Интегрированный урок внеклассного чтения Сказка в музыке

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о сказке и
о музыке, которая была написана под впечатлением
сказок, потому что сказки являются самыми
лучшими произведениями, а сказочные герои –
нашими любимыми героями. Читая сказки, мы вместе
со сказочными героями попадаем в мир необычного,
волшебного: вместе с Красной шапочкой
встречаемся с волком, путешествуем на
ковре-самолете вместе с Алладином и его
волшебной лампой, попадаем в волшебные сады
Черномора вместе с Людмилой; переживаем
превращение вместе с князем Гвидоном,

Ребята, вы помните, когда впервые познакомились
со сказкой?

От кого в раннем детстве вы впервые их услышали?

Став старше и научившись говорить, вы узнали,
что сказки создавали писатели, и сочинял народ.

Как называются сказки, которые создавали
писатели? (Авторские)

А сказки, которые сочинил народ? (Народные)

Какие авторские сказки вам понравились?
Назовите их.

- В ваших ответах очень часто звучало имя А.С.
Пушкина. Он был поэтом, писателем, сказочником.
Сказки вдохновляли не только писателей, но и
композиторов. Они тоже очень любили и любят их.
Поэтому, став взрослыми, создали прекрасную
музыку под впечатлением сказок. Писали раньше,
пишут и сейчас. Много музыкальных произведений
написано на пушкинские сказки композитором М.И.
Глинкой.

М.И. Глинка – великий русский композитор. Он
написал оперу-сказку “Руслан и Людмила”. Опера
– это драматическое произведение, в котором
герои поют в сопровождении оркестра.

- Кто помнит главных героев поэмы “Руслан и
Людмила”? (Руслан, Людмила, Роглай, Фарлаф)

- О чем говорится в этом произведении?

- Какие сказочные персонажи вам встретились?

- Как А.С.Пушкин описал внешний вид колдуна?
Найдите этот отрывок в тексте и зачитайте.
Рисунок 1

- Выход Черномора в опере М.И.Глинка выделил
определенным номером, который так и называется
“Марш Черномора”. Музыка марша как будто
полностью соответствует виду волшебника: она
резка, угловата, порой очень грозна, а иногда-
комична. Давайте послушаем этот отрывок. Каким
показался вам Черномор?

Вывод

: Внешность Черномора стала ближе,
понятней после прослушивания Музыки М.И.Глинки.
Сказочные сюжеты привлекли внимание и другого
русского композитора Н.А.Римского – Корсакова.
Им написано 15 опер и многие из них на сказочные
сюжеты. Это оперы “Снегурочка”, “Кащей
Бессмертный”, “Золотой ключик”, “Сказка о царе
Салтане”.

Вы все читали эту сказку. Кто сможет напомнить
ее содержание?

Сейчас я вам загадаю загадку:

Князь опять душа де просит
Так и тянет, и уносит
И опять она его вмиг обрызгала всего
Тут он очень уменьшился…

А вот в кого превратился князь Гвидон, вам
подскажет музыка. (Прослушивание музыкального
фрагмента “Полет шмеля”)

Сказки А.С. Пушкина нам стали ближе и понятней
благодаря музыке Русских композиторов, но не
только произведения этого поэта и писателя были
положены на музыку, а так же творения многих
других писателей- сказочников. Так П.И.
Чайковский написал 10 опер, 3 балета по известным
сказкам “Лебединое озеро” – Готци, “Спящая
красавица” – Шарля Перро, “Щелкунчик” –
Гофмана.



Ребята, поднимите руки, кто читал сказку или
смотрел мультфильм “Щелкунчик”?

Назовите автора этой сказки? Рисунок 2 (Немецкий
сказочник Гофман.)

Расскажите содержание этой сказки.
(Прослушивание музыкального фрагмента “Танец
феи драже”)

Что вы представили, слушая музыку?

- Еще один великий русский композитор Модест
Петрович Мусоргский не писал музыку на сюжеты
литературных сказок, но им написан цикл пьес
“Картинки с выставки”, который возник под
впечатлением выставки рисунков художника
Виктора Гартмана. Многие работы этой выставки
носили сказочный характер. Особое внимание
композитора привлек эскиз часов в виде избушки
на курьих ножках. И одна из пьес, написанных
композитором, носит название “Баба-Яга или
избушка на курьих ножках”. Рисунок 3

(Ответы учащихся на вопросы после
прослушивания музыки)

1. Какая это музыка?

2. Кого она изображает?

3. Что делает Баба-Яга?

Музыка поменялась. Ребята, как вы думаете, может
быть, в этом лесу кто-нибудь заблудился?

Догнала ли Баба-Яга заблудившихся?

Музыка снова поменялась. Опять появляется
Баба-Яга, она кружит над лесом и улетает. В
музыкальном материале прослеживается три части:
первая и вторая начинаются резким аккордом,
которому будут соответствовать слова “вдруг”
или “внезапно”. Средняя часть резко контрастна,
ей соответствуют слова сказочный, таинственный,
загадочный.

(Ученики слушают музыку еще раз. После
прослушивания ребята пишут сказку на услышанную
музыку).

Вдруг из леса появляется Баба-Яга, страшная,
грязная, в рваных лохмотьях.. Она прыгает в ступу,
взлетает высоко вверх и пропадает из виду.

Лес, в котором живет Баба-Яга, загадочный,
таинственный, туда не проникает ни один лучик
солнца. В этом страшном зачарованном лесу
заблудились мальчик и девочка. Они боятся любого
шороха: хруста сломанной ветки, уханья филина,

Баба-Яга кружит в воздухе, высматривая детей, но
они спрятались за большим корявым пнем, и злая
старуха, покружив над темным лесом, скрывается за
верхушками деревьев.

Многие сказки вдохновляли композиторов на
создание музыкальных произведений, а вы, ребята,
написали свом сказки, прослушав музыку. Таким
образом, мы видим, что сказка являлась и является
кладовой сюжетов для композиторов.

Обобщение по уроку:

1. Музыку каких композиторов слушали сегодня на
уроке?

(М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А.
Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского)

2. Отрывки из каких произведений прозвучали на
уроке?

(из опер “Руслан и Людмила”, “Сказка о царе
Салтане”, балета “Щелкунчик”, музыкального
цикла “Картинки с выставки”)

Какое произведение вам запомнилось больше
всего и почему?

- Прослушав музыку композиторов, я надеюсь, что
вы глубже вникли в содержание сказок, и поняли,
что музыка, так же как и книга, может рассказать о
человеке, о природе и о том, что в мире есть
хорошего и плохого. Мы не прощаемся с темой
“Сказка в музыке”. На следующих уроках мы
познакомимся с музыкой композиторов ХХ века,
написанной на сказочные сюжеты.




Следующий: