Интегрированный урок: химия + физика по теме: Физические и химические явления


Тип урока: интегрированный
урок изучения нового материала.

Цель урока:

сформировать
знания учащихся о физических и химических
явлениях.

Задачи урока:

1. сформировать представление о единой
картине мира через единство предметов
естественнонаучного цикла;
2. обратить внимание учащихся на разнообразный
характер явлений окружающего мира;
3. расширить понятие «химические реакции»;
4. дать представление о признаках и условиях
протекания химических реакций;
5. совершенствовать умение учащихся обращаться с
лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
6. развивать общеучебные умения и навыки,
логическое мышление, умение анализировать,
делать вывод;
7. воспитывать умение работать в группах,
толерантность.

Оборудование:

магнитные модели атомов,
реактивы: растворы CuSO4, NaOH, CaCl2, FеCl3, Na2CO3,
HCl, спиртовка, пробиркодержатель, спички, NH4Cl,
известковая вода, мел, карточки.

Ход урока

Учитель физики Изучение нового материала

Мы
живем в удивительном мире природы. Природа – это
весь мир, который нас окружает, все, что мы видим и
слышим.

Человечество накопило большой объем знаний о
природе, поэтому возникла необходимость ученым
изучать узкий круг явлений. Так возникли науки о
природе – естественные науки.

Приложение 1

Работа с «древом науки» К предметам естественнонаучного
цикла относятся:

-1 биология, которая изучает мир

  • животных,
  • растений,
  • человека;

-2 география, которая изучает

  • моря,
  • горы,
  • страны,
  • пустыни;

-3 астрономия, которая изучает

  • галактики,
  • звезды,
  • Солнце,
  • планеты.

- ФИЗИКА

- ХИМИЯ

Ведущую роль в естествознании мы отводим двум
наукам: физике и химии.

Учитель химии Сегодня у нас не традиционный, а
интегрированный урок, посвященный изучению
физических и химических явлений.

Цели урока:
сформировать знания о физических и химических
явлениях, раскрыть сущность химических реакций с
помощью лабораторных опытов.

Учитель физики

Работа с «древом науки»



Задания для учащихся:

Всевозможные изменения, которые
происходят в окружающем нас мире, называются
явлениями природы.

В школьном курсе физики вы
изучаете физические тела и изменения, которые с
ними происходят, т.е. физические явления, а в
курсе химии – химические явления.

Обратите внимание на то, что веточки у наук
физика и химия не отражают те явления и процессы,
которые они изучают.

Для того чтобы заполнить ветви науки физики вы
выполните следующее задание: вам необходимо в
течение одной минуты определить это явление и
заполнить одну ветвь

(Каждой группе предложены карточки с примерами
всех физических явлений, но одному явлению
соответствует большее количество карточек).

Выполнив это задание, каждая группа
приводит примеры явлений.

Учитель химии А теперь, ребята, давайте
заполним ветви науки химии. Если физику, как
науку, интересует само тело и изменения, которые
происходят с ним, (то есть физические явления), то
наука химия рассматривает те изменения, которые
происходят с веществом данного тела.

Определиться
с тем, что изучает химия, можно вспомнив
определение химии как науки. (Химия – наука о
веществах и превращении одних веществ в другие.)

Итак, мы видим, что химические явления касаются
изменений строения вещества и создания новых
материалов или веществ.

- Что называется химической реакцией?

- В чем сущность любой химической реакции, т.е.
явления?

Проведение опытов (работа в
группах)
Познакомиться с признаками
химических реакций мы можем, проведя опыты. У вас
на столах имеются инструктивные карточки.
Согласно инструкции, соблюдая правила Т.Б.,
проделайте предложенные опыты.

После
проведения опытов делается обобщение по
признакам химических реакций.

Приложение 2

Учитель физики Закрепление

А сейчас вы
поработаете с сигнальными карточками.

Я буду читать утверждение, а вы, если считаете,
что речь идет о физическом явлении, поднимайте
зеленую карточку, а если речь идет о химическом
явлении, то красную:



Утверждения:

1. Я думаю, что процесс выпаривания воды из
раствора соли является ____?
2. Я считаю, что прокисание молока относится к ____?
3. Мне кажется, что испарение спирта представляет
собой ___?
4. Я думаю, что распространение запаха духов
явление ______?
5. Я считаю, что горение дров относится к ________________?
6. Мне кажется, что гниение листьев происходит
при_______?
7. Я думаю, что засахаривание варенья – это
_______________?
8. Я считаю, что размельчение мела относится к
___________?
9. Мне кажется, что гашение соды уксусом – это
___________?
10. Я думаю, что ржавление железа есть ___________________?
11. Я считаю, что выпадение осадка во время грозы
относится к __?
12. Мне кажется, что почернение серебряной ложечки
будет ______?
13. Я думаю, что образование зеленого налета на
медных памятниках относится к ____?
14. Я считаю, что свечение лампочки есть ______?
15. Мне кажется, что образование тумана будет _____?

Работа с «древом науки» Делаем обобщение: что же
характерно для физических и химических явлений?

Подведение
итогов урока



.

Домашнее задание:

§26,27; после §27 вопрос 1.




Следующий: