Интегрированный урок Золотая осень литературное чтение + окружающий мир + технология

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,11 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

  • Обобщить знания учащихся о характерных
    признаках осени в живой и неживой природе,
    воспитывать бережное отношение к природе.
  • Повторить изученные стихотворения, учить детей
    правильно, последовательно и выразительно
    излагать собственные мысли; воспринимать музыку,
    живопись и красоту природы; воспитывать
    любовь к природе, родному краю.

Учебные материалы: аудиозапись музыки
П.И. Чайковского «Осенняя песня», Свиридов
«Осень»; репродукции картин об осени: «Золотая
осень»,
«Осенний день» (И. Левитан), «Сентябрьский
снег».

Подготовка к уроку: учащиеся
заранее учат наизусть стихотворения, собирают
опавшие листья и приносят на урок. На партах у
детей(картон, листья растений, клей, ножницы)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительная беседа

Учитель читает стихотворение-эпиграф.

ОСЕНЬ (слайд 1)

* * *

…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

(А.С. Пушкин)

– Кто написал это стихотворение?
– О каком времени года идёт речь в стихотворении
Пушкина? (Об осени)
– Итак, сегодня мы будем говорить о золотой
осени. Наша задача: вспомнить об осени все, что мы
узнали на уроках чтения, природоведения,
сами наблюдали, и применить это в своей
работе. Какая погода бывает осенью? Какие
изменения произошли в природе с наступлением
осени? Опишите состояние неживой природы (небо,
солнце, земли) растений.

(Выслушиваются ответы учащихся)

– А сейчас мы просмотрим осенние картины и
фотографии (слайд 2)

Какие цвета осеннего леса мы видим? (Ответы
детей)

– Назовите осенние месяцы. (Ответы детей)

По очереди входят месяцы.

Ученики рассказывают о сентябре.

Сентябрь:

Сентябрь. Школьная пора.
Дождь еле моросит с утра.
За тучей солнце задремало
И без него прохладно стало
На юг собрались стаи птичьи
У леса новое обличье –
Пурпурно-золотой наряд,
А он грустит, совсем не рад

Жаль, что пролетело лето,
Не вернуть его, увы.
И сентябрьские приметы
Уж в копилке у меня.

– Назовите какие приметы сентября вы знаете. (Ответы
детей)

Задание учащимся от месяца сентября:

Кроссворд «Мой огород» (слайд 3)

  • Голова велика, только шея тонка (тыква)

  • Я вырос на грядке, характер мой гадкий.
    Куда не приду всех до слез доведу (лук)

  • Среди бахчи зеленые мячи.
    Налетела детвора – от мячей одна кора (арбуз)

  • С виду красная, раскусишь – белая (редис)

  • Белый, тощий корнеплод под землей
    растет.
    И хотя он очень горек, в пищу нам он годен.
    Все – от взрослых до ребят – с холодцом его едят (хрен)

  • Раскололся тесный домик на две
    половинки.
    И посыпались в ладони бусинки – дробинки (горох)

Дети читают стихи об осени.

– А какой второй месяц осени?

Ученики рассказывают о месяце октябре.

Октябрь:

– Октябрь. Природа загрустила.
Пора разлуки наступила.
Деревья с листьями прощаются,
И птицы к югу направляются.
Дожди шумят с утра до вечера,
Гулять нельзя, и делать нечего.
Лес обнажился. Грустно это
Переживать и наблюдать.
У октября свои приметы.

– Что происходит в природе в октябре? (Ответы
детей)

Задание учащимся от месяца октября (слайд
4)

ЗАГАДКИ: «ГРИБЫ»

Чтение стихов (дети читают стихи об осени)

– Какой еще осенний месяц вы знаете? (Ответы
детей)

– Расскажите, что вы знаете об этом месяце?

Ученики рассказывают о ноябре.

Ноябрь:

Ноябрь. Еще совсем немного
Ждать в гости зиму. У порога
Присыпал землю первый снег.
Но тонок слой, полно прорех.
То подморозит, то теплеет,
То ветром северным повеет.
Как быстро осень пролетела,
Спешит зима в наряде белом.



Трещит морозец озорной,
Да дует ветер ледяной,
Лес приуныл и опустел,
Но у меня немало дел.
Ночами трудится не зря:
Вот и приметы ноября.

– Назовите, какие приметы вы услышали у ноября? (Дети
называют приметы ноября)

Задание учащимся от месяца ноября

(слайд 5)

Работа в парах

Попробуйте прочитать название перелетных птиц
по первой букве изображенных предметов(Ласточка,
скворец)

– А каких перелетных птиц вы еще знаете? (Ответы
учащихся)

– А почему все эти птицы улетают? (Ответы
учащихся)

– МОЛОДЦЫ, ребята. Со всеми заданиями
осенних месяцев вы справились!
А сейчас мы посмотрим инсценировку басни И.А.
Крылова «Стрекоза и муравей»

(Учащиеся показывают инсценировку)

Работа в группах: (Слайд 6)

  • Кто из героев басни вам понравился и почему?
  • Справедливо или нет, поступил Муравей?
  • Сочувствуете ли вы Стрекозе. Почему?
  • В каких строках басни содержится основная
    мысль? Как вы её понимаете? Соотнесите её с
    пословицей?

Делу – время, а потехе – час.

Индивидуальная работа с четверостишием,
затем работа в парах: (Слайд 7)

*** ***

Закружилась листва
золотая Осень
наступила, высохли цветы,
В розоватой воде на пруду,
И глядят
уныло голые кусты.
Словно бабочек легкая
стая Вянет и
желтеет травка на лугах.
С замираньем летит на звезду.
Только зеленеет озимь на полях.
С.
Есенин А.
Плещеев

– Какое настроение у вас создают картины
природы, описанные поэтами?
– Как вы прочитаете эти стихотворения: в
быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?

Работа в парах сменного состава

– Заучивание стихотворения по методике Ривина.

(Заслушивание нескольких уч-ся)

Работа с текстом:

  • Чтение цепочкой.
  • Нарисуйте словесную картину.

Осень. С. Аксаков

Осень. Глубокая осень. Серое небо, низкие,
тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны
становятся сады, рощи и леса. Все видно на сквозь
в самой глухой древесной чаще, куда
летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые
отдельные березки сохраняют свои увядшие листья,
блистающие золотом, когда тронут их косые лучи
невысокого осеннего солнца.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть
березовых ветвей вечнозеленые, как будто
помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным
воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными
ночными туманами.

Услана земля сухими, разновидными и
разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в
сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног
осторожно ступающего охотника, и жесткими,
хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают
птицы и звери от шороха человеческих шагов.

Осень в с. Рудяном (слайд 8) Сравните
описание осени С.Аксакова с осенью в нашем селе. (Ответы
детей)

– Закончить наш урок я хочу стихотворением «Осенний
карнавал»

Стихотворение «Осенний карнавал» под музыку
Свиридова читает учитель.

«Осень»

* * *

Рыжая осень устроила бал.
Пышный нарядный цветной карнавал.
В желтом березы в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.

Ели и сосны в наряде зеленом,
Ивы серебряны, в золоте клены.
Осень ковер расстелила из листьев.
В нем разноцветные шляпки грибов.

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех ребят приглашает.
Беседа о прочитанном.

– Ребята, почему осень можно связать с цветным
карнавалом? (Ответы детей)
– Осень позвала нас к себе на карнавал. Неужели
мы пойдем в гости с пустыми руками?
– Посмотрите, что у нас есть на столе. (На
столах лежат разноцветные листья, картон, клей,
ножницы.)

– Что мы можем из этого сделать? Правильно,
подарок для осени. Я предлагаю вам сделать коврик
из осенних листьев. (Аппликация, рисунок).
– Объяснение этапов работы.
– Повторение правил техники безопасности при
работе с ножницами, красками и кистью, клеем.
– Самостоятельная работа уч-ся.
– Выставка работ учащихся.

Итог урока: (рефлексия в группах)
(слайд 10)

  • Понравился ли вам сегодняшний урок? Почему?
  • В чем у вас были вызваны затруднения?
  • Что понравилось больше всего на уроке?

Домашнее задание

Написать сочинение об осени.




Следующий: