Интегрированный урок внеклассного чтения в 6-м классе Любимые стихотворения родителей в подростковом возрасте литература + информатика

Цель:

  1. Продолжить работу по художественному
    осмыслению лирических произведений.
  2. Учить видеть, понимать, анализировать
    поэтические тексты.
  3. Уметь слушать других, вступать в дискуссию.
  4. Использовать ИКТ для углубления знаний и
    совершенствованию анализа.
  5. Отработка приёмов работы в среде графического
    редактора Paint.
  6. Использовать знания по организации поиска
    информации.

Перед данным уроком была проведена
предварительная работа. В течение месяца ребята
учили стихотворения наизусть. Сдали зачёт. Затем
по желанию сделали рисунки. Их выставка -
оформление доски.

На доске:

Прервалась дней связующая нить.

Как эти нити мне соединить?

В.Шекспир

Учитель: Какие странные строки взяла я
лейтмотивом к нашему разговору. Как вы полагаете,
эпиграф оправдан для сегодняшнего общения о
предстоящей работе?

Да, ведь речь идет, прежде всего, о
преемственности поколений, пониманием между
родителями и детьми. И это понимание в данном
случае через любимые стихотворения, которые
одинаково дороги и им, и нам, хотя нас разделяет,
прежде всего, социальная и возрастная грань.

Именно через любовь к “родному пепелищу”
начинается взаимопонимание, близость и духовное
единство в семье и в обществе.

И как раз поэзия помогает нам чувствовать
духовное единение.

Учитель объясняет цели предстоящего
исследования.

Работа в группах:

4 группы по шесть человек –

Художники

Литературоведы

Исследователи

Компьютерщики.

На фоне звучания музыки П.И.Чайковского
“Времена года” (зима) учитель обращается к
группе художников с просьбой объяснить, почему
выбрана акварель и графика, как они поняли
настроение обоих стихотворений. (Ребята
объясняют, остальные по желанию делают записи).

Учитель:

- А если с помощью компьютерной графики
попробовать передать своё впечатление от
поэтических текстов. Оно будет отличаться от
классического способа рисования красками и
карандашами?

(Ответы самые разнообразные, но в основном
шестиклассники признают, что эти рисунки будут
более яркими, насыщенными и по цвету, и по
настроению.)

(3 уч-ся садятся за компьютеры и включаются в
работу)

3 уч-ся осталось на месте за столом и оставшимся
3 группам раздают листочки, где написаны
словесные картинки восприятия стихов и их
настроение (в цвете).

2 группе Литературоведов предлагает поискать
материал по мировоззрению и мироощущению поэта и
воспользоваться разными источниками информации:
бумажными (энциклопедия по литературе, словари) и
электронными (энциклопедия Кирилла и Мефодия и
т.д.)

(Два человека садятся за компьютеры)

Следующая группа (исследователи) раздают всем
уч-ся памятки (план анализа стихотворения и его
примерные схемы); небольшие шпаргалки с
напоминанием основных тропов.

После того, как определили настроение и цвет
(особенно компьютерный вариант) и обсудили,
приступаем к работе (по карточкам).

- Что создаёт настроение?

  • Группа исследователей работает над
    эмоционально окрашенной лексикой “зимнего
    утра”;
  • Группа литературоведов — “зимний вечер”;
  • Художники над организацией поэтического
    пространства стихотворений;
  • Компьютерщики определяют ритм и размер.

Итоги работы каждая группа оформляет на листах
и использует для защиты во время ответов при
подведении итогов.

Подводим итоги.

1 группа — о настроении данных лирических
текстов

2 группа — о мироощущении поэта

3 группа — о своеобразии художественных текстов

4 группа — анализы (сочинение).

В заключении учитель литературы подводит итоги
по проделанной работе, даёт оценку каждой группе
и выделяет наиболее яркие сочинения. Учитель
информатики оценивает работы учащихся,
выполненные в графическом редакторе, учитывая
эстетический вкус и сложность выполненного
рисунка, а так же комментирует грамотность
организации поиска информации на электронных
носителях.

Карточки

Карточка №1

“Зимний вечер”

  1. Найти слова, которые прямо выражают чувства.
  2. Найти слова, которые прямо не называют чувства,
    а говорят о том, что видят и слышат герои
    стихотворения.
  3. Какие из этих слов поддерживают настроение
    печали?
  4. Какие слова самим своим звучанием помогают
    услышать звуки, о которых говорится в
    стихотворении?
  5. Как порядок слов в стихотворении помогает
    почувствовать, что речь идёт о вихре, о
    круговерти.
  6. Как построено стихотворение?

Карточка №2

“Зимнее утро”

  1. Как вы понимаете слово “нега”
  2. Как вы понимаете выражение “северная аврора”?
  3. Можно ли сказать, какое настроение у этого
    стихотворения? Или настроение меняется?
  4. Какие слова понадобятся, чтобы передать
    настроение последней строфы?
  5. Что изменилось бы в стихотворении, если бы в нём
    не было последней строфы?
  6. Можно определить, о чём это стихотворение?
  7. Выпишите ключевые слова. Как меняется динамика
    повествования?

Карточка №3

  • При помощи каких художественных приёмов
    А.С.Пушкин создаёт настроение в первом и втором
    стихотворении? (Эпитеты, метафоры, сравнения,
    инверсия, анафора)
  • Определим рифму, ритм (перекрёстная,
    параллельная, кольцевая).
  • Следующий: