Интерактивное занятие школы Академия делового успеха как основной метод подготовки к олимпиадам различного уровня

Цель урока:

  • Закрепление и углубление знаний о
    государственных системах, формирование навыков
    работы с информацией из различных исторических
    источников.

Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление об
    основных направлениях и особенностях
    истерического развития государств, уделив
    внимание взаимосвязи истории и современности.
  • Формировать у учащихся навыки самостоятельной
    работы с учебной и дополнительной литературой,
    анализа и синтеза изучаемого материала.
  • Способствовать становлению у учащихся
    гражданского самосознания.
  • Оборудование:

    • Видеопроектор, экран.
    • Тексты Конституции Российской федерации.
    • Портреты философов, политологов, социологов.
    • Персональные компьютеры.

    Тень государства лежит едва ли не на всех видах
    человеческой деятельности. От образования до
    экономического управления, от систем социальной
    поддержки до здравоохранения, от охраны
    внутреннего порядка до внешней безопасности
    государство все формирует и контролирует, а где
    не формирует, не контролирует, там регулирует,
    надзирает, разрешает или запрещает.

    Даже те стороны жизни, которые обычно считаются
    личными или частными (брак, развод, аборт,
    вероисповедание) так или иначе находятся в поле
    зрения государства.

    Таким образом, сущность государственной власти
    стала едва ли не центральной проблемой
    политологии. Все важнейшие вопросы политологии
    связаны с “государственным вопросом”.

    Что же такое государство?

    Термин “государство” используется в
    отношении самых что ни на есть разных вещей: это и
    совокупность институтов, и географическое
    понятие, и философская идея, и инструмент
    подавления или угнетения. Эта разноголосица
    возникла из факта, что исторически сложилось три
    подхода к государству – идеалистический,
    функциональный и организационный.

    Выступления учащихся:

    • Идеалистический подход;
    • Функциональный подход;
    • Организационный подход.

    В свете всего сказанного можно выделить пять
    основных черт государства:

    - государство суверенно. Оно обладает
    абсолютной и неограниченной властью, в том
    смысле, что находится над всеми основными
    институтами. Томас Гоббс выразил эту идею
    представив в идее “Левиафана” — огромного
    морского чудовища.

    - государственные институты “публичны”. В
    противовес частным институтам гражданского
    общества. Публичные органы отвечают за принятие
    и проведение в жизнь коллективных решений.

    - государство – это инструмент легитимации.
    Считается, что решения государства принимаются в
    интересах общества и для общего блага.

    - государство – это инструмент господства.
    Государственная власть и государственный
    интерес поддерживаются принуждением.
    Государство должно обеспечить всеми
    возможностями исполнение всех законов вплоть до
    наказания тех, кто их не исполняет. Собственно,
    государственная монополия “на законно
    осуществляемое насилие” (Макс Вебер) и является
    практическим выражением его суверенитета.

    - государство – это территориальное
    объединение
    . Юрисдикция государства имеет
    свои географические пределы и охватывает всех
    тех, кто живет в его границах, будь то граждане
    или не граждане данной страны.

    Приложение 1

    Первая статья конституции РФ говорит “РФ
    (Россия) есть демократическое правовое
    федеративное государство с республиканской
    формой правления”.

    Когда принималась конституция, сколько лет
    прошло, все ли характеристики России, как
    государства реально существуют сегодня?

    Нет, не все, а почему? Конституция имеет
    пролонгированный характер.

    Задание: докажите правой характер государства,
    выбирайте роли.

    Вам, молодые люди, необходимо подобрать
    аргументы вашей точки зрения.

    Задача всех присутствующих, слушая учащихся,
    определитесь с собственной точкой зрения:
    является ли сегодня Россия правовым
    государством?

    Вопрос учащимся – что они чувствовали, что они
    испытали, делая свой выбор?

    Вывод: государство не может достигнуть иного
    состояния очень быстро, 20 лет назад мы и
    назывались по другому – СССР, еще совсем недавно
    о нашем государстве можно было сказать:….

    Дайте характеристику Советскому Союзу по
    образцу статьи №1 Конституции РФ

    Правильный ответ: Тоталитарное унитарное
    государство с республиканской формой правления

    Повторение форм государственного устройства:

    1. Формы правления

    2. Территориально — государственное устройство

    3.Типы политических режимов

    Тест

    Ответьте на вопросы однозначно: “да” или
    “нет”

    1. Может ли тоталитарное государство быть
      федерацией?

    Да

    Нет

    1. Может ли авторитарное государство быть
      республикой?

    Да

    Нет

    1. Должно ли демократическое государство иметь
      республиканскую форму правления?

    2. Да

      Нет

    3. Гражданин может быть лишен гражданства, но
      только по приговору суда. Верно ли это?

    Да

    Нет

    Отметьте неверные высказывания:


    а)

    Правовым называется государство, в
    котором обеспечено верховенство закона и
    властные структуры государства ему подчинены.
    б) Правовое государство – это государство,
    ориентированное на правовое обеспечение
    всесторонних прав и свобод граждан и их реальную
    защиту.
    в) Правовое государство – это государство, в
    котором действует правило: “Что не разрешено
    законом, то запрещено”.
    г) Правовое государство – не самоцель, оно
    выполняет “социальный заказ” — законодательное
    закрепление прав и свобод граждан, и создает
    систему защиты этих прав.

    Это вопросы из олимпиады по праву за 2004 год.
    Задайте друг другу вопросы на тему правового
    государства.

    Политолог должен не только уметь дать
    правильную характеристику государству, но и
    правильно использовать политологические
    понятия.

    Исправьте ошибки, дайте определения.

    Перед вами карточки, делаем исправления,
    передаем соседу – он исправляет ваши ошибки или
    делает свои.

    Напишите правильно и объясните понятия:

    а) ин (о, а) угурация;
    б) (а, о) п. (о, а) ртеид;
    в) (е,и)мпичмен(т,д);
    г) инс (е, и) нуация;
    д) пр (и, е) зум (б, п., к) ция;
    е) сан (к, г) ция;
    ж) т (и, е) рания;
    з) (а, о) хл (а, о) кратия;
    и) (а, о) л (л) (е, и) гархия;
    к) л (и, е) г (е, и) тим (е, и) зация;
    л) э (лл, л) (е, и) кторат;
    м) р (а, о) тация;
    н) (п., к) л (и, ю) ралзм;
    о) д (э, е) ид (и, е) (о, а) логизация.

    В Конституции России есть и другие
    характеристики нашего государства. Найдите их. Возникает
    вопрос, где искать – сколько всего разделов в
    Конституции, глав, статей?

    2 раздела, 137 статей, 9 глав.

    Где содержатся основные характеристики
    государства?

    В первой главе.

    Работа в группах.

    Попробуйте самостоятельно придумать способы
    сделать наше государство социальным.

    Обобщение (рефлексия).

    Найдите недостающие
    звенья в схемах правового государства.

    Учащиеся выполняют задания на персональных
    компьютерах.

    Пролонгированное задание для учащихся -
    написать эссе на тему:

    “Цель государства всегда одна и та же –
    ограничить человека, приручить его, подчинить
    его, поработить его” Марк Штирнер. Единственный
    и его Я. 1845.

    Следующий: