Интеллектуальная игра для учеников 8-го класса Самый умный по теме: Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева

Цели урока: Обобщить знания учащихся по данной теме, проверить степень усвоения материала; стимулировать познавательную активность ребят, повысить статус знаний, развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать свои мысли, работать с дополнительной литературой.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (настенная таблица и раздаточный материал на столы учащихся); портрет Д.И. Менделеева, компьютер с мультимедийной установкой.

Подготовительный этап

На первых уроках изучаемой темы учитель объявляет о предстоящем уроке-игре в стиле популярной телепередачи «Самый умный». Каждый класс изучает материал по одной из предложенных тем:

1. Биография Д. И. Менделеева.
2. «Три службы Родине».
3. «Что в имени тебе моем?»

Материал обобщается в виде рефератов, с которыми учащиеся выступают на соответствующих уроках, и в стенгазете. Учащиеся составляют кроссворды, сочиняют рассказы об элементах.

Ход урока

Для участия в игре отбираются 12 учащихся, ответивших на следующие вопросы:

1. Наука о веществах и их превращениях.
2. То, из чего состоят физические тела.
3. Химические явления.
4. Валентность водорода.
5. Условная  запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.
6. Мельчайшие химически неделимые частицы.
7. Автор атомно-молекулярного учения.
8. Запись химической реакции посредством химических знаков и формул.
9. Вещества, образованные атомами одного элемента.
10. Реакция, при которой из двух веществ образуется одно вещество.
11.Величина, показывающая во сколько раз масса атома больше 1/12 массы атома углерода.
12. Валентность кислорода.

I. Отборочный поединок (Приложение 1)

1. Атом состоит:

1) из протонов и нейтронов,
2) из протонов и электронов,
3) из ядра и электронов,
4) из ядра.

2. Ядро состоит:

1) из электронов и нейтронов,
2) из протонов и нейтронов,
3) из электронов и протонов
4) из протонов.

3. Максимальное число электронов на внутренних слоях можно рассчитать по формуле:

1) N= 2n2
2) N= n2
3) N=3n2
4) N= 2n.

4. На внешнем слое может находиться не более

1) 2 электронов,
2) 8 электронов,
3) 18 электронов,
4) 32 электронов.

5. Что называется орбиталью?

1) Траектория, по которой движется электрон.
2) Вероятность нахождения электрона в данной точке пространства.
3) Пространство вокруг ядра атома, в котором наиболее вероятно пребывание электрона.
4) Определенный энергетический уровень, на котором находится электрон.

6. Порядковый номер элемента совпадает

1) с относительной атомной массой,
2) с зарядом ядра,
3) с валентностью,
4) с содержанием элемента в земной коре.

7. В периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

1) 7 групп, 8 периодов,
2) 4 группы, 7 периодов,
3) 7 групп, 4 периода,
4) 8 групп, 7 периодов.

8. Как определить, используя периодическую систему, количество электронных слоев атома элемента?

1) По порядковому номеру элемента.
2) По номеру группы.
3) По номеру ряда.
4) По номеру периода

9. Изотопы элемента имеют:

1) Одинаковое число нейтронов.
2) Разное число протонов.
3) Разное число нейтронов.
4) Одинаковое массовое число атомную массу.

10. С увеличением порядкового номера элемента в периоде:

1) радиусы атомов увеличиваются,
2) радиусы атомов уменьшаются,
3) радиусы атомов не изменяются,
4) радиусы атомов сначала уменьшаются, затем увеличиваются.

11. Как изменяются химические свойства элементов в периоде с увеличением заряда ядер их атомов?

1) Усиливаются металлические свойства.
2) Усиливаются неметаллические свойства.
3) Не изменяются.

12. Какой элемент проявляет наиболее ярко выраженные неметаллические свойства?

1) Сера.
2) Селен.
3) Кислород.
4) Теллур

При равном количестве набранных баллов предлагается дополнительный вопрос (Приложение 2) Связать данные слова попарно:

Элемент

Название семейства
сходных элементов

1. Калий

А. Галогены

2. Кальций

Б. Щелочные металлы

3. Хлор

В. Халькогены

4. Сера

Г. Щелочноземельные металлы

II. Отборочный поединок

Объявляются имена 6-ти участников, прошедших в полуфинал игры.

Для определения очередности ответа претендентов на звание членов клуба «Самый умный» проводится конкурс «Дешифровщик». Объясняются правила конкурса. (Приложение 3)

Задание. Название инертного газа

Задание для конкурса «Дешифровщик»

По результатам конкурса «Дешифровщик» объявляется очередность выбора категорий при ответе на вопросы полуфинала. Предлагается 12 категорий из разных областей знаний, так или иначе связанных с химией.

История
(Жизнь и деятельность
Д.И. Менделеева)

«Обществознание»
(Основные классы
неорганических соединений)

Русский язык
(Игра слов)

Физика
(Строение атома)

Математика
(химические уравнения)

Естествознание
(элементы  и вещества в природе)

Химия
(Химические свойства)

География
открытий элементов

Иностранный язык
(происхождение названий элементов)

Технология
(металлы)

ОБЖ
(Вещества в моем доме)

Секрет

История. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева

1. Когда и где родился Д. И. Менделеев? (27 января 1834 г. в городе Тобольск.)
2. Кем работал его отец? (Он был директором гимназии.)
3. Откуда произошла фамилия Менделеев? (Мену делать.)
4. Какое высшее учебное заведение окончил Д. И. Менделеев? (Главный педагогический институт в Петербурге.)
5. Какое важное событие произошло в 1860 году в немецком городе Карлсруэ? (Международный химический конгресс.)
6. Профессором какого университета был Менделеев, когда открыл периодический закон? (Петербургского.)
8. Когда и отчего умер Д. И. Менделеев? (В 1907 г. от воспаления легких.)

Обществознание. Основные классы неорганических соединений

1. На какие 2 группы делятся простые вещества. (Металлы и неметаллы.)
2. Что такое оксиды?
3. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться атомами металлов, и кислотных остатков, называются … (Кислотами.)
4. По составу вещества бывают… (Простыми и сложными.)
5. Вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, называются … (Соли.)
6. Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и … (Гидроксильных групп.)
7. К какому классу соединений относится вода? (Оксиды.)
8. Растворимые в воде основания называются… (Щелочи.)

Русский язык. Игра слов

1. Этот элемент получил свое название от словосочетания «рождающий воду». (Водород.)
2. Переведите с химического языка на общепринятые фразы: «Не все то аурум, что блестит.» (Не все то золото, что блестит.)
3. Феррумный характер. (Железный характер.)
4. Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото.)
5. Уходит, как аш-два-о в оксид кремния. (Уходит, как вода в песок.)
6. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине. (Недосол на столе, пересол на спине.)
7. За купрумный грош удавился. (За медный грош удавился.)
8. Много оксида водорода утекло с тех пор. (Много воды утекло с тех пор.)

Физика. Строение атома

1. Заряд протона … (положительный).
2. Ядро состоит из …. (протонов и нейтронов).
3. Физический смысл порядкового номера элемента — … (заряд ядра его атома).
4. Атом какого элемента самый легкий? (Водорода.)
5. Заряд электрона … (отрицательный).
6. Элемент с зарядом ядра атома +6 (углерод).
7. Число протонов в ядре атома водорода (один).
8. Число электронов в атоме углерода … (6).

Математика. Химические уравнения

1. Как называется число, стоящее перед химической формулой? (Коэффициент.)
2. Чему равен индекс при атоме водорода в формуле воды? (2)
3. Чему равна молярная масса воды? (18 г/моль.)
4. Чему равна сумма коэффициентов в уравнении реакции горения углерода? (3); С + О2 = СО2
5. Как рассчитать количество вещества, зная массу и молярную массу? (Массу разделить на молярную массу.)
6. Определите тип реакции по уравнению СаСО3 = СаО + СО2 (разложения).
7. Сколько моль вещества содержится в 18 г воды? (Один.)
8. Чему равен объем 2 моль водорода? (44,8л)

Естествознание. Элементы и вещества в природе

1. Самый распространенный элемент в природе. (Кислород.)
2. Вещество, находящееся в природе в трех агрегатных состояниях. (Вода.)
3. Водная оболочка Земли. (Гидросфера.)
4. Смесь газов, из которой состоит атмосфера. (Воздух.)
5. Второй по распространенности в земной коре элемент. (Кремний.)
6. В составе известняка, мрамора, мела содержится … (Карбонат кальция.)
7. Непрерывный процесс перемещения воды из Океана на сушу и с суши в Океан называют … (Мировым кругооборотом воды.)
8. Газ, находящийся в нижних слоях атмосферы на высоте 20 – 25 км, защищающий все живое от губительного воздействия космических лучей. (Озон.)

Химические свойства веществ

1. Как хранят щелочные металлы в лаборатории? (Запаянные в стеклянные ампулы или под слоем масла.)
2. Валентность натрия в соединениях. (Один.)
3. Реакции, протекающие между кислотами и основаниями с образованием соли и воды. (Нейтрализации.)
4. Оксиды, которые взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды. (Основные оксиды.)
5. Способность веществ проявлять свойства кислоты и основания называют … (Амфотерностью.)
6. Оксиды, которые взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды. (Кислотные оксиды.)
7. Признаками реакции горения уголька являются … (Выделение тепла, света, образование газообразного вещества.)
8. Для прекращения реакции горения необходимо … (Понизить температуру, прекратить доступ воздуха или залить водой, накрыть брезентом, засыпать песком и т. д.)

География открытий элементов

1. Этот химический элемент был открыт шведским ученым Нильсоном и является предсказанным Д. И. Менделеевым экабором. (Скандий.)
2. Этот элемент назван в честь Польши – родины Марии Склодовской-Кюри. (Полоний.)
3. Этот элемент  получил свое название от латинского названия о. Кипр, входит в состав бронзы. (Медь.)
4. Элемент назван в честь России. (Рутений.)
5. Этот элемент открыл  француз Лекок де Буабадран и назвал его в честь своей родины. (Галлий.)
6. Элемент, названный в честь материка, расположенного в западном полушарии. (Америций.)
7. Элемент, названный в честь родины ученого Винклера, предсказанный Менделеевым как экасилиций. (Германий.)
8. Этот элемент назван в честь города в России, где он был получен. (Дубний.)

ОБЖ. Вещества в моем доме

1. Химическое название поваренной соли. (Хлорид натрия.)
2. Какой газ используют для отопления в вашем доме. (Природный газ, метан.)
3. Солью какой кислоты является пищевая сода. (Угольной кислоты.)
4. Какой металл используют для изготовления электрических проводов? (Алюминий, медь.)
5. Назови элемент, из которого состоит вещество активированный уголь? (Углерод.)
6. В какой цвет окрасится лакмус в растворе уксусной кислоты? (Красный.)
7. Назовите формулу угарного газа. (СО)
8. Как можно очистить от примесей водопроводную воду? (Фильтрованием.)

Технология. Металлы

1. Металл характерного желтого цвета, применяют в ювелирном и зубоврачебном деле, обладает высокой электропроводностью. (Золото.)
2. Металл серебристо-белого цвета, используется преимущественно в виде сплавов: чугуна и стали. (Железо.)
3. Легкий, серебристо-белый металл, широко применяется в самолетостроении. (Алюминий.)
4. Металл красного цвета, известен с древнейших времен, применяется в электротехнике; большое значение имеют сплавы: латунь, бронза, мельхиор. (Медь.)
5. Очень тугоплавкий металл, применяют для изготовления нитей накаливания электроламп. (Вольфрам.)
6. Единственный металл, находящийся в жидком состоянии при нормальных условиях, применяется в термометрах. (Ртуть.)
7. Какие металлы можно «зажечь» холодной водой? (Щелочные.)
8. Белый мягкий металл, проводит тепло и электрический ток лучше других металлов, применяется в виде сплавов для изготовления ювелирных изделий, столовых приборов. (Серебро.)

Секрет. Загадки.

1. Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь «самолетный металл»,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал
(Алюминий)

2. Я – газ легчайший и бесцветный,
Не ядовитый и безвредный,
Объединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
(Водород)

3. Из меня состоит все живое,
Графит, антрацит и алмаз.
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.
(Углерод)

4. В холод прячется в нору,
Поднимается в жару.
(Ртутный столбик термометра.)

5. Элемент четвертой группы,
Перед всеми на виду,
Стоит «Т» на «Р» исправить,
Будет деспот наяву.
(Титан, тиран)

6. Что видно, когда ничего не видно?
(Туман)

7. Только в воду окунется,
невидимкой обернется.
(Растворимое вещество)

Иностранный язык. Названия элементов в переводе на русский

1. Элемент в переводе с греческого «несущий свет». (Фосфор.)
2. Элемент, название которого произошло от латинского названия нашей планеты. (Теллур.)
3. Элемент, название которого происходит от греческого слова «разрушительный». (Фтор.)
4. Элемент, название которого происходит от греческого слова «зеленый». (Хлор.)
5. Элемент, название которого происходит от греческого слова «зловонный». (Бром.)
6. Этот газ нашел применение в рекламной индустрии. В переводе с греческого означает «новый». (Неон.)
7. Название этого металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает «известь». (Кальций.)
8. Этот элемент получил свое название от латинского названия острова Кипр. (Медь.)

III поединок (финал)

Объявляются имена 3-х участников, прошедших в финал игры. Они уже стали членами клуба «Самый умный».

Для определения очередности ответа между финалистами проводится конкурс «Дешифровщик».

Задание. Название соли-галогенида.

Название соли- галогенида

Представление каждого финалиста и его темы.

Желтое поле – «Биография Д.И. Менделеева».

Синее поле – «Три службы Родине».

Красное поле – «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Белое поле – «Общие знания».

Табло для финала

«Биография Д.И. Менделеева»

1. Какую годовщину со дня рождения Д. И. Менделеева будет отмечать страна в 2009 году?
2. Кто был любимым школьным учителем Д.И. Менделеева, и какой предмет он преподавал?
3. Каким по счету ребенком в семье родился Менделеев?
4. Назовите самое любимое занятие (хобби) Д.И. Менделеева.
5. Какое отношение к семье Менделеевых имел Блок?
6. С какой целью седьмого августа 1887 года Д.И. Менделеев поднялся в небо на шаре, заполненном водородом?
7. В каком университете за границей Менделеев «усовершенствовался в науках»? (Гейдельбергский университет.)
8. Что несли впереди траурной процессии, когда множество людей провожали его в последний путь?
9. Где похоронен Д.И. Менделеев?

«Три службы Родине»

1. Какие направления  в своей деятельности Д.И. Менделеев называет «тремя службами Родине»?
2. Как называется учебник для студентов, автором которого является Д.И. Менделеев?
3. Каких ученых Д.И. Менделеев считал «истинными укрепителями периодического закона»?
4. Когда в 1874 г. в качестве кандидата на место академика по физике предложили Д.И. Менделеева, представители немецкой партии в академии, возражая, говорили, что Менделеев не физик, а химик. Что было, когда в 1880 г. его кандидатуру предложили на место академика по химии?
5. Какое открытие Менделеева было использовано в военном деле?
6. Менделеев отдавал много времени и труда развитию химической промышленности в нашей стране. Назовите город на Каме в республике Татарстан (его старинное и современное название), где некоторое время работал Д.И. Менделеев.
7. Где начинал свою педагогическую деятельность Д.И. Менделеев?
8. Как вы понимаете фразу «Топить можно и ассигнациями»?
9. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает». Как эти слова были подтверждены временем? (Раскрыть значение периодического закона.)

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

1. Назовите две характеристики химических элементов, которые Д.И.Менделеев принял за основу своей классификации.
2. Почему атомные массы элементов в периодической системе Д.И.Менделеева указаны в дробных числах?
3. Что называют периодом периодической системы?
4. В чем причина различия свойств хлора и аргона? (Объяснить, исходя из положения в периодической системе и теории строения атома.)
5. Какой из трех элементов — кальций, магний, стронций – обладает самыми сильными металлическими свойствами?
6. Какой из трех элементов – сера, селен, кислород — обладает самыми сильными неметаллическими свойствами?
7. Как изменяются основные свойства высших оксидов в пределах главной подгруппы?
8. Какую общую формулу имеют летучие водородные соединения галогенов?
9. Чему равно значение валентности атомов элементов в летучих водородных соединениях?

Общие знания

1. Чему равна площадь квадрата со стороной 5 см? (25 см2)
2. Где проходит граница между Европой и Азией? ( По Уральским горам.)
3. Самое глубокое озеро в мире? (Байкал.)
4. Сколько гласных звуков в слове «молоко»? (3)
5. Какова масса 1 литра дистиллированной воды? (1 кг)
6. Назовите День Победы. (9 мая)
7. Сколько дней в марте? (31)
8. Кем приходится тебе брат твоего отца? (Дядя.)
9. Твердое агрегатное состояние воды. (Лед.)

Литература

1. Агафошин Н. П. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. М.: Просвещение, 1982.
2. Беликова М. Ю. Путешествие в страну «Химический элементарий» в кн: «Я иду на урок химии»: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2001.
3. Добротин Р. Б.,Карпило Н. Г., Керова Л. С., Трифонов Д. Н. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984.
4. Макареня А.А. Менделеев в Петербурге//Л.:Лениздат,1982.
5. Тищенко В. Е., Младенцев М. Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность.// Университетский период 1861 — 1890 гг. М., 1993.
6. Фигуровский Н. А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: Наука, 1970.

Следующий: