Интегрированный урок Волшебные узоры

3-й класс.

Система Л.В.Занкова.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

Форма урока: урок-практикум (45 мин).

Цели урока:

  • создать целостное представление об окружающем
    мире;
  • формировать интерес учащихся к культуре своего
    народа.
  • Задачи урока:

  • учить графическому изображению линий различной
    толщины в процессе выполнения композиции
    “Паутинка”;
  • формировать навыки общения детей в
    коллективной творческой деятельности;
  • развивать образное мышление, наблюдательность
    и эстетическую отзывчивость на красоту
    окружающей природы;
  • развивать умения анализировать, сравнивать,
    синтезировать свои знания в единое целое;
  • воспитывать интерес к музыкальному творчеству
    и фольклору, исполнительскую и слушательскую
    культуры;
  • воспитывать эстетический вкус, аккуратность.
  • Материалы:

  • фотографии (картинки) с изображением паутинок;
  • таблицы паутинок;
  • таблицы с различными изображениями линий
    (толстые, тонкие,
  • волнистые);
  • запись муз. фрагментов

  • Ход урока


    1 этап. Организационный. Организация класса (1
    мин).


    2 этап. Постановка цели. Эвристическая
    беседа

    (5 мин).

    Звучит фрагмент музыкального
    произведения П.И. Чайковского из цикла “Времена
    года” (“Осень”)

    – Какие чувства у вас возникли при
    прослушивании данного произведения?

    – Как вы думаете, о каком времени года
    прозвучал данный фрагмент?

    – Назовите автора этого музыкального
    произведения?

    Прочитайте тему нашего урока.

    Вспомните только что прослушанное
    произведение и ответьте на вопрос…

    – Как вы думаете, о чём пойдёт речь
    сегодня на уроке?

    У природы всё идёт своим чередом.
    Времена года сменяют друг друга.

    У каждого времени года есть свои
    секреты, и некоторые мы вместе с вами сегодня
    раскроем.

    Песня “Осенний вальс” (сл. М.
    Скребцова) в исполнении учащихся.

    3 этап. Актуализация знаний (3мин).

    Давайте заглянем в удивительный мир
    природы – в осенний лес.

    Чем вы восхищались, когда
    путешествовали по осеннему лесу?

    Тихо падают осенние листья, создают
    разноцветный ковёр, и он уже не бесшумный, а
    шуршит под ногами. Хочется наклониться, взять
    охапку, подбросить высоко вверх и а среди
    ветвей затаилось лёгкое кружевное чудо.

    – Кто скажет, что это за чудо-кружево
    пряталось в ветвях? (паутина)

    – Кто создаёт это кружево в природе?
    (паук)

    Поэтому и называют это кружево
    паутинкой.


    4 этап. Выполнение задач стандартного типа (3мин).

    (Как устроена паутинка)

    – А кто из вас знает, как устроена
    паутинка?

    В утренние часы паутинка покрыта
    мельчайшими капельками росы, они удивительно
    сверкают на солнце, переливаясь разноцветными
    красками. Получается сказочный узор. [2]

    – А какого цвета паутинка?

    На компьютерном изображении паутины
    видно, какие пауки гениальные архитекторы.
    Сначала они натягивают несущие нити (красный
    цвет), которые закрепляют между ветками и
    травинками. Затем следуют “базовые нити”
    (жёлтые), которые можно сравнивать со спицами
    колеса. Потом плетут вспомогательные нити
    (белые). А завершают постройку клейкие охотничьи
    нити (синие). И отличная западня готова.

    – А почему же они сами не попадают в
    эту западню?

    Пауки не запутываются в паутинке,
    потому что они бегают только по осевым нитям.
    “Пряжу” вырабатывают особые железы на брюшке
    паучка. Её свойства не перестают удивлять учёных.
    Она эластичная, прочная и может выдержать
    больший вес, чем стальные нити такой же толщины.
    Если бы на свете существовал паук с размером
    человека, то его сеть могла бы остановить летящий
    самолёт и остаться целой. Эти сказочные узоры
    бывают разной конструкции. Чаще всего мы видим
    простые формы – колесовидные сети, названные по
    сходству с велосипедным колесом.

    – А что вам напоминает паутинка?

    На первый взгляд все паутинки похожи
    друг на друга, но если внимательно рассмотреть
    их, то мы видим, что пауки плетут разные паутинки,
    и каждая из них отличается друг от друга. [2]

    Пауки – кругопряды плетут очень
    прочную паутинку, в которую попадают даже мелкие
    животные. Местные рыбаки нередко используют
    паутину этих пауков для изготовления сетей.

    Пауки – аргиопы плетут фигурную
    паутину. Насекомые принимают её за цветок и летят
    прямо в ловушку. Если вытянуть паутинку в одну
    длинную нить – то её длина будет 300 м.

    Ещё в средние века о пауках были
    распространены самые невероятные и страшные
    курьёзные легенды. Об этом чуть позже.

    А сейчас мы отправимся в удивительный
    и прекрасный, таинственный мир народной мудрости
    – мир фольклора. В нём звучит сказка и песня,
    загадка и пословица… здесь играют, поют,
    рассказывают и слушают… здесь можно узнать
    очень многое, о многом подумать, многое понять…


    5 этап. Выполнение задач
    реконструктивно-вариативного типа

    (6мин).

    (Русский фольклор)

    У каждого времени года свои приметы,
    свои традиции. С осенью связано много примет.

    – А вы, знаете приметы, связанные с
    паутинками?

    “Если на бабье лето луга будут опутаны
    тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы не
    летят, то и осень будет затяжной”, “Паук
    усиленно плетёт сети – к сухой погоде”; “Паук
    недвижим посреди паутинки – к ненастью”

    Приметы осени во всём встречаем
    взор:
    Там тянется, блестя на солнце, паутинка,
    Там скирд виднеется, а там через забор
    Кистями красными повиснула рябинка… (Н.Греков)

    В старину осень встречали несколько раз. –
    Кто мне назовёт самый большой праздник осени? (
    Осенины)

    Праздник Осенины начинается с бабьего
    лета. О нём говорят: “Бабье лето 8 дней”. Знают
    это время года и многие народы: русские. поляки,
    белорусы. У нас бабье лето было известно под
    именем паутинного, даже поговорка такая есть:
    “Бабье лето летает” [2]

    Но у каждого народа были свои песни,
    обряды, игры — свой фольклор. В древние-древние
    времена, когда люди ещё не умели писать, они
    передавали друг другу свои знания о жизни, играя
    в игры, совершая обряды, напевая песни. Хоровод –
    это главный элемент танца и мы сейчас это
    покажем.



    Игра – хоровод Колпачок (паучок) [5]
    Выбирают водящего, который садится на корточки в
    центре круга.
    Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись
    за руки, и поют:

    Колпачок, колпачок,
    Тоненькие ножки,
    Красные сапожки.
    Мы тебя поили,
    Мы тебя кормили,
    На ноги поставили,
    Танцевать заставили.

    После этих слов все бегут к центру, приподнимают
    водящего, ставят его на ноги и снова образуют
    круг.
    Хлопая в ладоши, поют:
    Танцевать заставили.
    Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
    Все поют:
    Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
    Выбирай, кого захочешь!

    Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и
    меняется с ним местами.


    6 этап. Выполнение задач творческого типа

    (20
    мин).

    В древнегреческой мифологии есть
    печальная и красивая легенда об искусной
    мастерице Арахне, которой не было равных в
    плетении кружев и тончайших нитей. Гордая своим
    умением, вызвала Арахна на состязание саму
    богиню Афину! И вышла у мастерицы работа, по
    красоте не уступавшая тканям Афины. Своим узором
    Арахна обличала богов в праздности и лени…
    Разгневалась Афина, порвала ткань Арахны, а в
    наказание превратила ее в паука. Однако и в
    образе паука не утратила Арахна свое искусство и
    по-прежнему плетет удивительно тонкие
    сети-кружева. [2]

    Издавна кружева слыли рукодельной
    работой. В руках у мастерицы только и были что
    крючок костяной да нитка. Кручёную нить крючком
    подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но
    крючком тонкий узор не навяже шь, прозрачности
    настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок
    только одну нить. А кружево красиво, когда оно,
    словно паутина, из нескольких нитей сплетается.

    И стали кружева не вязать, а плести
    сразу из множества нитей. А чтобы они не
    перепутались, концы их не потерялись, к каждому
    кончику привязывались круглые палочки-коклюшки.
    Сидит мастерица, перебивает нити, перекидывает
    их через колышки– иголки, воткнутые в рисованной
    на бумаге узор. Быстро снуют мастеровые руки,
    кажется, что само собой плетётся узорчатое
    прозрачное полотно. Будто сказочная старушка
    нитью воздух оплетает. [4]

    Сегодня редко можно увидеть, как
    плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь
    работу эту делает машина. У неё много
    механических рук – каждую ниточку и без коклюшки
    удержит, не спутает. То, что выходило из рук
    кружевницы после многих дней работы, машина за
    час успевает сделать. И чудесные кружева
    получаются. Лёгкие, воздушные.

    – Где же увидели, где подсмотрели
    художницы-кружевницы рисунок своего затейливого
    нитяного узора?

    Верно, там же, где можем увидеть и мы с
    вами, – в лесу, в поле, в огороде, на реке. Недаром
    и названия узоров старинных русских кружев так
    просты и поэтичны: “рыбка”, ручеёк, “мельница”,
    “мороз”. [4]

    Окружает меня кружева —
    Одуванчик, дрожащий едва,
    Пенный гребень на гладкой волне
    И узор на морозном окне.
    Кружева – в стрекозиных крылах
    И в летящих сквозных облаках,
    В паутине воздушной лесной,
    В невесомой тени вырезной.
    Кружит лист кружевной надо мной,
    Заплелась кружевами трава-
    Кружева, кружева, кружева… (Л. Яхнин) [4]

    Практическая работа

    А теперь каждый из вас пусть попробует
    стать искусным мастером-паучком. Будем “ткать”
    свою паутинку.

    Для этого нам понадобиться чёрный лист
    картона и белая гуашь. На чёрном фоне (можно
    зелёный, синий) будем рисовать паутинку
    различными линиями белой краской. Линии могут
    быть: толстые, тонкие, волнистые и т.п. Сначала
    следует нарисовать осевые линии, потом вокруг
    них изобразить слегка волнистые круги. После
    того как паутинка “соткана”, каждый может
    проявить фантазию и изобразить то, что попало в
    сети паука — капелька, жучок, листочек.

    Дети работают.

    Тихо звучит музыкальная пьеса “Утро в
    лесу” В. Салманова.


    7 этап. Контроль сформированности
    умений и навыков

    (4 мин).

    Анализ работ.

    По окончании урока детские работы
    размещают на доске. К своим работам учащиеся
    придумывают название.

    – Легко ли вам было ткать свою
    паутинку?

    Посмотрите ещё раз на работы
    вологодских мастериц…

    – Скажите, какими качествами должны
    обладать люди, чтобы делать такие замечательные
    произведения искусства?


    8 этап. Рефлексия

    (3 мин).

    (В заключение учитель подводит детей к
    мысли о бережном отношении к природе, о красоте,
    которую создает природа.)

    – Прочитайте ещё раз тему нашего
    урока.

    – Как вы думаете, о каких “волшебных
    узорах” мы с вами сегодня говорили?

    – почему эти узоры– волшебные?

    Подведите итог, закончив любое
    предложение…

    1. Сегодня я узнал…
    2. Меня удивило…
    3. Я приобрел…
    4. Я попробую…
    5. Мне захотелось…

    (Обобщая ответы детей)

    Сегодня мы с вами увидели, что самое необычное
    можно увидеть в обычных вещах, если только будем
    очень внимательны.

    Солнце нитями-лучами
    Вышивает.
    Луг – цветами,
    Сад – плодами,
    Пруд и небо – облаками,
    Шита-вышита стежками
    Разноцветная Земля. (Л. Яхнин)

    Наши предки были очень внимательны к природе,
    примечали каждое ее движение и по этим приметам
    знали, что делать, как вести хозяйство, когда
    ждать ненастной, а когда ведренной погоды, и еще
    многое, многое другое…

    Будем и мы внимательны к окружающему нас миру: к
    родной природе и к людям, какой национальности бы
    они ни были. Ведь все мы дети одной планеты —
    Земли, все мы братья и сестры на этой Земле, а
    потому должны жить в мире и согласии. [4]

    Источники информации:

  • Мельников М. Русский детский фольклор. М., 1989.
  • Неретина Л.В. Конспекты уроков по
    изобразительному искусству, мифологии,
    фольклору. М., 2004.
  • Шангин И.И. Русские народные праздники. СПб., 1997.
  • Яхин Л.Л.. Воздушные узоры. М., 1988.
  • Русские народные игры folkgame.ru
  • Паук, паутина Анимация
    – zdesvsyo.ru
    photo/132
  • Хоровод(фото)http://school31belogorie.narod.ru/tradition1.htm
  • Шаг за шагом:
    паутинка (мотив IV)
    blog.imhonet.ru/author/bosikom/post/1772729/
  • images.yandex.ru › паук картинки
  • images.yandex.ru › паутина картинки
  • images.yandex.ru › осень картинки
  • images.yandex.ru › вологодское
    кружево картинки



  • Следующий: