Интерактивные информационные технологии для повышения качества преподавания истории и обществознания

“Мы все несем одну большую ношу,
Взбираясь потихоньку в гору с ней.
И если я свой край нелегкий брошу,
То всем немного станет тяжелей.”
П.Сергеев

Отличительной особенностью развития
образования в нашей стране является повышенное
внимание правительства к проблемам качества и
эффективности образования. Целью
образовательной деятельности современной школы
является гарантированный семье качественный
результат обучения: сохранность здоровья
ребенка в школе; обеспечение развития
познавательной активности в самообразовании;
формирование общегражданской культуры и
активной жизненной позиции. Несомненно, что
использование интерактивных и информационных
технологий, помогает создавать условия,
позволяющие школьникам реально достичь этих
результатов.

Слово “интерактив” образовано от слова
“interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” —
действовать. “Интерактивность” означает
способность взаимодействовать или находиться в
режиме диалога. При интерактивном обучении
диалог строится на линиях “ученик — ученик”
(работа в парах), “ученик — группа учащихся”
(работа в группах), “ученик — аудитория” или
“группа учащихся — аудитория” (презентация
работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.
При использовании интерактивной технологии
учащийся становится полноправным участником
учебного процесса, его опыт служит основным
источником учебного познания. Педагог (ведущий)
не даёт готовых знаний, но побуждает участников к
самостоятельному поиску. Активность педагога
уступает место активности учащихся, а задачей
педагога становится создание условий для их
инициативы.

В своей работе я довольно часто использую такую
интерактивную форму проведения урока как
“интеллектуальная игра” с применением доски
Смарт, где основной принцип состоит в том, что
ученики заранее узнают тему и основные
“категории” (темы) по которым будет проходить
игра, но выбор вопросов и их обсуждение , всё
происходит непосредственно на уроке. Эта форма
дает возможность расширить изучаемый материал,
например в таких темах как “Петр 1 и его эпоха”
можно с успехом использовать этнокультурный
компонент, то есть материал о пребывание Петра 1 в
Казани, что позволяет расширить знания учащихся
о родном крае, позволяет показать наиболее
привлекательные стороны его истории, что также
способствует воспитанию патриотизма и чувства
сопричастности у наших учеников. Сейчас с
применением доски Смарт возможностей при
проведении интерактивных игр ещё больше.
Например, проводя внеклассное мероприятие
“Казань, как много в этом звуке!”, посвященное
истории нашей Казани, в форме игры — “Своя игра”,
игровое табло можно вывести на экран, а также
отражать на нем правильные ответы и баллы,
которые получает команда, ответившая правильно
на вопрос. Благодаря таким играм развиваются
коммуникативные и интеллектуальные умения и
навыки школьников. В прошлом учебном году очень
интересно прошла игра , посвященная 65-летию
Победы — “Сороковые, роковые”, сочетая
интерактивные и информационные технологии такие
игры способствуют развитию у учащихся
познавательного интереса к изучению истории,
воспитывают чувство патриотизма, а также они
достаточно зрелищны. Они способствуют
установлению эмоциональных контактов между
учащимися, приучают работать в команде, снимают
нервную нагрузку школьников, помогая испытать
чувство защищенности, взаимопонимания и
собственной успешности.

Уроки обществознания имеют большую
практическую направленность, здесь также широко
используются интерактивные технологии, в
сочетании с интерактивной доской , развиваются
коммуникативные способности учащихся. В 7 классе
есть достаточно сложная для семиклассника тема
“Подросток и закон”, урок повторения по этой
теме я провожу в форме игры, в которой использую
возможности интерактивной доски Смарт. Применяю
такие функции как, например “водоворот” для
определения возможностей подростков до 14 лет
(малолетних) и после 14 лет (несовершеннолетних),
функцию “сортировка” для выявления прав
подростка, а также функцию “тестирование”,
которое проходит очень живо и наглядно с
мгновенным определением правильного ответа.
Такие уроки позволяют ребятам почувствовать
себя более свободно, раскованно и уверенно, учат
свободно оперировать знаниями, полученными на
предыдущих уроках.

В заключении я хочу отметить, что в своей работе
я стараюсь использовать как можно чаще
интерактивные и информационные методы обучения,
так как их высокий потенциал, позволяет учащимся,
ведя обсуждение в группах, практиковать и
отрабатывать умения и навыки как на уроках так и
в реальной жизни. Поскольку интерактивные и
информационные технологии задействуют не только
сознание ученика, но и его чувства, а также
способность к действию, то происходит процесс
обучения человека — всего целиком.

Встречаясь со школьниками в рамках урочной и
внеурочной деятельности, учитель имеет
уникальную возможность, приобщать их к системе
ценностей принятой в нашем обществе.
Следовательно, использование интерактивных и
информационных технологий предоставляет
широкие возможности для ценностного
самоопределения учащихся, позволяет создать
условия для формирования ключевых компетенций,
развития их коммуникативных способностей и
делают нашего ученика и его знания качественными
и конкурентоспособными.

Презентация.

Список использованной литературы.

  1. “Новые педагогические технологии в системе
    образования” Под редакцией доктора
    педагогических наук профессора Е.Е.Полат. М.:
    АСАДЕМА, 2001г.
  2. Е.В. Коротаева . Обучающие технологии в
    познавательной деятельности школьников. Москва,
    2003г.
  3. М.В.Короткова. Методика проведения игр и
    дискуссий на уроках истории. М.: 2003г.
  4. В.И. Петрушин Психологические аспекты
    деятельности учителя и классного руководителя -
    М.: Педагогический поиск, 2001г.
  5. Н.А.Суворова. Интерактивное обучение: новые
    подходы. Учитель. 2000, №1
  6. Г.К. Селевко. Педагогические технологии на
    основе информационно-коммуникационных средств.
    М.: НИИ школьных технологий, 2005 г.

Следующий: