Интегрированный урок в 9-м классе литература + химия + физика + география + МХК М. В. Ломоносов и эпоха Просвещения

Тема урока:

М.В. Ломоносов и эпоха
просвещения.

Содержание урока:

Новаторские приёмы в
литературном творчестве М.В.Ломоносова.
Расширение знаний учащихся о Ломоносове как о
великом русском учёном.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

в 9-м классе в курсе
литературы изучается творчество М.В.Ломоносова.
Вводный урок по данной теме предполагает краткое
знакомство с биографией поэта. Для того, чтобы
охарактеризовать М.В.Ломоносова как
разносторонне развитого человека, показать его
влияние на развитие русской науки, решено было
провести интегрированный урок литературы с
химией, физикой, географией, мировой
художественной культурой. Для большей
наглядности использованы такие технические
средства как компьютер, мультимедийная
приставка, презентации учителей и учеников,
выполненные в программе Power Point, оверхедпроектор,
плёнки к оверхедпроектору.

ЦЕЛИ:

  • Познакомить учащихся с реформой русского
    литературного языка, у истоков которой стояли
    В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов.
  • На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова
    воспитывать в учащихся чувство патриотизма и
    любви к Родине;
  • Показать наличие межпредметных связей в
    области литературы, химии, физики, географии и
    МХК,
  • ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портрет М.В. Ломоносова;
  • Компьютер;
  • Мультимедийная приставка;
  • Оверхедпроектор.
  • Ход урока

    Учитель

    : Сегодняшний урок мы посвящаем
    Великому русскому учёному, Гению русской
    литературы, реформатору и естествоиспытателю
    Михаилу Васильевичу Ломоносову.

    “Хотя голова моя много и зачинает, да
    руки одни”.

    М.В.Ломоносов.

    Трудную и нелёгкую жизнь прожил этот русский
    учёный-энциклопедист, первый русский академик.

    Ученик 1:

    Михаил Васильевич Ломоносов
    родился 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка
    недалеко от Холмогор, в Архангельской губернии.
    Его отец Василий Дорофеевич был известным в
    Поморье человеком, владельцем рыбной артели и
    преуспевающим купцом. Он был одним из самых
    образованных людей тех мест, поскольку учился в
    Москве на священника. У него была большая
    библиотека. Мать Михаила – Елена Ивановна – была
    дочерью дьякона. Она научила сына читать ещё в
    юном возрасте. Домашнее образование позволило
    ему в 1730 году поступить в Славяно-греко-латинскую
    академию, первое высшее учебное заведение в
    Москве. Здесь Михаил изучал латинский язык,
    политику, риторику, философию.

    В 1735 году из Московской академии в Академию
    наук были вызваны 12 наиболее способных учеников.
    Трое из них, в том числе Ломоносов, были
    отправлены в Германию, в Магдебургский
    университет. Затем М.В.Ломоносов продолжил
    обучение в Фрейберге, у профессора химии и
    металлургии Генкеля.

    В 1741 году он вернулся на Родину. С этого времени
    началась его блестящая академическая
    деятельность.

    В 1745 году Ломоносов стал первым русским,
    избранным на должность профессора (академика)
    химии.

    Ученик 2:

    Научные труды учёного следуют
    один за другим. Диапазон исследований необычно
    широк: химия и физика, навигация и мореплавание,
    астрономия, история, право, филология. Нет,
    пожалуй, такой области знания, куда бы не проник
    светлый ум Ломоносова. Столь же известны его
    заслуги и на почве народного просвещения.
    Горячий патриот России, Ломоносов выступил за
    расцвет русской науки. По его инициативе был
    открыт в 1755 году Московский университет, который
    сейчас носит его имя.

    1758 год – по настоянию Ломоносова была
    построена первая химическая
    научно-исследовательская лаборатория, где
    учёный выполнил большую серию опытов. В
    частности, изучал действие кислот на металлы,
    разрабатывал способы получения минеральных
    красок, им были получены разноцветные стёкла и
    составы для мозаичного художества. Здесь же он
    поставил опыты, доказавшие закон сохранения
    массы вещества. Тем самым было опровергнуто
    мнение Р. Бойля, который ошибочно считал, что
    увеличение массы обжигаемых металлов происходит
    за счёт присоединения к ним частиц огненной
    материи.

    Ученик 3:

    Ломоносов разработал
    корпускулярную теорию строения вещества,
    отдельные положения которой предвосхитили
    представления атомно-молекулярного учения.
    Атомы он называл элементами, а молекулы –
    корпускулами. “Корпускулы разнородны, – считал
    Ломоносов, – когда элементы их различны и
    соединены разным образом или в различном числе:
    от этого зависит бесконечное разнообразие тел”.

    В своём произведении “Размышления о причине
    теплоты и холода” Ломоносов показал, что теплота
    – это не особая жидкость, как считалось ранее, а
    результат движения частиц (корпускул), которое
    прекращается лишь при достижении “низшего
    градуса холода” (так называл он температуру
    абсолютного нуля.)

    Ученик 4:

    Большой вклад в географическое
    изучение России внёс М.В.Ломоносов. Он изучал
    строение Земли и образование различных форм
    рельефа, океаны и моря, северное сияние и другие
    атмосферные явления. Был знатоком северных
    полярных стран. Ломоносов прекрасно понимал
    огромное значение развития географических
    знаний и представлений о территории своего
    государства. Возглавляя Географический
    департамент Академии наук, он постоянно
    поддерживал ученых, занятых изучением России,
    помогая им, Ломоносов был уверен, что
    “Могущество Российское прирастать будет
    Сибирью”. М.В.Ломоносову принадлежит идея
    освоения Северного морского пути. По его
    инициативе была организована полярная
    экспедиция В. Г. Чичагова для “поиска морского
    проходу Северным океаном в Камчатку”.

    Ученик 5:

    Ещё до того, как Ломоносову
    удалось обзавестись химической лабораторией, он
    обратил внимание на мозаику – древнее искусство
    составлять из цветных стеклянных сплавов
    (смальт) немеркнущие картины и портреты. Он живо
    заинтересовался искусной работой итальянских
    мастеров, доведших свою смальтовую “палитра” до
    нескольких тысяч оттенков, что позволяло им
    виртуозно копировать масляную живопись.
    Приготовление смальт хранилось в строгой тайне
    итальянскими мозаичистами. Ломоносова привлекла
    к себе задача раскрыть этот секрет и
    самостоятельно разработать рецептуру для
    получения смальт. Проделав в общей сложности
    около четырёх тысяч опытов, он, наконец,
    добивается своего. Ломоносов открывает способ
    получать смальты любого цвета, глубоких и сочных
    тонов, разнообразнейших оттенков. Уже в первой
    серии опытов впервые в качестве красителя была
    применена ртуть, в результате чего было получено
    стекло “бледно-пурпурового цвета”. Немало
    потрудился учёный для получения “золотого
    рубинового стекла”. Ломоносов самостоятельно
    разработал всю методику получения “золотого
    рубина”, оказавшуюся не под силу его многим
    западноевропейским соплеменникам.

    Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую
    художественную работу – мозаичный портрет
    Богоматери по картине итальянского живописца
    Солимены. Его он подносит в дар Елизавете
    Петровне.

    Позже Михаил Васильевич приступает к работе
    над мозаичным портретом Петра Великого.

    Учитель:

    Мы с вами увидели М.В. Ломоносова в
    качестве учёного – исследователя: химика,
    физика, географа. Немалый вклад в науку внёс
    Ломоносов как филолог. Главной задачей нашего
    сегодняшнего урока является знакомство с
    теорией “трёх штилей” Ломоносова, а также мы
    должны научиться работать со статьёй, а именно
    научиться конспектировать.

    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте, ныне ободрены.
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.



    М.В.Ломоносов.

    Один из ведущих литературных критиков 19
    столетия В.Г.Белинский называл М.В.Ломоносова
    “Петром Великим” нашей литературы. Он впервые
    подошёл к литературе как к науке,
    систематизировав литературные жанры в
    соответствии со стилистикой языка.

    ЖАНРОВО – СТИЛЕВАЯ РЕФОРМА.

    РАЗРЯДЫ СЛОВ.

    2.РАБОТА СО СТАТЬЁЙ М.В. ЛОМОНОСОВА И ЗАПОЛНЕНИЕ
    ТАБЛИЦЫ.

    Учитель

    : Рассмотрим статью М.В.Ломоносова
    “Предисловие о пользе книг церковных в
    российском языке”.

    Задание

    :

    1. Определите основную мысль статьи;

    2. Составьте конспект статьи. (На доске –
    таблица, в которой левая часть приведена
    учителем, правая – заполняется учениками)


    ВОПРОСЫ ПЛАНА

    ТЕЗИСЫ

    ПРИМЕЧАНИЕ

    1.Какие три штиля и на каком основании
    выделяет в книжной речи М.В.Ломоносов.
    Высокий, посредственный и низкий – в
    соответствии с количеством употребляемых в
    тексте церковнославянских слов.
    2.Высокий штиль. Особенности языка.
    Рекомендуемые жанры.
    Высокий штиль “составляется из речевых
    славянороссийских и из славянских, россиянам
    вразумительных и не весьма обветшалых.” Жанры:
    героические поэмы, оды, речи о важных материях.
    3.Средний штиль. Особенности языка.
    Жанры.
    Средний штиль использует
    общеупотребительные слова. “Речения
    словенские” и “низкие слова” употреблять
    осторожно. Жанры: дружеские письма, сатиры,
    элегии, описания для “достопамятных и учений
    осторожных”.
    4.Низкий штиль. Жанры. Особенности языка. “Речения, которых нет в славянском
    диалекте”. “Простонародные низкие слова…..по
    рассмотрению”. Жанры: комедия, эпиграмма,
    дружеские письма, описания обыкновенных дел.

    3.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

    Учитель

    : Читаем статью о М.В.Ломоносове.
    Ответьте на вопрос “Какова реформаторская
    деятельность Ломоносова в области русского
    языка и литературы?”

    4.РАБОТА ПО ОПОРНОМУ КОНСПЕКТУ.

    РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ.


    ВИРШИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

    О коль
    ве-ли-ко-ю ра-дость// аз есмь об-ре-мох

    Ку-пи-до Ве-не-ри-ну// ми-лость при-не-сох

    Солн-це Лу-чи сво-и// на мя спус-ти-ло

    И злу пе-чаль// во Ра-дость мне об-ра-ти-ло

    Силлабическое (слоговое)

    Ровное число
    слогов в строке; цезура-пауза в середине;
    обязательное ударение на предпоследнем слоге;
    рифма связывает смежные строки.

    ТРЕДИАКОВСКИЙ В.К.

    Ранняя редакция.

    Ах! Невозможно сердцу пробыть без печали,

    Хоть уже и глаза мои плакать перестали;

    Ибо сердечна друга не могу забыти,

    Без которого всегда принуждён я бытии…

    1735 г. “Новый краткий способ к
    стихосложению российских стихов”

    Сделан
    переход к силлабо-тоническому (слогоударное)
    стихосложению

    ПОСЛЕДУЮЩАЯ РЕДАКЦИЯ

    Не возможно
    сердцу, ах! Не иметь печали,

    Очи такожде ещё плакать не перестали:

    Друга милого весьма не могу забыти,

    Без которого теперь надлежит мне бытии.

    Ровное количество слогов и ударений.
    Реформа коснулась в основном многосложных строк,
    предпочтение отдано хорею.
    ЛОМОНОСОВ М.В.

    Ночкой темною

    Внезапно

    постучали

    Покрылись небеса

    У двери

    Купидон

    Все люди для покою

    Приятный

    прервался

    Сомкнули уж глаза

    В начале

    Самом сон

    1739 г. “Письма о правилах русского
    стихотворства” Реформа распространена на все
    размеры; описано 30 стихотворных размеров;
    открытие четырёхстопного ямба.

    Учитель

    : В 18 век происходит коренная
    перестройка русской поэзии, у истоков которой
    стоял В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов.

    В 1735 году был опубликован поэтом
    В.К.Тредиаковским “Новый и краткий способ к
    сложению российских стихов”, где было заявлено,
    что данные (многосложные) силлабические стихи не
    соответствуют природным особенностям русского
    языка и их “приличнее назвать прозою”. Это было
    смелое заявление, но поэт на этом не остановился.
    Желая утвердить новый способ написания стихов,
    он обратился к русским народным песням в надежде
    там отыскать необходимую основу. Он заметил, что
    ритм и напевность в русских народных песнях
    основаны на “тонах”, т. е. на одинаковом
    количестве ударений в стихе. Тредиаковский
    предложил составить стихи “равномерными
    двухсложными стопами”, так, чтобы в строке
    правильно чередовались ударные и неударные
    слоги

    СТОПА – ЭТО ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ СОЧЕТАНИЕ УДАРНОГО
    СЛОГА С НЕУДАРНЫМ

    (запись на доске)

    Такое последовательное чередование
    однозначных конструкций (ударный -неударный или
    один ударный, два неударных) придавало стиху
    ритмическую упорядоченность и благозвучность,
    свойственные русской речи.

    Ломоносов многое у Тредиаковского подверг
    существенной переработке. Он признал в качестве
    основы русской стихотворной системы тонический
    принцип расположения стоп, но предложил
    распространить этот принцип на все стихи, в том
    числе и короткосложные (5-7 стоп).

    Новаторски подошёл Ломоносов и к использованию
    двухсложных и трёхсложных стоп в русском
    стихосложении. Тредиаковский всем другим стопам
    предпочитал ХОРЕЙ и соединенный с ним ДАКТЕЛЬ.
    Ломоносов самым подходящим размером считал ЯМБ,
    полагая, сто стихи, составленные из ямбических
    стоп “матери благородство, великолепие, высоту
    умножают”. Известное преувеличение, конечно, в
    таком утверждении имеется. Однако настойчивая
    пропаганда Ломоносовым преимущества
    ямбического стиха пошла на пользу русской
    поэзии. В ямбической организации она обретала и
    лёгкость, и “скорость”, и способность
    передавать достаточно разнообразные состояния.

    Научные достижения и
    философско-просветительские взгляды
    М.В.Ломоносова по достоинству оценены потомками.
    Его именем названы город, улицы, площади. Высшей
    наградой Российской Академии наук за выдающиеся
    работы в области естественных и общественных
    наук является присуждение золотой медали
    Ломоносова.

    5.ИТОГ УРОКА – беседа по вопросам:

    • Прочитайте отрывок из стихотворения М.В.
      Ломоносова “Разговор с Анакреоном”. Определите
      размер стиха в словах Анакреона и ответе
      Ломоносова (хорей или ямб). Что подчёркивает
      данное различие?
    • В чём вы видите заслугу М.В.Ломоносова как
      учёного-филолога?
    • Понравились ли вам стихотворения
      М.В.Ломоносова? Как бы вы охарактеризовали их
      своеобразие?

    6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    Прочитайте стихотворения М.В.Ломоносова “Ода
    на день восшествия на Всероссийский престол Ея
    Величества Государыни Императрицы Елисаветы
    Петровны 1747 г.” и “Разговор с Анакреоном”.

    • Какие темы поднимает поэт в своём творчестве?
    • Какие задачи ставит перед поэзией?

    Презентация




    Следующий: