Интегрированный урок Золотая хохлома чтение и художественный труд. 2-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16,51 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Познакомить с хохломской росписью, историей возникновения промысла.
  2. Совершенствовать навык чтения. Научить читать текст «Искусство Хохломы».
  3. Совершенствовать навыки работы красками и кистью. Учить рисовать элементы хохломской росписи.
  4. Развивать творческую активность, художественный вкус.
  5. Расширять кругозор, словарный запас учащихся.
  6. Воспитывать уважение к рукотворному труду, приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Оборудование:

  • Книга «Я живу в России!» (Т.А. Кудрявцева);
  • Выставка книг, хохломских изделий;
  • Краски;
  • Кисти;
  • Подкладные листы;
  • Цветная бумага;
  • Шаблоны изделий;
  • Ножницы;
  • Мультимедиапроектор;
  • Компьютер;
  • Экран.

Ход урока

І. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребятишки:
Девчонки и мальчишки!
К вам сегодня я пришла
И помощницу привела.
Мы хотим вас научить
Хохломскую роспись полюбить!

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем заниматься и чтением, и художественным трудом.
Такой урок называется заумным словом-
интегрированный.

ІІ. Сообщение темы и целей урока.
– Тема нашего урока «Золотая Хохлома».
На уроке мы прикоснёмся к одному из видов декоративно-прикладного искусства: узнаем, почему Хохлому называют «золотой», как появляются на свет хохломские изделия и попробуем сами выступить в роли народных мастеров, украсим изделие, используя узоры Хохломской росписи.
ІІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
1. Вступительная беседа.

– В какой стране мы живём?
– Русский народ безгранично талантлив.
Он мастер на все руки и творчество его многогранно.
– С какими видами декоративно-прикладного искусства вы знакомы?
– Русские умельцы украшают свои изделия необычайными узорами.
– А сегодня особое внимание я хочу уделить изделиям, украшенным хохломской росписью.

2. Работа над стихотворением П. Синявского
«Хохлома».

а)Чтение учителем.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи-перелески шёлковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
У красы точёной – сарафан парчовый
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.

б) Анализ восприятия литературного
произведения.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
– Какие картины вы себе представили, слушая стихотворение?
– Какие цвета вы бы использовали для написания
ваших картин?
– О каком русском промысле сочинил своё
стихотворение поэт П. Синявский?

2-й слайд (карта)

2-й слайд (карта)

ІV. Работа над новым материалом.
1. Рассказ учителя о Хохломе.
– Искусство Хохломы – это гордость русской
культуры.
В старину люди ели из деревянной посуды.
В селе Хохлома, которое находится в центре России – на Волге, искусные мастера делали деревянную посуду из липы, берёзы, осины, расписывали её дивными узорами и отправляли в другие города по крупнейшим ярмаркам.
– А что такое ярмарка? (место, где устраивают выставку и распродажу различных товаров)
– Итак, отправляемся на ярмарку!
3слайд
Звучит музыка.
Девочка в русском национальном костюме.
3 слайд
Звучит музыка
2. Чтение стихотворения ученицей.

Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши.
Покупайте Хохлому нашу!
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золочёные, узоры кручёные,
Нет изделий краше
Хохломы нашей.
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!

Девочка в русском национальном костюме. (театральное представление)

4 слайд (ярмарка)

5 слайд
(ярмарка)

– Все предметы, которые вы увидели на ярмарке, одним словом называют «Хохлома».

– Вслушайтесь в это слово «Хохлома». Здесь слышны и радостное «хо» и восхищённое «ох». Она нас радует и восхищает.

– О том, как изготавливают «Хохлому»
мы сейчас узнаем из книги Т. Кудрявцевой «Я живу в России».
Хоровое проговаривание
3. Работа по книге «Я живу в России».
1)
Чтение учителем.

– Слушайте внимательно и думайте, почему
Хохлому называют «золотой»?
Стр. 46
6-й слайд
(1-й слайд)
2) Подготовка к самостоятельному чтению.

– В тексте есть сложные слова:
народное ремесло
живопись
орнамент
металлический порошок
просвечивающая серебристая поверхность

– Какое из слов вам непонятно?

3) Самостоятельное чтение.

Словарная работа.
Словарь Даля.
Слова на доске
(орфографическое,
орфоэпическое произношение)
Физкультминутка Здоровьесберегающие технологии.
4) Чтение вслух.

5) Выборочное чтение.
Найдите в тексте ответ и прочитайте его.
– Что такое искусство Хохломы?
– Сколько лет передают мастера свои традиции из поколения в поколение?
– Что такое орнамент?

– Какие элементы узора в хохломском орнаменте?
– Почему Хохлому называют «золотой»?

6) Закрепление
Давайте еще раз посмотрим, какой путь проходит хохломское изделие.
7,8,9 слайд (рождение изделий)
Показ заготовки
4. Анализ художественного материала.

– Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы.
– Какие основные цвета в росписи?
(цвета природы: красный, золотой, зелёный, чёрный)

Какие чувства символизируют эти цвета?
(красный-радость; золотой-тепло, счастье, богатство, красота, и чистота; зелёный-цвет жизни, природы; чёрный – торжественность)

Истоки хохломской росписи – в русском декоративном искусстве 17-18 века. В это время часто выполнялись травные рисунки.
Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

10 слайд
– Главный элемент росписи – травка, художников называли «травниками».
Другие элементы: листочки и ягодки.
Травка, ягодки, цветы – всё это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создаёт вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.
Одинаковые элементы, ритмично повторяющиеся в хохломской росписи (ягодки, листочки, травинки) образуют орнамент
Ведущий травный орнамент – стебель «криуль».
11 слайд (осочки, завитки, капельки, кустики)
12 слайд (листочки и ягодки)
13 слайд ( все элементы собраны воедино)

14 слайд («криуль»)

V. Практическая работа учащихся.
– У вас на партах лежат шаблоны различных изделий. Выберите изделие по душе, наложите шаблон, обведите, вырежьте.

– Попробуйте сами расписать изделие, используя элементы хохломской росписи.
15 слайд (1 слайд)
Звучит музыка
VІ. Подведение итогов.
– Свои изделия отнесите на ярмарку.

Золотая Хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши…
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.

Дети прикрепляют свои работы на доску.

16 слайд (1 слайд)
Ученица читает стих.

VІІ. Закрепление.
– Почему хохломские изделия называют
«Золотая Хохлома»?
– Перечислите основные группы элементов хохломской росписи.
– Какие предметы расписывают хохломской росписью?

– Вы видите на экране изображение различных изделий декоративно-прикладного искусства, искусства, созданного русскими умельцами. Под какими номерами находится Хохлома?
– Давайте проверим. Молодцы!
– Надеюсь, что сегодняшний урок получился познавательным, интересным и веселым!
А «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»
Желаю вам удачи и спасибо за хорошую работу на уроке.

17 слайд (различные виды изделий)

18 слайд

Следующий: