Интегрировнный урок на тему Приготовление блюд из картофеля


Цели и задачи урока.

Познакомить учащихся с вариантами
приготовления блюд из картофеля.

  • Воспитывать трудолюбие, потребность в
    творческом труде, аккуратность, эстетические
    чувства при оформлении готовых блюд.
  • Межпредметные связи: биология,
    история.

    Наглядные пособия:

    компьютерная
    презентация “Блюда из картофеля ”, журналы
    “Самобранка”, “Наша кухня”, журнал “Школа
    гастронома”, книги с рецептами и иллюстрациями
    оформления готовых блюд.

    Инвентарь и посуда:

    миски, разделочные
    доски для овощей, ножи, сковорода, кастрюля,
    ложки, терка, скатерти, столовые приборы.

    Методы обучения:

    рассказ, беседа,
    практическая работа.

    План.

    1. Орг. момент. Постановка цели урока и
    объяснение задач — 3 мин.

    2. Повторение пройденного материала — 7 мин.

    3. Объяснение нового материала — 20 мин. (Презентация)

    4. Практическая работа — 45 мин.

    4. Дегустация блюд. — 10 мин.

    5. Оценивание работ. — 3 мин.

    6. Домашнее задание — 2 мин.

    ХОД УРОКА



    1. Организационный момент.

    2. Повторение пройденного материала:

    1. Что такое кулинария? (Искусство приготовления
      пищи)
    2. Какую пищу мы едим? (Растительного и животного
      происхождения)
    3. Скажите, чем полезна растительная пища?
      (Белками, жирами, витаминами и др.)
    4. А что вы знаете о витаминах? (Они очень полезные
      для организма)

    Вопросы.

    Какая страна является родиной огурца?
    (Индия)

  • Холодное блюдо из нарезанных овощей или
    фруктов? (Салат)
  • Родина картофеля и томата. (Америка)
  • Что означает “кабачок”, в переводе с турецкого?
    (Тыква)
  • Кто впервые назвал томаты помидорами?
    (Итальянцы)
  • Какой овощ в переводе с латинского означает
    “голова”? (Капуста)
  • Овощ, который используется для производства
    сахара? (Свекла)
  • Этот овощ в больших количествах употребляли
    греческие воины для повышения боеготовности.
    (Лук)
  • Какой овощ называли “золотым яблоком”? (Томат)
  • Пифагор называл его царем среди приправ.
    (Чеснок)
  • Загадки:



    • Хотя я сахарной зовусь,
      Но от дождя я не размокла,
      Крупна, кругла, сладка на вкус.
      Узнали вы? Я — … (свёкла).
    • Кругла да гладка,
      Откусишь – сладка,
      Засела крепко
      На грядке — … (репка).
    • Заставит плакать всех вокруг,
      Хоть он и не драчун, а … (лук).
    • Что за скрип? Что за хруст?
      Это что ещё за куст?
      Как же быть без хруста,
      Если ты … (капуста).
    • И зелен, и густ
      На грядке вырос куст.
      Покопай немножко:
      Под кустом … (картошка).


    Изложение нового материала

    Немного из истории.

    Европейцы впервые обнаружили картофель в 1536-1537
    гг. в индейском селении Сорокота (в нынешнем
    Перу). Это были участники военной экспедиции
    Гонсало де Кесада. Они назвали найденные клубни
    трюфелями за их сходство с соответствующими
    грибами. Впоследствии один из участников этой
    экспедиции рассказал о “трюфелях” в своей книге
    “История нового государства Гренады”.

    Годом позже, в 1538 г., другой искатель
    приключений, Педро Сиеса де Леон, в верховьях
    долины реки Каука, а потом в Кито (нынешний
    Эквадор) тоже нашел мясистые клубни, которые
    индейцы называли “папа”. Сиеса де Леон написал
    книгу о своих путешествиях и приключениях под
    названием “Хроника Перу”, которая вышла в
    Севилье в 1553 г. В этой книге Педро Сиеса де Леон
    писал: “Папа — это особый род земляных орехов;
    будучи сварены, они становятся мягкими, как
    печеный каштан; при этом они покрыты кожурой не
    толще кожуры трюфеля”. Далее в книге описан
    торжественный праздник урожая папа, который
    сопровождался определенными религиозными
    обрядами. В этом нет ничего удивительного:
    невзрачные на вид клубни служили индейцам
    главным средством пропитания и существования.



    Научные экспедиции советских ученых в 1920-1930-х
    годах убедительно доказали, что родина картофеля
    - Южная Америка. Начало разведения картофеля в
    России обычно связывают с именем Петра I.
    Существует версия, что Петр I, познакомившись с
    картофелем в Голландии и оценив его, послал графу
    Шереметеву мешок картофеля со строгим приказом
    разводить его в России. С этого мешка картофеля
    будто бы и началась история русской картошки.
    Однако же нет никаких сведений о судьбе этой
    царской посылки. Если она и имела место в
    действительности, то была лишь одним из путей
    проникновения картофеля в нашу страну. Первое
    время картофель в России, как, впрочем, повсюду,
    считался диковинным экзотическим овощем. Его
    подавали как редкое и лакомое блюдо на дворцовых
    балах и банкетах, И посыпали тогда картофель не
    солью, а сахаром. Уже в 1764-1776 гг. картофель в
    небольшом количестве возделывали на огородах
    Петербурга, Новгорода, под Ригой и в других
    местах.

    Постепенно русские люди больше узнавали о
    пользе картофеля. 200 с лишним лет назад в одной из
    статей журнала “Сочинения и переводы, к пользе и
    увеселению служащие”, посвященной картофелю,
    говорилось, что земляные яблоки (мы уже заметили,
    что так первое время называли картофель) — это
    приятное и здоровое кушанье. Указывалось, что из
    картофеля можно печь хлеб, варить каши, готовить
    пирожки и клецки. Печеный картофель был одним из
    самых любимых блюд Пушкина, и он частенько угощал
    им своих гостей.

    С развитием капитализма производство
    картофеля в России из года в год росло, причем
    назначение и использование его стало более
    широким и разнообразным. Вначале картофель
    использовали только в пищу, потом его стали
    применять и в качестве корма для домашнего скота,
    а с ростом крахмало-паточной и винокуренной
    (спиртовой) промышленности он стал основным
    сырьем для переработки на крахмал, патоку и
    спирт.

    Так Россия стала “второй родиной” картофеля.
    Сейчас, пожалуй, уже нет более всенародно
    любимого “русского” овоща, чем картофель. В
    современной русской кухне существуют многие
    тысячи самых разнообразных блюд, использующих
    картофель.

    Познавательные сведения

    Картофель — один из наиболее
    распространенных пищевых продуктов. Его пищевая
    ценность определяется большим количеством
    крахмала (до 16-18 %).Кроме того, картофель содержит
    2% белка,1% минеральных веществ, витамин С. И
    витамины группы В. Из картофеля можно
    приготовить как самостоятельные блюда, так и
    гарниры.

    Перед употреблением клубни хорошо промывают и
    очищают ножом или картофелечисткой. При очистке
    надо стараться срезать тонкий слой кожуры, так
    как наиболее питательные вещества находятся
    непосредственно под кожурой. Очищенный и вымытый
    картофель следует держать, в холодной воде, чтобы
    он не потемнел. Однако при длительном хранении в
    воде картофель теряет питательные вещества и
    закисает (дубеет).

    Иногда под действием солнечных лучей картофель
    зеленеет: в нем образуется ядовитое вещество –
    соланин. Позеленевший и проросший картофель
    можно варить только очищенным. При чистке такого
    картофеля необходимо снимать с кожурой большой
    слой мякоти (до белого цвета) и глубоко вырезать
    глазки.

    При правильной варке картофеля можно сохранить
    около 80% содержащегося в нем витамина С. При варке
    на пару потери витамина С. В два раза меньше, чем
    при варке в воде. При варке очищенного картофеля
    потери витамина С. больше, чем при варке в кожуре.
    В вареном и печеном картофеле витамин С
    сохраняется лучше, чем в жареном. Картофель,
    положенный для варки в холодную воду, теряет до 50%
    витамина С., а опущенный в кипяток – только 10-20%

    .4. Просмотр компьютерной презентации
    “Приготовление блюд из картофеля разных
    народов”
    (приложение 1).

    5. Практическая работа. Вводный инструктаж.

    1. Проверка готовности к работе. Вспомним
    правила по технике безопасности.

    а) Наличие сваренных овощей.

    б) Приготовление санитарной одежды (фартук,
    косынка).

    в) Личная гигиена.

    2. Распределение обязанностей. Каждый член
    бригады получает вид работы

    3. Работа учащихся по бригадам (по картам. Приложение 2).

    • Приготовление винегрета

    • Тушеная картошка с мясом


    Мини-доклады учащихся

    Картофель

    Как вы думаете, какой овощ называли “чёртовым
    яблоком?” Это – картофель. В переводе с
    немецкого языка “картофель”– “Kraft” и “Teufel”
    означает “чёртова сила”. Дурной славе картофеля
    способствовала и встречавшаяся иногда
    причудливая форма его клубней. Малограмотное
    население считало, что дело не обошлось без
    вмешательства дьявола. Сейчас, когда для нас
    картофель является вторым хлебом, трудно
    представить, что картошка когда-то была
    запрещена церковью. Картофель используется в
    производстве макаронов, мороженного,
    искусственного мёда, пирожных, конфет и варенья.
    Он необходим как сырьё для горючего, взрывчатых
    веществ и обувного крема. Из картофеля делается
    крахмал, картофельная мука, глюкоза.

    При гипертонической болезни полезен сок
    картофеля. Кашицу из варёного картофеля можно
    применять вместо крема. Маски из картофеля
    применяют для сухой кожи.

    • Соком свежего картофеля лечат экземы, ожоги,
      язвы, мозоли и угри.
    • Ножи, вилки, ложки станут чистыми и блестящими,
      если их протереть разрезанным сырым клубнем
      картофеля.
    • Если подложить под передвигаемую мебель
      половинки сырого картофеля, мебель легко
      передвинется.
    • Отваром картофельной кожуры придают блеск
      хрустальным изделиям.
    • Ржавчину с противня можно быстро очистить сырой
      картофелиной.

    6. Дегустация готовых блюд.

    7. Уборка рабочих мест.

    8. Подведение итогов, выставление оценок,
    домашнее задание.

    Итак, что мы с вами сегодня приготовили- это
    вкусные и питательные блюда. Природа щедро
    одарила картофель ценными полезными веществами.

    - Как вы понимаете цитату “Овощи на столе –
    здоровье на сто лет”?

    Пригодятся ли вам эти знания для
    самостоятельной жизни в будущем?




    Следующий: