Интегрированный урок: Химия + математика. Точки соприкосновения. 8-й класс

Интегрированный урок: Химия и
математика. Точки соприкосновения. 2 часа. (8
класс). (слайд 1)

  • Презентация
  • Приложение

(слайд 2) Эпиграф к уроку:

» …Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих … сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер,
И знанье человеческое шире». (М. Алигер)

Девиз урока: решаем и играем!

Форма проведения урока:
урок-путешествие, с элементами игры.

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся, полученные при
    изучении тем по химии «Чистые вещества и смеси»,
    » Массовая и объемная доли компонентов смеси
    (растворы)»; по математике — «Свойства
    пропорции», «Задачи на проценты».
  • Развивать умения учащихся работать в группе,
    как при решении задач, так и при выполнении
    лабораторных опытов; выбирать наиболее удобные
    способы решения задач, применяя знания по химии и
    математике, развивать коммуникативные
    способности.
  • Проводить экологическое воспитание учащихся
    через задачи с экологическим содержанием.

Оборудование к уроку: интерактивная
доска, презентация. На столах учащихся: 1).
«Проездные билеты» — карты-задания составлены
по группам (4 группы).

2).Лабораторное оборудование: весы, разновесы,
лабораторный штатив, мерный цилиндр, стакан с
водой, колба. Твердые вещества:

  • 1 группа — поваренная соль (хлорид натрия);
  • 2 группа — натриевая селитра (нитрат натрия);
  • 3 группа — питьевая сода (гидрокарбонат натрия);
  • 4 группа — сахар (сахароза).

Перед началом урока учащихся класса делим на 4
группы, так как у нас урок — путешествие, которое
мы совершим на поезде «Планета Знаний», каждая
группа занимает свой » вагон». В каждом
«проездном билете» учащимся предлагаются
задачи, решив которые они помогут справиться с
проблемами героям любимых мультфильмов и узнать
конечный пункт своего путешествия, чтобы »
поездка» была интересной,в «пути» ребят ждут
игры, загадки, лабораторные опыты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

«Химия и математика. Точки соприкосновения»

Запомните, ребята, эти мгновения.
Так называется наш урок,
Он будет совсем необычным у нас,
Представим себе, что это — не класс,
Отправимся все мы на поезде скором
В страну, где помощи нашей
Ждут детства друзья,
Без помощи этой им просто нельзя.
Вы знания в школе весь год получали
Химию, алгебру здесь изучали,
Опыты ставили, задачки решали,
Пропорции, доли, «иксы» вы искали.
На уроках не скучали, все отлично отвечали
Знаний багаж с собою возьмите,
На каждой станции всем помогите.
А чтобы быстрее нас повез паровоз
На каждой стоянке ждет вас вопрос,
Задача, шарада, игра, испытание.
Итак, начинаем, ребята, внимание!

Сегодня у нас урок — путешествие в страну
сказок, которое мы совершим на поезде » Планета
Знаний». Он отвезет нас в таинственный город,
название которого вы узнаете в конце нашей
поездки. Вы получили » путевые листы» с
задачами, здесь есть ответы, из которых только
один верный. Из букв правильных ответов мы и
составим название конечного пункта нашего пути.
По дороге у нас будет несколько остановок, где
вас ждут испытания. Мы надеемся, что вы с честью
их выдержите. Перед отправлением проверим, с
каким багажом знаний вы отправляетесь в
путешествие (слайд 3)

3. Разминка.

  • Что такое чистое вещество?
  • Что такое пропорция?
  • Назовите химические формулы воды, поваренной
    соли, сахара.
  • Назовите основное свойство пропорции.
  • Что такое раствор? Смесь?
  • Что такое 1%?
  • Назовите формулы, по которым можно вычислить
    массовую и объемную доли вещества.

Итак, все готовы, отправляемся! Еще раз
напоминаем — у вас в «проездных билетах» даны
задачи, решив которые вы поможете сказочным
героям справиться с их проблемами. Чтобы
сократить время стоянок, мы предлагаем вам
заранее решить задачи по пути следования. Первая
остановка через 15 минут.(слайд 4)

(Учащиеся всех групп решают задачи)

Учитель. Наш поезд прибывает к первой станции,
которая называется «Дегустационная». Стоянка
поезда 10 минут.(слайды5, 6, 7, 8)

(Двое учащихся из первой группы оформляют
решение задач на доске)

Пока идет подготовка у доски, с остальными
учениками проводим игру — «А ну-ка, отгадай!»

1.

Мы часто ее за столом встречаем,
Названье ее мы сейчас угадаем,
Рассыпать ее, говорят, к несчастью,
К обеду иметь, наверное, счастье.(Соль)

2.

Эта красавица всем вам знакома,
С ней вы встречаетесь в школе и дома,
Бесцветна, чиста почти,
Но ток электрический включи,.
И разлагается она
На два каких-то вещества (Вода).

Учитель. Итак, ребята, у доски уже оформили
решение задач, сверим их решение с ответом на
интерактивной доске. Найдем буквы для
расшифровки слова и поедем дальше.

(Все учащиеся класса делают записи в тетрадях, и
из букв начинают составлять название города).

Учитель. Итак, снова в путь. Наша следующая остановка
будет в деревне «Простоквашено».



(слайды 9, 10, 11, 12, 13)(Учащиеся 2-й группы решают
задачи у доски, а с классом проводим игру.
«Математические фокусы» с периодической
таблицей).

К доске приглашаем одного из учащихся класса и
просим его задумать любой химический элемент по
периодической таблице(записать символ этого
элемента и показать всему классу, кроме учителей)
Затем просим провести с порядковым номером этого
элемента следующие вычисления без сообщения
промежуточных результатов:

  • Порядковый номер элемента удвоить.
  • К произведению прибавить 5.
  • Сумму умножить на 5.
  • Окончательный результат сообщить учителю,
    который тотчас же называет задуманный элемент.

(Разгадка: От последнего числа отбросить
последнюю цифру и отнять от полученного числа
число 2; это и будет номер загаданного элемента)

После игры проверяем решение на доске и находим
следующие буквы, продолжаем отгадывать название
города.

(Учащиеся класс записывают решение задач в
тетрадь)

Учитель. Едем дальше! Впереди у нас
Цветочный город
, где мы встретимся с
Незнайкой и его друзьями.(слайд 14)

Внимание! Мы подъезжаем. Стоянка поезда 10
минут.(слайд 15, 16, 17, 18)

(учащиеся 3-й группы оформляют решение своих
задач на доске, чтобы потом сверить с решением на
интерактивной доске)

Пока идет подготовка у доски, проводим с
классом игру » Третий лишний».

Цель: проверить знание учащимися
формул основных классов химических соединений.

На интерактивной доске записаны строчки,
состоящие из 3-х химических формул веществ:(слайд
19 (включить интерактивный режим))


CaO Mg( OH)2 K2O
H2SO4 H C l Cu( OH)2
Na2SO3 CaCO3 H2SO4
NO HNO3 NO2
KOH CO2 B a (OH)2
Li OH HF Na OH

Задание: В каждой строчке вычеркните
формулу лишнего вещества, то есть не
принадлежащего к тому классу, к которому
относится два других.

Игра «Крестики-нолики».

Правила игры — как в обычной игре » Крестики-
нолики». Играют два учащихся (представители
разных групп) Один из них пишет формулы оксидов,
другой формулы — кислот.

На интерактивной доске дана таблица, которую
заполняют учащиеся. (слайд 20 (включить
интерактивный режим))


Необходимо, чтобы учащиеся проговаривали
формулы кислот и оксидов, давали им названия.

Аналогичную игру проводим с представителями
двух других групп. Один из игроков пишет формулы
оснований, другой — солей. (слайд 21 (включить
интерактивный режим))


Учащиеся у доски уже готовы. Сверяем решение
задач, находим очередные буквы для расшифровки
названия конечного пункта следования нашего
поезда.

Итак, снова в путь.(слайд 22)

Впереди у нас последняя станция »
Экоград»
, это сказочный город машин.
Внимание! Мы подъезжаем. Стоянка поезда 10
минут.(слайды23, 24, 25, 26)

Учащиеся 4 группы решают задачи на доске, с
остальными проводим игру «Поиск
закономерностей».

Установите признак, объединяющий указанные
объекты:

1) кислород, железо, водород, азот.

2) мерный цилиндр, стакан, пробирка, колба,
воронка.

3) хлорид калия, гидроксид натрия, азотная
кислота, оксид магния.

4) железо, золото, медь, ртуть.

5) поваренная соль, сахар, уксусная кислота,
питьевая сода.

6) песок, глина, мел, сера.

7) фосфор, хлор, сера, азот, водород, бром.

(Правильные ответы:

1- простые вещества;

2- лабораторная посуда;

3- сложные вещества;

4- металлы;

5 — растворимые вещества;

6 — нерастворимые вещества;

7 — неметаллы).

Внимание на доску, проверяем решение
предложенных задач и находим две последние буквы
нашего конечного пункта следования. Итак, мы
получили название: город ВСЕЗНАЕК.. (слайд 27)

Наша поездка была очень увлекательной, но
пришло время возвращаться домой. Для того, чтобы
наш обратный путь был нескучным, мы вновь поиграем
в игру «Кто быстрее»
. У вас в путевых листах
есть еще одно задание — экспериментальное. Вы
должны как можно быстрее, но соблюдая правила по
технике безопасности, решить задачи любым
способом, затем сверить решение с правильным
решением, которое записано на слайдах.
Приготовить раствор. Победит та группа, которая
сделает работу быстрее и аккуратнее.(слайды28, 29)

Подведение итогов урока. (слайды30, 31)

Учитель. Ребята, наше путешествие подошло к
концу. Мы надеемся, что оно всем понравилось
(выставление оценок). Всем спасибо. Урок закончен.




Следующий: