Интеллектуальный марафон по теме Военная история Древней Греции

Тип урока:

Повторительно-обобщающий
урок.

Форма урока:

игра с элементами
моделирования исторической ситуации.

Задачи:

углубить знания учащихся по
истории Древней Греции, укрепить и повысить
интерес учащихся к древнегреческой истории,
сформировать здоровый соревновательный дух
между учащимися. Игровое занятие способствует
развитию хронологических, картографических,
образных и логических умений на основе
выполнения познавательных заданий и участия в
конкурсе.

Организация: команды
по 5 человек, с капитаном в каждой.

Предварительное задание:

продумать
название команды, элементы костюмов, эмблему,
речёвку.

Оборудование:

Настенные карты
“Греко-персидские войны”, “Завоевательные
походы Александра Македонского”.

На доске отрывок из трагедии Эсхила
“Персы”:

“Вперёд, сыны Эллады!”
Весь флот спешил, и слышен в то же время
Был громкий крик: “Вперёд, сыны Эллады!
Спасайте родину, спасайте жён,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков: бой теперь за всё!”

Слова учителя:

Здравствуйте,
ребята! Сегодня мы с вами должны мысленно
перенестись в мир Древней Греции: вспомнить
военные подвиги греков, легендарных греческих
стратегов, славные сражения Троянской войны,
греко-персидских войн, похода Александра
Македонского. Насколько хорошо вы помните
военную историю Древней Греции? Это определит
сегодня интеллектуальный марафон.

Давайте познакомимся с командами!
(ребята коротко рассказывают о своем названии и
показывают эмблему).

Слова учителя:

Молодцы, ребята! А
теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете о
древнегреческих воинах. (Учитель, либо его
помощник, раздает каждой команде карточку с
именем одного из выдающихся древних воинов).
Задание состоит в следующем: назовите, в каких
сражениях он участвовал, в чём состоял его
военный подвиг? На обсуждение внутри команды
дается несколько минут.

Из каждой команды вызывается по одному
учащемуся, который выполняет предложенное
задание.


I тур – персоналии.

4 карточки:

  • Леонид.
  • Фемистокл.
  • Филипп II.
  • Мильтиад.
  • Слова учителя:

    Молодцы! А теперь
    мы проверим как вы справляетесь с военной
    терминологией Древней Греции. (Учитель, либо его
    помощник, раздает каждой команде карточку с
    одним из терминов). Задание: дайте определение
    термину, составьте небольшой рассказ (можно в
    стихах), где данный термин будет ключевым. На
    обсуждение внутри команды дается несколько
    минут.

    Из каждой команды вызывается по одному
    учащемуся, который выполняет предложенное
    задание.


    II тур – понятийный.

    4 карточки:

  • триера;
  • македонская фаланга;
  • стратегия;
  • гоплиты.
  • Слова учителя:

    Молодцы! С именами
    и терминами вы справились. А теперь вам предстоит
    разгадать историческую задачу. (Учитель, либо его
    помощник, раздает каждой команде карточку с
    исторической задачей).

    Из каждой команды вызывается по одному
    учащемуся, который выполняет предложенное
    задание.


    III тур – логический.

    4 карточки:

  • После победы в сражении у города Херонея, Филипп
    II попросил своего слугу каждое утро говорить ему:
    “Царь, ты человек!” Как, вы думаете, для чего
    Филипп II дал такое поручение? [2].
  • Проходя мимо стен города Коринфа и рассматривая
    их высоту, прочность и протяженность, спартанец
    спросил: “Женщины, что ли, живут в этом городе?”
    Почему спартанец задал такой вопрос? [3].
  • Ещё юношей Александр Македонский объездил
    дикого коня Буцефала, которого не мог укротить ни
    один опытный наездник. Присутствовавший при этом
    Филипп II произнёс “Ищи, сын мой, царство по себе,
    ибо Македония для тебя слишком мала!” Почему
    Филипп II так сказал? [3].
  • Когда Александра Македонского спросили, хочет
    ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он
    ответил: “Да, если моими соперниками будут
    цари!” Как это высказывание характеризует
    Александра? [3].
  • Слова учителя:

    Молодцы, ребята! А
    сейчас каждой команде достанется иллюстрация по
    военной древнегреческой истории. (Учитель, либо
    его помощник, раздает каждой команде
    иллюстрацию). Задание: о каком событии
    рассказывает художник? Охарактеризуйте данное
    событие. На обсуждение внутри команды дается
    несколько минут.

    Из каждой команды вызывается по одному
    учащемуся, который выполняет предложенное
    задание.

    Приложение (рисунки)

    Следующий: