Интерактивные технологии в учебном процессе

В современных условиях развитие продуктивных
технологий в сфере образования становится
неотъемлемой частью процесса модернизации.
Заканчиваются возможности экстенсивного пути
развития образования, при котором повышение
образованности и профессиональности
связывалось с увеличением объема знаний, и
начинается переход к интенсивному пути развития
образования. Он требует становления
принципиально новых образовательных подходов в
противовес широко распространенным сегодня
репродуктивным технологиям, основанным на
простом воспроизводстве информации. Новые
технологии должны базироваться на
продуктивности, креативности, мобильности и
опираться на научное мышление, формирование
которого у обучающихся становится основной
задачей образовательного процесса.

Широкое распространение в образовательном
процессе получают активные методы обучения.
Интерактивные методы представляют собой систему
правил взаимодействия учителя и учащихся в форме
учебных игр и ситуаций, обеспечивающих
педагогически эффективное познавательное
общение.

Интерактивное обучение основано на
собственном опыте участников занятий, их прямом
взаимодействии с областью осваиваемого знания. В
ходе таких уроков не даются готовые знания,
учитель побуждает учащихся к самостоятельному
поиску информации. В процессе организации,
управления и контроля развития интерактивного
общения он преимущественно использует косвенные
приемы педагогической деятельности,
предоставляя детям самостоятельность в выборе
средств достижения своей цели, адекватных
учебных действий, партнеров по деятельности.
Таким образом, при интерактивном обучении
заметно изменяются функции основных участников
образовательного процесса: учителя и учащегося.
Основная роль учителя – организовать
взаимодействие с учащимися, она требует владения
интерактивной компетентностью, включающей в
себя следующие умения:

– определять стратегию взаимодействия с
обучающимся;
– организовывать групповую работу (правильно
распределять групповые роли, четко
формулировать цели и задачи взаимодействия,
определять проблему, осуществлять грамотный
инструктаж, консультирование);
– управлять групповым взаимодействием,
создавать «коммуникативное поле»;
– руководить дискуссией, полемикой.

Приступая к работе с учащимися в интерактивном
режиме, нужно нацелить их на соблюдение правила
«трех нельзя»:

– нельзя ссылаться на то, что «уже все сказали»;
– отказываться сообщать свое мнение группе;
– демонстрировать свое плохое настроение.

Для того чтобы интерактивная деятельность была
успешной, учитель должен:

– продумать и оптимально организовать учебное
пространство, подготовить вспомогательный
материал;
– обеспечить психологическую готовность
учащихся и учителя к совместному сотрудничеству
на партнерской основе;
– нацелить учащихся не только на освоение
учебного материала, но и на поиск, открытие
необходимых для жизни практических знаний и
опыта (сочетание познавательной и социальной
мотивации);
– вовлечь всех учащихся в диалоговую
деятельность;
– не допустить большого количества человек в
группе, чтобы каждый учащийся имел возможность
высказаться;
– продумать ход занятия и регламент, обеспечить
строгое их соблюдение.

Подготовка к уроку на основе интерактивного
обучения начинается с формулировки его темы,
которая непременно должна содержать проблему,
поле противоречия, иначе условие для
столкновения различных точек зрения, версий не
будет обеспечено.

Создание проблемной ситуации и ее решение
непосредственно связывается с функцией
творческого мышления. Учащиеся постепенно
приобщаются к методу поиска и нахождения
неизвестного, учатся ориентироваться не столько
на результат, сколько на анализ процесса его
достижения. В ходе такой работы у школьников
возникает потребность аргументировано,
обоснованно изложить свое мнение, без чего
знания не могут перейти в убеждение, стать
подлинно своими. Задача учителя состоит
вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное
мнение, поскольку такое вообще не существует, а в
том, чтобы научить учащихся идти путем
самостоятельных находок и открытий.

Использование технологии проблемного обучения
и воспитания создает благоприятные условия для
активизации устной речевой деятельности
учащихся, которая в свою очередь способствует
развитию личностных качеств, необходимых для
эффективного общения.

Одной из интерактивных образовательных
технологий, поддерживающих компетентностный
подход в образовании, является технология
развития критического мышления учащихся. Идея
развития критического мышления является
достаточно новой для российской дидактики.
Заговорили о целостной технологии развития
критического мышления лишь в середине 90-х годов.
Но уже сегодня сторонников развития
критического мышления учащихся достаточно
много.

Критическое мышление означает не негативность
суждений или критику, а разумное рассмотрение
разнообразия подходов с тем, чтобы выносить
обоснованные суждения и решения. Ориентация на
критическое мышление предполагает вежливый
скептицизм (ничто не принимается на веру),
сомнение в общепринятых истинах, означает
выработку точки зрения по определенному вопросу
и способность отстоять эту точку зрения
логическими доводами. Критическое мышление не
является отдельным навыком, оно сочетает в себе
следующие умения:
– выражать свои мысли (устно и письменно) ясно,
уверенно и корректно по отношению к окружающим;
– аргументировать свою точку зрения и учитывать
точки зрения других;
– брать на себя ответственность;
– работать с увеличивающимся и постоянно
обновляющимся информационным потоком;
– задавать вопросы, самостоятельно
формулировать гипотезу;
– решать проблемы;
– вырабатывать собственное мнение на основе
осмысления различного опыта, идей и
представлений;
– участвовать в совместном принятии решения;
– выстраивать конструктивные взаимоотношения с
другими людьми.

Например, уместно использовать данную
технологию на уроках истории в 9-11-х классах при
изучении деятельности исторических личностей
(лабораторно-практическое занятие «Иван Грозный
и его эпоха»; урок решения проблемных задач «Петр
I – реформатор, спасший Россию, или тиран, ее
погубивший?»; урок – размышление «Сфинкс, не
разгаданный до гроба» и т.п.), а также при анализе
важнейших реформ в истории страны (урок – суд
«Надо ли было отменять крепостное право?»; урок –
диспут «Аграрная реформа П.А. Столыпина:
необходимость, сущность и противоречия» и т.п.).



Формирование критического и творческого
мышления осуществляется и через использование
метода проектов. Основной его тезис: я знаю, для
чего мне надо то, что я познаю, где и как я могу эти
знания применить. Каждый ученик, принимая
участие в проектировании, находит себе дело с
учетом уровня своего интеллектуального
развития, уровня подготовки по данной проблеме,
своих способностей и задатков. Для того, чтобы
проект получился, надо верить в ученика. Мое
твердое убеждение – нет плохих учеников. Они все
яркие, талантливые, неповторимые
индивидуальности.

Основные требования к использованию метода
проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском
творческом плане проблемы / задачи, требующей
интегрированного знания, исследовательского
поиска для ее решения (например, исследование
демографической проблемы в разных регионах мира;
создание серии репортажей из разных концов
земного шара одной проблеме и т.п.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная
значимость предполагаемых результатов.
Например, доклад о демографическом состоянии
данного региона, факторах, влияющих на это
состояние, тенденциях, прослеживающихся в
развитии данной проблемы; выпуск газеты, план
мероприятий и т.п.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная,
групповая) деятельность учащихся.
4. Использование исследовательских методов:
– определение проблемы и вытекающих из нее задач
исследования;
– выдвижение гипотезы их решения;
– обсуждение методов исследования;
– обсуждение способов оформления конечных
результатов (презентаций, защиты, творческих
отчетов и т.п.);
– сбор, систематизация и анализ полученных
данных;
– подведение итогов, оформление результатов, их
презентация;
– выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В ходе решения какой-либо проектной проблемы
учащимся приходится привлекать знания и умения
из разных областей. Например, очень острая
проблема городов – загрязнение окружающей среды
отходами быта. Проблема: как добиться полной
переработки всех отходов? Тут и экология, и
биология, и химия, и обществознание, и физика. Или
такая тема: «Отечественные войны 1812 и 1941 – 1945
годов – проблема патриотизма народа и
ответственности власти». Здесь не только
история, но и политика, этика.

Таким образом, метод проектов является одной из
самых результативных и прогрессивных
педагогических технологий. Он позволяет
развивать познавательные навыки учащихся,
критическое мышление, умение самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве.

В ходе каждого урока необходим этап
актуализации знаний, его можно провести с
помощью метода «мозгового штурма». Существуют
разные формы «мозгового штурма»: групповая
прямая (совместный поиск возможных решений
имеющейся задачи); групповая обратная
(определение недостатков в имеющейся проблеме);
индивидуальная (каждый участник за короткий
промежуток времени должен сформулировать не
менее одной оригинальной идеи). Перед началом
«мозгового штурма» необходимо создать у
обучающихся доброжелательный настрой, добиться
раскованности.

При проведении «мозгового штурма» возможны
лишь уточняющие вопросы, абсолютно неприемлемы
критические замечания и промежуточные оценки, а
поощрение и поддержка партнеров приветствуется.
Участники должны формулировать суждения и идеи
кратко и четко, действовать по принципу «чем
больше идей, решительнее атака, тем ближе
достижение цели штурма».

Одной из важнейших форм образовательной
деятельности, стимулирующей инициативность
учащихся, является дискуссия. Учебный материал в
ходе дискуссии усваивается за счет:
– обмена информацией между участниками;
– разных подходов к одному и тому же предмету;
– сосуществования различных, вплоть до
взаимоисключающих, точек зрения;
– возможности критиковать и даже отвергать
любое мнение;
– поиска группового соглашения в виде общего
мнения или решения.

Задача дискуссии – коллективно, с разных точек
зрения, под разными углами обсудить и
исследовать спорные моменты. Например, в курсе
истории XX века метод дискуссии можно
использовать при изучении тем: «Закономерна ли
буржуазно-демократическая революция в России
(1905-1907 гг.)»; «Проблемы советского общества в 50-60-е
годы XX века»; «Какое общество было построено в
СССР в 30-х гг.?» и т.п.

Основные правила ведения дискуссии:

– нельзя критиковать людей, только их идеи:
– цель дискуссии не в определении победителя, а в
консенсусе;
– все участники должны быть вовлечены в
дискуссию;
– выступления должны проходить организованно, с
разрешения ведущего, перепалка недопустима;
– каждый участник должен иметь право и
возможность высказаться;
– обсуждению подлежат все
позиции;
– в процессе дискуссии участники могут изменить
свою позицию;
– строить аргументацию необходимо на бесспорных
фактах;
– в заключение всегда должны подводиться итоги.

По ходу дискуссии учитель должен следить, чтобы
слишком эмоциональные и разговорчивые школьники
не подменили тему, и чтобы критика позиций друг
друга была обоснованной. Соединение работы в
группах с решением проблемной ситуации создает
наиболее эффективные условия для обмена
знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает
всесторонний анализ и обоснованный выбор
решения той или иной темы. Школьники овладевают
ораторскими умениями, искусством ведения
полемики, что само по себе вносит важный вклад в
их личностное развитие.

В целом хотелось бы отметить, что
самостоятельная познавательная и мыслительная
деятельность является главным средством
развития личности обучающегося, она раскрывает
его потенциальные способности, формирует
необходимые в современном мире навыки
самообразования, ориентации в стремительном
потоке информации. Использование интерактивных
технологий – лучший способ активизировать эту
деятельность у школьников.




Следующий: