Интеллектуально-познавательная игра Правовой калейдоскоп


Цели:

формирование у обучающихся правовых
компетенций, обеспечивающих успешность в
обществе, способностей к анализу правовых
ситуаций, способностей строить собственное
поведение в рамках имеющихся прав, свобод,
обязанностей; воспитание гражданской
ответственности и чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, уважения к
правам и свободам человека, демократическим
правовым ценностям.

Материалы для проведения
интеллектуально-познавательной «Правовой
калейдоскоп» Приложение

Презентация.


Ход игры «Правовой
калейдоскоп»
(Открытие игры)

Ведущий

Музыкальная композиция на
патриотическую тему.Мы приветствуем вас на
интеллектуально-познавательной игре «Правовой
калейдоскоп».
(Представле ние команд) Сегодня играют команды ____
классов:
(Представле ние жюри) Оценивает нашу игру компетентное
жюри, то есть коллегия Верховных Судей в составе:
Ведущий Команды представлены, Верховный
судья на месте, болельщики готовы! Мы начинаем!!!
Слайд №2 Внимание!

1 конкурс. Викторина
«Права человека».

Викторина За правильный ответ — 1 балл

(каждая
команда может набрать по 2 балла)

Ответы
1. Слайд 3,4

81

Как известно, Робинзон Крузо
долго жил на острове один и сам себе устанавливал
законы и порядки.

Подумайте, с какого времени
Робинзону Крузо можно было бы начать выступать в
защиту своих прав?

С момента, когда появился Пятница
2. Слайд 5, 6

82

В разных странах в соответствии
с традициями по-своему понимают некоторые
положения Декларации прав человека.

Например,
Британское законодательство трактует одно
понятие, связанное с основным правом человека,
очень широко. А вот в проекте Российского
уголовно-процессуального кодекса это понятие
наоборот сужено и под его определение не
подпадают палатка, служебный кабинет, личный
автомобиль.

Если вы вспомните, что является крепостью
каждого англичанина, вы скажете, о каком понятии
идет речь?

Жилище

(Поговорка англичан «Мой дом
- моя крепость»)

3. Слайд 7,8

83

Сейчас этим правом могут
пользоваться все, хотя не все этого желают. Но
чтобы его добиться, долго боролись во многих
странах, в том числе в России и США. В Японии,
например, им начинают пользоваться с трех лет. И
даже Незнайка с Буратино пытались им
пользоваться.

Что они не совсем успешно
пытались делать?

Пытались учиться
4. Слайд 9, 10

81

Без этого права человеку жить
невозможно, но и пользоваться им не так-то просто.

Русская пословица по этому поводу гласит, что
извлечь хладнокровное животное из воды можно,
только используя это право.

Что это за право?

Право на труд.

Комментарий. Без труда
не вынешь рыбку из пруда.

5. Слайд 11, 12

82

В одном городке Российской
Федерации группа лиц проводит телевикторину
«Что? Где? Когда?», участниками которой являются
жители города, и под этим названием пускает её в
эфир местного телевидения.

В данном случае
можно усмотреть нарушение прав. Каких прав?

Нарушение авторских прав.

Комментарий.

Они не заручились на то согласием
телекомпании «Игра», которая первой стала
создавать такие передачи, и не платят «Игре» за
использование популярного названия.

6. Слайд 13, 14

83

Для того чтобы вы как следует,
прочувствовали, насколько изменилось
законодательство в мире в сторону гуманности,
скажем, что в государствах Древнего мира
определенную категорию населения могли продать
в рабство не за свои, а за чужие грехи; по
произволу определенного лица. Их могли либо
лишить всяческих средств к существованию, либо
убить, по нашим понятиям совсем ни за что:
например, за непочтительность. И все это не
считалось преступлением.

Кто же были эти
бесправные люди?

Дети
клип Музыкальная пауза. Клип
мультики о правах
Слайд16

Слайд17

Время обсуждения — 1 мин.

За правильный ответ — 1 балл (максимально — 7 б.)


Задание Ответ
Олег схватил шапку с головы прохожего и
скрылся.
(Грабеж)
Дмитрий залез в школьную раздевалку и
забрал чужую куртку.
(Кража)
Юрий, угрожая ножом, снял с женщины
золотые украшения.
(Разбой)
Андрей в автобусе залез пассажиру в
карман.
(Кража)
Михаил вовлек в азартную уличную игру
двух своих ровесников и путем обмана обыграл их.
(Мошенничество)
Сергей затащил малыша в раздевалку и
потребовал, чтобы тот принес ему на следующий
день 100 рублей.
(Вымогательство)
Николай взял взаймы у Александра 100
рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но
деньги не вернул.
(Мошенничество)

Внимание! 2 конкурс. «Корыстные
преступления» -

Что? Где? Когда?

Зачитываются описания корыстных
преступлений, т. е. преступлений против
собственности. Участники должны определить к
какому виду корыстных преступлений относится
данное правонарушение, т.е. квалифицируют его.

Ответ
записывают на листке бумаги и принесите
ведущему.

Слайд18

Ведущий

Музыкальная композиция «Я,
ты, он, она — вместе целая страна»
Документ word

Таблица

Ведущий: Слово коллегии
Верховных судей

Результаты 1 и 2 конкурсов

Спасибо. Мы продолжаем.

Слайд19

Ведущий

Внимание! 3 конкурс. «Жизнь с
правами и без»

Команды получают контрольные
листы с таблицей:

в первой колонке указаны конкретные житейские
ситуации;

во вторую колонку необходимо вписать выбранные
из списка гражданские права, которые помогут
осуществить эти житейские ситуации.

(работают самостоятельно) Во время
подготовки команд — игра со зрителями.
Игра со зрителями. Пока команды работают, у нас
игра со зрителями «Твои права и сказочная
страна»,
посвященная 20-ю присоединения России
к Конвенции о правах ребенка
Болельщики каждого класса
ответят на 3 вопроса. Каждый вопрос — 1 балл. Таким
образом, для своей команды вы можете заработать 3
балла.

Определяется лучший игрок класса.

1. Кто спас Красную Шапочку от
смерти и тем самым защитил её право на жизнь? 81
2. Кто придумал такое необычное
имя Чебурашке? 82
3. Обитатели птичьего двора
обижали гадкого утёнка, не позволяли ему
пользоваться своими правами наравне со всеми.
Почему? 83
4. Почему жаба похитила
Дюймовочку у её матери? 81
5. В кого превращала царевна
Лебедь князя Гвидона, чтобы он смог повидаться с
отцом? 82
6. Почему во время суда Элиза не
смогла воспользоваться своим правом на защиту и
ни слова не произнесла в своё оправдание? 83
7. Как Женя помогла своему
новому другу Вите в полной мере воспользоваться
своим правом на игру? 81
8. Зачем мачеха отправила
девочку в лес в зимнюю стужу, чем подвергла её
жизнь опасности? 82
9. Почему мачеха приказала
служанке отвести царевну в лес и привязать к
дереву? 83
Ведущий Спасибо зрителям. Слово
командам результаты работы над заданиями 3
конкурса
Слайд19

Ведущий





Слайд 20, 21

Слайд 22, 23

Слайд24, 25

Гражданские права
  • Право на частную собственность;
  • право на социальное обеспечение (по болезни);
  • право на отдых (на оплачиваемый отпуск);
  • право на свободу передвижения и выбор места
    пребывания и жительства;
  • право свободно выезжать за пределы страны;
  • право на свободный выбор профессии;
  • право на свободную предпринимательскую
    деятельность;
  • право на получение высшего образования на
    конкурсной основе;
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • право на пенсионное обеспечение.

Команда 81


Ситуация Конституционные права
2. После школы Павел собирается
поступить в институт, расположенный в другом
городе. Эти намерения, однако, реализуемы лишь в
том случае, если вы предоставите Павлу:
4) право на свободу передвижения и выбор
места пребывания и жительства

8) право на
получение высшего образования на конкурсной
основе

Команда 82

Ситуация Конституционные права
1. Александр — увлекается мобильными
телефонами и мечтает открыть свой собственный
салон мобильной связи.

Вы поможете Александру,
если предоставите ему:

7) право на свободную
предпринимательскую деятельность;

10) право на
свободный выбор профессии.



Команда 83

Ситуация Конституционные права
1. Игорь получил серьезную травму. Чтобы
вылечиться, ему нельзя работать несколько
месяцев. Вы можете помочь Игорю пережить
достойно его несчастье, если предоставите ему:
2) право на социальное обеспечение (по
болезни);

9) право на охрану здоровья и
медицинскую помощь.

Слайд26

Документ word

Ведущий

Таблица

Слово коллегии Верховных
судей.

Результаты 3конкурса и игры со зрителями

Спасибо. Мы продолжаем.

Слайд 27

Ведущий

Внимание! 4 конкурс. Синквейн
Тема «Право»
Правила написания синквейна у каждой
команды
Слайд28

Ведущий

Музыкальная композиция. Песня
«Детство».

Пока команды работают, у нас
музыкальная пауза

Ведущий Мы благодарим группу «Шарм» и
просим команды представить результаты своего
творчества.

8 1 82 83

Слайд 29 Музыкальная композиция. Песня
«Песня о России»

Коллегия Верховных судей
подводит итоги 4 конкурса и всей игры

Документ word

Таблица

Ведущий

Вот и завершилась наша игра.

Наступил
торжественный момент подведения итогов и
награждения победителей.

Слово Коллегии Верховных судей.




Следующий: