Интеллектуальная игра, посвященная 175-летию Д. И. Менделеева

Цели игры:

  1. Расширить знания о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева, его роли в развитии химической науки.
  2. Расширить кругозор учащихся, развить логическое и аналитическое мышление.
  3. Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.
  4. Развить умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.
  5. Привить интерес к химии, познакомить с ее ролью в современном мире.
  6. Разработать и внедрить новые интерактивные технологии в обучении химии.

Участники: В рамках интеллектуальной игры участвуют команды учащихся 10-11 классов по 5-6 человек в каждой (4 команды по числу классов). Члены команд в течение месяца готовятся к игре, изучая дополнительную литературу. В помещении, где проводится игра, расставляем столы, четыре из них — для команд, остальные — для приглашенных гостей.

Оборудование:

  1. на столах каждой команды находятся:
    • ноутбуки Apple;
    • пульты для голосования дистанционной системы голосования Verdict;
  2. на сцене экран;
  3. в зале мультимедийный проектор;
  4. на столе у жюри ПК Apple, с которого производится демонстрация мультимедийных файлов и работа с дистанционной системой для голосования Verdict;
  5. программные ресурсы:
    • система для голосования Verdict;
    • программа просмотра изображений FastStone Image Viewer;
    • офисный пакет Open Office;
  6. мультимедийные файлы:
    • фотографии Д.И. Менделеева в разные годы жизни;
    • презентации команд на тему: «Жизнь, научная деятельность и творчество Д.И. Менделеева».

Предварительная подготовка: На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящей интеллектуальной игре. 11 классы выбирают команды из 5-6 человек. Каждая команда выбирает себе капитана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды, а учитель работает с капитанами. Учитель нацеливает учеников на то, что они должны знать в интеллектуальной игре. Для этого вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание. Каждая команда придумывает себе название, эмблему, девиз, готовит приветствие и домашнюю презентацию на тему «Жизнь и творчество Д.И. Менделеева». Учитель рекомендует школьникам дополнительную, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете химии. В классе вывешиваются памятки.

Знания, необходимые во время интеллектуальной игры:

  1. Биография Менделеева.
  2. Открытие периодического закона и периодической системы.
  3. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода в периодической системе химических элементов.
  4. Что такое период? Периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически?
  5. Почему при завершении одного периода и при переходе к следующему периоду свойства элементов изменяются скачкообразно?
  6. Современная формулировка периодического закона в свете теории строения атома.
  7. Значение периодического закона.
  8. Перечислите известные вам факты, которые еще при жизни Д.И. Менделеева подтвердили правильность периодического закона.
  9. Перечислите ученых-химиков — утвердителей периодического закона.
  10. Характеристика элемента по положению в периодической системе химических элементов.

В ходе игры

Ведущие следят за ходом игры, координируют действия команд и жюри.

Жюри оценивают результаты конкурсов, отвечают за техническую сторону игры. Один из членов жюри работает с ПК: подключает необходимые мультимедийные объекты; руководит работой системы голосования; сводит результаты конкурсов в электронную ведомость оценок, в которой автоматизировано подводятся итоги игры.

На протяжении всей игры после каждого конкурса озвучиваются и высвечиваются на экран промежуточные результаты: итоги текущего конкурса и общий балл за все конкурсы.

Приложение 1 – оценочные листы каждого жюри.

Приложение 2 – электронная версия оценивания каждого конкурса.

Ход игры

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые участники, их группы-поддержки и гости нашей игры. Наша сегодняшняя встреча посвящена великому русскому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. 8 февраля 2009 года наша страна, весь научный мир отметил 175-летнюю годовщину со дня рождения ученого.

«Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и т.д.) и других сопредельный с химией и физикой дисциплин, глубокий знаток химической промышленности вообще, особенно русский, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве…» – такую характеристику дал Д.И. Менделееву Лев Александрович Чугаев.

Выходит первый ученик и читает стихотворение, посвященное Д.И. Менделееву:

В простых и сложных веществах
Все элементы изучались.
Их сочетания в телах
Веками лишь распознавались.
В разнообразиях они
Черты подобий проявляли,
И люди не одной страны
Меж ними сходство все искали.
Никто, однако не открыл
Того, что обнаружил гений!
Провидец мир весь поразил,
Проникнув в сущность изменений.
Закон периодов нашел
Наш русский химик Менделеев,
Чем, безусловно, превзошел
Он всей науки корифеев.
Своей системой показал
В различье элементов – сходства.
И этим миру доказал
Науки русской превосходства!
С.Щипачев

Проецируется портрет Д.И. Менделеева, звучит классическая музыка Глинки романс «Я Вас любил»

Выходит второй ученик и читает слова:

«Высокий, широкоплечий, с длинными русыми волосами, ярко-синими глазами, удивительно подвижный, весь какой-то заметный, с богатейшей мимикой – так его описывали современники. «Грива длинных пушистых волос вокруг высокого белого лба, очень выразительного и подвижного… Ясно синие проникновенные глаза… В нем находили сходство с Гарибальди…

При разговоре он всегда жестикулировал. Широкие, быстрые, нервные движения рук отвечали всегда его настроению. Тембр голоса у него был низкий, но звучный и внятный, но тон его очень менялся и часто переходил с низких нот на высокие, почти теноровые… Когда он говорил про то, чего не любил, то морщился, нагибался, охал, пищал» (из воспоминаний племянницы Д.И. Менделеева Н.Я. Капустиной-Губкиной).

Затем, ведущий представляет команды и членов жюри.

Выходят команды и представляются и говорят свой девиз. Жюри записывают и оценивают название команды и ее девиз.

Оценка от 0 до 5 баллов.

Рис. 1. Члены жюри.

Рис. 2. Команды.

Рис. 3. Команда 11 В: ее название и девиз.

I конкурс.
Конкурс презентаций на тему:
«Жизнь и творчество Дмитрия Ивановича Менделеева»

До начала игры каждая команда загружает на центральный компьютер жюри свои презентации, в которых должны были быть отражены основные моменты жизни, научной деятельности Д. И. Менделеева. Жюри оценивает каждую презентацию. Как критерии оценивания выступают: информационная нагрузка, стиль и качество оформления.

Оценка от 0 до 5 баллов.

Рис. 4. Презентация одной из команд. Слева – жюри.

II конкурс.
«Разминка»

Участвуют все команды. Учитель задает вопросы, которые параллельно проецируются на экран. Сами вопросы заданы в программе Verdict и первым отвечает тот, чей пульт дистанционного голосования был активирован быстрее (номер данного пульта высвечивается на экране — особенность программы).

Оценка за правильный и полный ответ — 3 балла, за дополнение — 1 балл

Приложение 3 – вопросы на конкурс.

Рис. 5. Система Verdict (окно вопроса). Конкурс «Разминка»

Рис. 6. Система Verdict (окно активации пульта игрока). Конкурс «Разминка»

На экране высвечивается Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева.

III конкурс.
«Своя Игра»

В этом конкурсе участвуют все команды без капитанов. Конкурс проводится на ноутбуках, на которых заложен данный конкурс. Сам конкурс оформлен в виде локального сайта и представляет собой тест с 4-мя вариантами ответов. Каждый вопрос теста с вариантами ответов высвечивается отдельно. Переход от вопроса к вопросу осуществляется при помощи кнопки перехода «Далее». Время выполнения конкурса ограничено — 15 минут. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Результаты высвечиваются на экране ноутбука при завершении теста, эти результаты записывает один из членов жюри, который на протяжении всего конкурса непосредственно следит за работой команд, в то время как члены жюри заняты на идущем параллельно конкурсе капитанов.

Оценка от 0 до 16 баллов.

Приложение 4 – вопросы на конкурс.

Рис. 7. Конкурс «Своя игра»

Рис. 8. Конкурс «Своя игра»

IV Конкурс.
Конкурс капитанов

В то время, как команды работают над III конкурсом, капитаны команд приглашаются на сцену. Как и во II конкурсе вопросы задаются в системе Verdict и проецируются на экран. Отвечает тот капитан, чей пульт для голосования был активирован первым. Если капитан дает неверный ответ или не отвечает, вопрос «разыгрывается» между остальными капитанами.

Оценка за каждый правильный ответ — 1 балл

Приложение 5 – вопросы на конкурс.

Рис. 9. Конкурс капитанов.

Рис. 10. Конкурс капитанов.

V конкурс.
«Ромашка»

Каждый вопрос оформлен в виде лепестка. Эти вопросы складываются в виде ромашки. Представитель каждой команды выходит и вытягивает для своей команды 4 лепестка-вопроса. На выполнение данного конкурса отведено 5 минут. Ответы должны были быть записаны на лепестках и по истечении времени сданы жюри. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Ребята могут смотреть на периодическую систему химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева, которая высвечивается на экран.

Оценка за каждый правильный ответ — 1 балл (каждой команде от 0 до 4 баллов)

Приложение 6 – вопросы на конкурс.

Приложение 7 – оформленные в виде лепестков ромашки вопросы конкурса.

VI Конкурс.
«Химический пазл»

На данный конкурс с экрана убирается ПСХЭМ, которая была необходима на предыдущем конкурсе. Ведущий выдает каждой команде листок с заданием, на котором изображена ПСХЭМ с пропусками в элементах. Такой же листок высвечивается на экран. Командам необходимо за 10 минут восполнить пропуски в таблице, при этом указать: номер, название, знак и атомную массу пропущенного элемента. Ответы вписывать в соответствующую клетку. Результаты отдаются в жюри на проверку..

Оценка за каждый правильно указанный номер, название, знак, атомную массу элемента по 1 баллу, т.е. за каждый описанный правильно пропущенный элемент — 4 балла (каждой команде от 0 до 28 баллов)

Ведущий: Играя, ученик сделал химическую таблицу – пазл (Приложение 8). Он сложил всю таблицу, но оказалось, что потерял несколько деталей. Вам предлагается ему помочь и восстановить номер, символ, название и атомную массу утерянного химического элемента.

Рисунок 11. Конкурсное задание «Химический пазл».

Завершение игры

Ведущие подводят итоги работы команд, в то время как жюри подсчитывают баллы, набранные командами. Далее жюри берет слово и высказывает свое мнение об игре. После оглашаются результаты игры и идет награждение победителей.

Ведущий:

«Широта ума, сила воображения и активность души – вот что такое гений», – писал Дени Дидро. Эти слова в полной мере можно отнести и к Д.И. Менделееву, хотя он себя гением и не считал: «Трудился всю жизнь, вот и тал гений». Открытия Менделеева в области химии трудно переоценить – он заложил основы современной науки. Кроме того, он сделал ряд открытий в физике, испытал радости полевода-новатора, совершил путешествие на воздушном шаре, придумал ряд приборов для воздухоплавания, подготовил введение в стране метрической системы, выдвинул и обосновал идею подземной газификации топлива. Во всех этих и многих других славных деяниях Менделеев предстает как энциклопедист, учёный необычайной разносторонности и всеохватного ума.

Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский ученый, гений и патриот земли Русской.

Список литературы:

  1. Химия в школе. 2009., № 1.
  2. Химия в школе. 2009., № 2.
  3. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии: Пособие для учащихся. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Макареня А.А., Филимонова И.Н., Карпило Н.Г. Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников. – М.: Атомиздат, 1973.
  5. Штемплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  7. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Методическое пособие 8-й – 9-й класс. М., 1977.

Следующий: