Интегрированный урок Звери и птицы зимой. 1-й класс


Цель урока:

  • Формировать представление о том, как
    зимуют звери и птицы. Показать связь их жизни с
    состоянием растений и неживой природы зимой.

  • Развивать умение логически верно
    выражать свои мысли, делать сообщения в классе,
    правильно собирать нужный материал по теме.

  • Воспитывать любовь к природе родного
    края, животным, обитающим в лесах и живущих рядом
    с нами.

  • Воспитывать умение работать в
    коллективе, чувство взаимопомощи, товарищества.

Оборудование:

диапроектор, слайды
(звери и птицы), магнитная доска, магнитные
картинки с изображением зимующих птиц, таблица
“Зимующие птицы”, картинка с изображением
кормушки, конструктор “Лего”.

ХОД УРОКА


I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ

Учитель:

Сегодня у нас необычный
урок. На этом уроке мы будем отгадывать загадки,
работать с конструктором.

III. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК, С ПОКАЗОМ СЛАЙДОВ

Учитель:

Я буду загадывать вам
загадки, а вы – отгадывать. (Ответ детей
сопровождается показом слайдов)

1.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

/Белка/

2.

Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.

/Заяц/

3.

Посмотрите-ка, какая,
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой.

/Лиса/

4.

Серовато, зубовато,
По полю рыщет
Телят, ягнят ищет.

/Волк/

5.

Я по дереву стучу,
Червяков добывать хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой.

/Дятел/

6.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.



/Снегирь/

7.

Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.

/Воробей/

Учитель:

Так о чем мы сегодня будем
говорить на уроке? Мы узнаем, как звери и птицы
зимуют, готовятся к зиме и переносят морозы.

Учитель:

– Зима навела строгий порядок в лесах
и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной.
Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в
одинаковых нарядах. В переменах, которые несет с
собой зима, есть свои прелести: чистейший и
пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей,
какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко
всему этому – великий покой, разлившийся в
природе.

– Однако для животных наступила суровая пора.


IV. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

1. На партах разложены карточки с текстом “Зима
в лесу”.

Зима в лесу.

Наступили холода. Животные
приготовились к встрече зимы.

Белочка утеплила свое гнездо сухим
мхом. Запаслась орехами, насушила грибов.

Зайчик поменял свою шубку. Он стал
белым, чтобы хищники не заметили его в зимнем
лесу.



Лиса ищет свою добычу. Любит полакомиться
мышами.

Волк по лесу бродит голодный в поисках пищи.

Медведь забрался в берлогу и спать всю зиму.

Изредка в лесу можно услышать щебет птиц.

До весны в лесу наступило затишье.

Учитель:

– Прочитайте текст про себя.
Встретились ли вам непонятные слова?

2

. Чтение вслух

Учитель:

– А теперь прочитаем текст вслух (дети читают
по абзацам
);

– О ком прочитали текст? (о белке,
волке, зайце, лисе, медведе, птицах)
;

– Как же белочка приготовилась к зиме? (утеплила
гнездо, насушила грибов, заготовила орехов)
;

– Что вы еще можете дополнить о белке? (она
поменяла шубку рыженькую на
серебристо-серенькую, чтобы была не так заметна
на снегу, чтобы хищники не съели ее)
;

– А как приходится зимой зайчику? (он
тоже сменил свою шубку серенькую на беленькую; он
маскируется, чтобы хищники его не видели)
;

– А какие враги у зайца?

– Чем питается зимой заяц? (ветками и корой
деревьев)
;

– А какое самое любимое лакомство у лисы? (Мыши);

– Где же она их ищет? (она ищет их под снегом);

– Что прочитали о волке?

– Какие звери зимой впадают в спячку? (медведи,
барсуки, ежи)
;

– Почему одни звери зимой спят, а
другие нет? (зимой медведю нет пищи: ни ягод, ни
растений. Он хорошо кушает летом и осенью,
набирает жир. Зимой его этот жир согревает. А
другие звери могут находить себе корм.)
;

– Почему в тексте сказано, что в
природе наступило затишье? (потому что все
насекомые уснули, птицы улетели в теплые края, на
деревьях нет листьев, тихо в лесу).

V. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Учитель:

– Труднее всего приходится птицам.
Многие птицы еще осенью улетели в теплые края.

– Почему же они покинули свои гнезда? (им
холодно и голодно)

– Птицы хорошо переносят холод, так
как перья и пух – очень теплое платье, а птичья
кровь так горяча, что им мороз на страшен.

– Причина в другом – голод. Зимой
исчезают насекомые и птицам все труднее добывать
корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.

К нам на урок прилетела птичка (на
магнитной доске размещена картинка с
изображением кормушки).
Но почему она так
встревожена? Чем взволнована? О чем она нас
просит? (она просит нас помочь птицам покормить
их, чтобы они не умерли с голода)

Зимний лес не спит, а дремлет.
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

– Слетайтесь птички к нашей кормушке (ученики
читают стихотворения, после чего размещают
магнитные картинки зимующих птиц у изображения
кормушки).

Первый ученик:

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.



Второй ученик:


У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.

Третий ученик:


Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.

Четвёртый ученик:


Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.


VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Учитель:

– А сейчас мы с вами поиграем. Для этой
игры необходимо сформировать три команды и
выбрать их капитанов.

Задание первой команде:

а) На большом листе ватмана
создайте картину зимнего леса.
б) Кого можно увидеть в зимнем лесу?
в) На уроках труда и рисования вы делали
заготовки. Сейчас необходимо их вырезать и
наклеить. Распределите работу так, чтобы все были
заняты делом.

Задание второй команде:

Ваша
команда разгадывает кроссворд. Если вы правильно
впишите название птиц, то получите главное слово.
После того как отгадано название птицы,
необходимо найти картинку с её изображением.
Затем представитель команды выходит к доске и
размещает картинку у изображения кормушки.

Снегирь.

Снегирь питается семенами растений, ягодами и
почками деревьев.

Крылья и хвост окрашены в черный цвет.
На голове черная шапочка. Грудка розово-красная.

Синица.

У синички оперение очень нарядное.
Голова блестяще-черная с большими белыми пятнами
на щеках. Брюшко ярко-желтое.

Питается насекомыми. В зимнее время
можно подкармливать семечками, хлебом, кусочками
несоленого сала.

Задание третьей команде:

А вот
третья команда из конструктора “ЛЕГО” будет
делать макет кормушки и птичек. У вас на парте
лежат карточки с текстом. Прочитайте, будьте
готовы рассказать нам, что вы узнали интересного.

Задание всему классу:

Ребята,
после завершения работы необходимо защитить её,
то есть рассказать, что вы делали и для чего.

VII. ЗАЩИТА РАБОТ

Первая команда:

– Представить
плакат “Кого же встречаем в зимнем лесу”.

Вторая команда:

Какое же главное
слово в кроссворде получили? (БЕРЕГИ)

Третья команда:

– Работа с
конструктором “ЛЕГО”. Рассказ о том, чем
питаются птицы, которых дети смастерили из
конструктора.

Учитель:

– Да ребята! Нужно беречь природу и
быть её другом! Друг не разрушает птичьи гнезда,
не ломает ветки, не портит деревья в лесу. Зимой,
такой человек старается помочь птицам, которые
остались зимовать в наших краях. Для этого он
делает кормушки и кладет туда корм.

– Подкармливайте птиц, за эту доброту
они порадуют вас весной щебетанием и ликующей
песней.

– Сделайте с родителями кормушки,
развесьте их на балконе, в парке.


VIII. ВЫСТАВКА КНИГ

Учитель:

– Ребята давайте посмотрим выставку
книг. После урока вы можете их посмотреть и
почитать. Книги помогут вам подробнее узнать о
жизни птиц и зверей.

– Урок окончен. Вы хорошо потрудились. Молодцы!




Следующий: