Интеллектуальная игра Калейдоскоп химических загадок


В игре участвуют 2 команды игроков (8–9 класс). За
неделю до игры команды получают задание выбрать
капитана, придумать название своей команде и
эмблемы для игроков, изготовить таблички с
названием команды. За 3 дня до игры обе команды
знакомятся с правилами разгадывания ребусов,
тренируются в разгадывании шарад, анаграмм,
метаграмм.

Для проведения игры нужно 2 ведущих. 1-й ведущий
должен работать со слайдами, читать условия
выбранных игроками заданий. 2-й ведущий должен
вести всю игру. Кроме того нужно 2 человека,
которые должны демонстрировать занимательные
опыты и фокусы.

В качестве зрителей на мероприятие можно
пригласить всех желающих из 8–9, 11 классов.

Фокусы демонстрируются после “Анаграмм 30” и
“Шарад 20”.

После ответа на “Ребусы 25” демонстрируется
занимательный опыт “Несгораемый платок”.

После ответа на “Метаграммы 50”
демонстрируется занимательный опыт “Вулкан”.

Цели:

развивать учебно-познавательные и
информационно-коммуникативные компетенции
обучающихся, познавательный интерес к предмету
химии; воспитывать организованность,
ответственность, умения работать в группе.

Оборудование

: электронная презентация
“Калейдоскоп химических загадок”, таблички с
названиями команд, эмблемы для игроков,
предметный столик, нагревательный прибор, бумага
с надписью “Удачи” (надпись сделана накануне
разбавленной серной кислотой с помощью
стеклянной палочки), кристаллизатор с водой,
кристаллизатор с этиловым спиртом, носовой
платок, стеклянная палочка, дихромат аммония
(кристаллы), для фокусов: периодическая система
химических элементов, плакат со знаками
элементов Na, O, H. На столы командам были выданы:
периодическая система, распечатанное игровое
поле, листы бумаги на каждого игрока, ручки.

Ведущий 1:

Дорогие друзья! Мы начинаем игру
“Калейдоскоп химических загадок”. Сегодня с
нами в игре 2 команды. Давайте поприветствуем
наших игроков! (Знакомство с командами и
капитанами.)

А теперь познакомимся с правилами игры. Перед
нами игровое поле. Оно состоит из 5-ти номинаций:
“Просто загадки”, “Анаграммы”, “Ребусы”,
“Шарады”, “Метаграммы”.

Ведущий 2:

Каждая номинация представлена 5
заданиями различной сложности. О трудности
задания можно судить по его номеру-коду: чем
больше цифра, тем сложнее задание и,
соответственно, больше баллов заработает
команда, если правильно ответит. Команды
выбирают задание по очереди, называя номинацию и
номер-код задания (сумма баллов за правильный
ответ), например, “Ребусы 10”. На обдумывание
каждого задания дается 1 минута. Если команда
может ответить раньше этого времени, то капитан
подает сигнал и команда отвечает досрочно.
Досрочный ответ, если он правильный, принесет
каждому члену команды приз-сюрприз, который
игроки получат в конце игры. В случае если
досрочный ответ будет неверным, право ответить
на вопрос-загадку переходит к команде
соперников. На столах у команд лежат бумажные
игровые поля. Пожалуйста, отмечайте в них те
задания, которые уже были выбраны, чтобы не было
повторов.

Какая команда будет выбирать первой, мы
определим с помощью жеребьевки (капитаны
участвуют в жеребьевке).

Ведущий 1: А теперь давайте познакомимся с
номинациями. Самые легкие номинации “Просто
загадки” и “Ребусы”. Номинации “Анаграммы”,
“Шарады”, “Метаграммы” представлены более
сложными заданиями, но в случае успеха они
принесут командам внушительную сумму баллов.

В номинации “Просто загадки” представлено 5
несложных химических загадок в классическом
виде. В них идет речь о химических элементах и
простых веществах. В номинации “Ребусы” игрокам
будут предложены изображения, за которыми
скрываются названия химических элементов.

Напомним вам, что анаграммы – это загадки,
ответы на которые состоят из одних и тех же букв
.
Например, слова колба и бокал, могут составить
анаграмму. Отгадав одно слово в загадке, нужно
переставить буквы так, чтобы получилось новое
слово. В ответе вы должны указать оба слова.

Ведущий 2:

В номинации “Шарады” вы
услышите загадки, ответы на которые
разгадывают по частям.
Например, два слова МЫШЬ
и ЯК, соединяясь между собой, образуют в целом
слово МЫШЬЯК. Метаграммы – это загадки, в
которых зашифрованы различные слова, состоящие
из одного и того же числа букв.
Разгадав одно из
слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или
несколько букв так, чтобы получилось новое слово
по смыслу загадки.

Уважаемые игроки! Обратите внимание! Если на
секторе вопроса вы видите смайлик “Улыбка”, то
после выполнения задания вам будет показан
фокус. Красным облаком на игровом поле помечены
задания, после которых вам будет
продемонстрирован занимательный опыт. А сделают
это для вас наши десятиклассники Константинов
Илья и Самаркин Федор (кланяются зрителям)

Константинов: Друзья! Вчера я обнаружил в
почтовом ящике нашей школы необычный конверт,
адресованный нашим командам. На нем нет
обратного адреса. Но самое удивительное, что в
конверте лежит чистый лист бумаги!

Самаркин

: Ничего особенного! Просто письмо
написано химическими чернилами. Чтобы прочитать
такое письмо, его нужно нагреть. Вот смотрите!
(Демонстрация опыта “Секретное письмо”.) На
листе проявилась надпись “Удачи”. Я
присоединяюсь к неизвестному автору письма и
желаю всем игрокам удачи на сегодняшней игре.

Просто загадки 5

В технике сплавов нашел применение
Как стойкий и легкий металл
И в самолетостроении
Важное место занял. (Алюминий)

Просто загадки 10

Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги. (Кальций)

Просто загадки 15

Он безжизненным зовется,
Но жизнь без него не создается. (Азот)

Просто загадки 20

Ему не страшно окисление,
Пластичностью не превзойден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам , что он
Может только растворяться
В “царской водке” целиком. (Золото)

Просто загадки 25

Людям он совсем как брат
Много тысяч лет назад,
Освещая интерьер
Первобытных их пещер,
Он уже пылал в костре.
И украсить был он рад
Дам и рыцарей наряд,
Что блистали при дворе…
Если мягким быть решит,
То в тетради он напишет. (Углерод, алмаз, графит,
уголь)

Анаграммы 10

Горючий продукт я,
“Живу” на болотах. (Торф)
Но есть одна буква
В названье коротком.
Прыжок ее быстрый –
И все изменилось:
Я стал элементом.
Так чудо свершилось! (Фтор)

Анаграммы 20

В ярком пламени рождаясь,
Я невзрачна и сера. (Зола)
Если ж буквы переставить,
Гибким стеблем стану я. (Лоза)

Анаграммы 30

Я – газ редчайший на Земле. (Радон)
Мне близки радий и свинец.
Но буквы переставишь мне,
И я – истории творец. (Народ)

Анаграммы 40

Буквы лежат на столе перед нами.
Расставим их так, чтобы стали словами.
Вот первое слово – фигура одна,
Всего в ней, заметим, четыре угла. (Ромб)
И слово второе сумели собрать,
Его в галогенах пришлось отыскать. (Бром)

Анаграммы 50

Что за чудо – анаграмма!
Четыре слова – целый ряд!
Один смешит нас всю программу. (Клоун)
Второй расколет все подряд. (Колун)
Третий лезет вон из кожи:
Он всех стремится отклонять. (Уклон)
А четвертый – сразу может
Измерять ток и украшать. (Кулон)

Шарады 10

Первый мой слог означает крушение. (Крах)
Крохотен слог мой второй. (Мал)
Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.
Подумайте, кто я такой? (Крахмал)

Шарады 20

Первый слог мой – повозка большая. (Воз)
Моральная сила – слог мой второй. (Дух)
В целом, важнейшую роль выполняя,
Хоть и невидим, всегда я с тобой. (Воздух)

Шарады 30

Основа моя – сухая трава, (Сено)
С обоих концов – согласные. (К, н)
В целом я – газ, дорогие друзья.
И кто я, думаю, ясно вам. (Ксенон)

Шарады 40

Слог мой первый – предлог, (из)
Слог второй – сообщение. (Весть)
Чтоб назвать меня смог,
Вспомни соединение. (Известь)

Метаграммы 10

Корабли меня обходят;
Знает лоцман наизусть. (Мель)
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь. (Медь)

Метаграммы 20

Я – горная область на нашей планете,
Повсюду известны богатства мои. (Урал)
Но ежели Л на Н мне заменишь,
Среди актиноидов меня уж ищи. (Уран)

Метаграммы 30



Два элемента химических
В метаграмме я вам загадал:
С Х – элемент металлический, (Хром)
Ну а с Б – я уже неметалл. (Бром)

Метаграммы 40

Менделеев первым меня предсказал,
Французский ученый название дал. (Галлий)
Если в нем первую букву заменишь,
Место в системе мне быстро изменишь. (Таллий)

Метаграммы 50

С М – единица; (Моль)
С Б – я в больнице; (Боль)
С Р – я на сцене; (Роль)
А сС – на столе. (Соль)
Кто мы такие? Скажите же мне!

Ведущий:

(После анаграмм 30) Дорогие
друзья! Сейчас на ваших глазах Константинов Илья
и Самаркин Федор (выходят) проведут сеанс
передачи мысли на расстоянии через слово.

Константинов:

Для проведения сеанса нужен
один человек из зрительного зала, желательно
хорошо считающий устно. Есть желающие?

(Знакомство с восьмиклассником, Самаркину
завязывают глаза)



Константинов восьмикласснику:

Задумай
какой-нибудь химический элемент и молча покажи
его указкой в таблице.

Константинов Федору:

Федор!

(Приближается к Самаркину, машет руками у него
над головой).

Сконцентрируй свои мысли на
приеме телепатического сигнала.

Константинов восьмикласснику:

найди
порядковый номер элемента в таблице, но не
называй числа вслух.

(Пауза)

Умножь его на два

(Пауза),

к произведению прибавь 5

(Пауза).

Полученную сумму умножь на 5

(Пауза).

А теперь громко 2 раза проговори окончательный
результат

(Развязывает глаза Самаркину, Самаркин
подходит к таблице)

Самаркин

: был задуман элемент…(называет
элемент и показывает его в таблице) Для
определения задуманного элемента от числа
названного зрителем отбрасывает последнюю
цифру, а затем от оставшегося числа вычитает 2.
Рассчитав порядковый номер, находит нужный
элемент в таблице и указкой показывает его
зрителям

Ведущий 1.

(После шарад 20) На доске размещают
плакат со знаками химических элементов: H, Na, O.

Константинов:

Дорогие друзья! Сейчас вы
убедитесь, что телепатический сигнал может быть
передан не только через слово, но и через тепло
руки (завязывает Самаркину глаза).

Есть желающие проверить телепатические
способности Федора?

(Знакомство со зрителем)



Подойди к плакату и молча покажи указкой любой
из трех химических элементов. (Развязывает
глаза Самаркину
)

Самаркин:

прикасается руками к разным
знакам на плакате, как будто пытается что-то
почувствовать, а в это время внимательно слушает
Константинова. Код фокуса: О – какой элемент? Na
– ну, что было задумано? Н – вот теперь
угадывай!

Константинов

: (говорит код для Самаркина в
зависимости от ситуации)

О –

какой элемент

Na

– ну, что было задумано?

Н –

вот теперь угадывай!

Самаркин

: (По коду определяет задуманный
элемент. На нем дольше задерживает руку и
называет его вслух.)

Тепло идет от этого элемента… Был задуман… (Называет
элемент
)

Финал

. Награждение победителей.

Приложение




Следующий: