производства мяса. Почему?
  2. Что представляет собой аграрные отношения?
    Почему в развивающихся странах они отличаются
    большой пестротой, чем в высоко развитых?
  3. Сравните агропромышленные комплексы
    высокоразвитых стран мира и развивающихся. В чем
    их коренное различие?
  4. Какая связь существует между географией
    религий и размещением отдельных отраслей
    животноводства..

4. Практическая работа:

“Мировое сельское хозяйство и его
особенности”

Цель работы: Формирование знаний о мировом
сельском хозяйстве, растениеводстве,
животноводстве на основе материалов учебника и
статистических материалов.

Ход работы:

1-е Задание

1-му варианту стр. 135 задание 11.
2-му варианту стр. 135 задание 12.

2-е задание: Нанесите на контурную карту ареалы
возделывания риса, кукурузы, пшеницы.

Применение на уроке физкультминутки.

5. Актуализация знаний по блоку:

1. Учащиеся отвечают на вопросы самопогружения
(Устно);

2. Применение индивидуальных заданий по
карточкам:

  • Каковы основные черты размещения зерновых
    культур?
  • Какие из перечисленных стран являются
    важнейшими экспортерами пшеницы: Аргентина,
    Великобритания, США, Индия, Франция, Канада,
    Австралия, Бразилия, Индонезия?
  • По какому из видов поголовья скота
    перечисленные ниже страны занимают первые места
    в мире: Китай, Индия, Австралия?

3. Тестирование: Каждому ученику раздаются
вопросы, на которые он отвечает письменно.

Тесты для итогового контроля:

1 вариант



1.Распределите зерновые культуры по
мере уменьшение их мирового производства:

1) рис, 2) пшеница, 3) Кукуруза.

2. Агробизнес – это :

1) агропромышленный комплекс,
производящий сельскохозяйственную продукцию;
2) переобработка сельскохозяйственной продукции;
3) производство сельскохозяйственной продукции
,её переобработка , хранение , перевозка, сбыт, а
также выпуск техники и удобрений;

3. » Зелёная революция»состоит:



1) Выведение новых скороспелых сортов и
искусственного орошения;
2) Широкое применение современной техники,
удобрений, химикатов;
3) Состоит из всех этих компонентов;

4. Структура мирового валового сбора
пшеницы составляет

  1. 28%
  2. 7%
  3. 25%

5. Основным производителем кукурузы
является:

  1. Зарубежная Азия
  2. Северная Америка
  3. Австралия.

6. К масленичным культурам относятся:

  1. Пшеница, рожь, соя.
  2. Соя, арахис, олива.
  3. Сахарная свекла, тростник.

7. Непродовольственные культуры это:

  1. Клубнеплодные.
  2. Тонизирующие.
  3. Волокнистые.

8. Наиболее ведущая отрасль
животноводства – это…

1) овцеводство
2) свиноводство
3) КРС

9. Родина кофе – это

1) Бразилия
2) Африка
3) Зап. Европа

10. Первое место в мире по сбору
винограда принадлежит

1) Италии
2) Бразилии
3) Японии

2 вариант

1. Распределите зерновые культуры по
мере возрастания их мирового производства:

1) рис,
2) пшеница,
3) кукуруза.

2. Установите соответствие: животные
страны – лидеры в мировом поголовье

1) КРС а.Россия
2) свиньи б.Австралия
3) овцы в. Китай
г. Индия

3. Потребительское с/х это:

1)интенсивное земледелие с
плодосеменными севооборотами; интенсивное
животноводство с заготовкой кормов;
2)отсталое плужное и мотыжное земледелие,
пастбищное животноводство, кочевое и
полукочевое скотоводство, примитивное
собирательство, охота и рыболовство.

4. “ Зеленая революция” это:

1) преобразование с/х на основе
современной агротехники;
2) одна из отраслей НТР

5. Структура мирового валового сбора
риса составляет:

1) 7%
2) 26%
3) 10%

6. Основным производителем риса
является:

1) Латинская Америка
2) СНГ
3) Зарубежная Азия

7. К тонизирующим культурам относятся:

1) Соя, арахис, олива.
2) Сахарная свекла, тростник.
3) Чай, кофе, какао.

8. Непродовольственные культуры это:

1) клубнеплодные
2) сахароносные
3) натуральный каучук

9. Родиной чая является:

1) Япония
2) Россия
3) Китай

10. Первое место по сбору мандаринов
принадлежит:

1) Японии
2) России
3) ЮАР

6. Домашнее задание:

читать текст на стр. 109
–118.




Следующий: