Интегрированный урок Весна идет

Цель:

  • соединить три предмета в одном уроке, что
    позволит детям лучше понять произведение о
    весне, почувствовать красоту слова, записать
    понравившиеся образные слова и выражения;
  • познакомить учащихся с новыми словами и
    понятиями; работать над выразительностью и
    техникой чтения произведений;
  • прививать детям любовь к родной природе, к
    весенним пейзажам;
  • учить детей понимать музыку, “видеть” в ней
    картины природы, художественные образы.

Оборудование: выставка книг, рисунков
о весне, индивидуальные с текстами произведений
о весне; записи “Голоса птиц”, “Скворцы
прилетели”.

Ход урока

1. Объявление темы, цели урока

Учитель: Тему урока вы сможете назвать
сами, отгадав загадку:

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?

– Правильно, это весна, замечательное и
прекрасное время года, когда вся природа
просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром
поэты называют весну “утром года”. Сегодня мы
вместе будем читать произведения о весне,
говорить о ее особенностях. Будем сравнивать
весну с другими временами года. Запишем красивые
слова о весне, вспомним все, что уже нам знакомо
об этом времени года.

2.

Раздается стук в дверь. В класс входит
девочка в костюме весны и две девочки в костюмах
цветов – подснежника и одуванчика.

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышу, что вы
здесь упоминаете о весне. Вот я и пришла к вам в
гости. (Читает стихотворение Г. Ладонщикова
“Весна”)

Отшутила злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои светлые постели.
И весна идет повсюду
Гонит зиму со двора.

– Ну, а я пришла к вам не одна, а со своими
друзьями. Угадайте, кто они?

(Включается запись с голосами птиц.)

– Так кто же мои верные друзья?

– Правильно, это птицы. Они вернулись из теплых
стран и радуют всех своим пением.

– Какие из птиц прилетают первыми?

– А за ними?

– Как называются два замечательных цветка,
которые находятся рядом?

(Девочка-подснежник читает стихотворение.)

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

– Правильно, это первый весенний цветок –
нежный подснежник.

(Девочка-одуванчик читает свое
стихотворение)

А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.

– Опять правильно угадали. Это одуванчик. Тоже
один из первых весенних цветов.

Вот сколько у меня друзей: и в лесу, и в поле, на
лугах, на реках, в городах, селах. И вы, ребята,
тоже мои друзья – любители и защитники природы.
Можно я останусь у вас на этот урок? Посмотрю, как
вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи,
думаю, что узнаю что-то новое.

(Звучит запись “Скворцы прилетели”)

3.

– Ребята, вам нравится весна? Чем? Назовите,
пожалуйста, весенние месяцы. А какое
стихотворение А.Плещеева о весне вы знаете?
Прочитайте это стихотворение.

4. Физкультминутка

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

5. Работа в тетради

Правило безударной гласной. Списать с доски
слова, вставить пропущенную букву безударную
гласную. Записанные слова встретятся далее в
текстах.

З… ленный, скв…рец, л…сточки, д…лекая,
нар…дились

Проверка.

6. Работа с текстом

а) Текст читает подготовленный ученик.

… Пришла весна. Наступил первый весенний
месяц-март. Все месяцы года хороши по-своему, но
март-это особенный месяц. Зима не хочет уступать
и сдаваться. Еще кругом лежит снег, и лед стоит на
реках. Морозно и ветрено, но в воздухе уже
чувствуется приближение весны. Весна! Наконец-то
пришла долгожданная весна! Как радостно всем!

Ожил лес, поляны, деревья. Птицы щебечут все
веселее. Солнышко греет все больше и теплее. Небо
стало выше. Голубой месяц март. Голубое небо,
снега голубые. Голубая даль и голубые льды.
Появляются первые весенние цветы-белые и
голубоватые подснежники.

Лес еще не одет, но пахнет корой и березовым
соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, как
зеленоватая дымка, как мелкие зеленые кружева.
Как прекрасно в лесу!

– Ребята, так почему же говорят, что “март-это
особенный месяц года?”

– Как все изменилось вокруг с приходом весны?

б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам
“цепочкой”
в) Озаглавливание текста

– Как бы вы озаглавили этот текст? (Весна
пришла.
Начало весны. Голубой март.)

г) Ответы на вопросы учителя.
д) Выборочное чтение.

– Найдите в тексте предложения, в которых
описывается лес.
– Найдите слова, которыми описывается первая
зелень.
– Найдите в тексте предложения, в которых
выражается восхищение тем, что наконец-то пришла
весна.
– Какое это предложение? Что оно выражает? Какой
знак стоит в конце этого предложения?

е) Повторное чтение текста.

Вывод: Что узнали, прочитав этот текст?

Правильно, прочитали рассказ о начале весны, о
ее признаках, об изменениях в природе с приходом
весны…

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение о
начале весны в природе, о ее “первых шагах”.

Ученик читает стихотворение В.Татаринова
“Весна близка”

Розовый, березовый
В роще встал рассвет.
Лютыми морозами
Старый клен раздет.
Ветер невидимкою
Плачет и поет,
В синем небе льдинкою
Облачко плывет.
Но теплом повеяло
Утром из леска,
И земля поверила,
Что весна – близка!
Покружит, уляжется
И растает снег…
Это только кажется,
Что зима навек!

– Понравилось ли вам это стихотворение? Вот
таким увидел поэт приход весны в лесу.

7. Работа в тетради

а) – Запишите названия тех оттенков цветов,
которыми природа так красиво раскрасила весну.

Сиреневый, оранжевый, голубой, желтый,
розовый, малиновый и т.д.

– Вот видите, дети, какими красивыми и яркими
оттенками цветов природа щедро раскрасила весну,
оживила все вокруг.

б) Комментированное письмо. Запись
словосочетаний.

– Продолжим начатую работу. Назовите
понравившиеся вам слова и выражения о весне.

г) Запись предложения о весне.

Составьте и запишите красивое предложение о
весне.

Веселые ручейки унесли зиму далеко в синее
море.

– Что выражает предложение? Сколько слов может
быть в предложении? Какими бывают предложения по
цели высказывания? Какие знаки ставятся в конце
предложения?

8. Чтение стихов о весне

– Сегодня вы познакомились с прекрасными
рассказами о весне. А сейчас послушайте о весне
стихи.

Л.Соловьева “Подснежник”

В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это – весна?”

С.Маршак

Снег теперь уже не тот-
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше…

– Ребята, понравились вам стихи? Что их
объединяет?

9. Итог урока

Благодарность за работу на уроке, призыв к
детям беречь, любить, охранять родную природу.

Следующий: