Интегрированный урок в 7-м классе Самое необыкновенное вещество в мире

Цели:

  • показать, что вода – уникальное природное
    соединение;
  • обобщить, расширить знания учащихся о воде, её
    роли в живой и неживой природе, в жизни человека;
  • воспитать бережное отношение к водным ресурсам,
    ответственность каждого человека в решении
    экологических проблем;
  • способствовать развитию интереса учащихся к
    химии, биологии, литературе, русскому языку.

Задания для микрогрупп:

1 группа

  1. Выучить стихотворения русских поэтов о воде,
    снеге, дожде, тумане.
  2. Подобрать русские и якутские пословицы и
    загадки.

2 группа

  1. Подобрать картины с изображением воды, сделать
    выставку.
  2. Оформить книжку-малышку к выписанным строчкам
    из стихотворений русских поэтов, сделать к ним
    иллюстрации.

3 группа

  1. Выписать фразеологизмы о воде, объяснить их
    значения.
  2. Сочинить сказки о капельке воды.

Оборудование: глобус, картины
художников, фонограмма со звуками воды,
оборудование для опытов, таблицы.

Эпиграф: “Вода! Ты – сама жизнь! Ты
самое большое богатство на свете…” (Антуан де
Сент-Экзюпери
)

Ход урока

Учитель: Посмотрите за окно. Что там?
Снег? Снег – это кристаллы замёрзшей воды.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!

(стих. Паша Ш.)

В луже, в море, в океане
И в водонапорном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

– А теперь отгадайте загадки:

  1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
    И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
  1. Не драгоценный камень, а светится.
  1. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт.
  1. Приходил – стучал по крыше, уходил – никто не
    слышал.
  1. Что видно, когда ничего не видно.
  1. Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали.
    А пошли искать их днём –
    Ищем, ищем – не найдём.

Учитель: И всё это – вода.

22 марта весь мир отмечает Всемирный день воды.
Эта дата была учреждена участниками

Конференции ООН по окружающей среде и развитию
(1992 г.). Всемирный день воды призван

привлечь внимание общественности к проблеме
сохранения и улучшения качества и количества
пресной воды для нынешнего и будущего поколений.

Поэтому сегодня мы проводим интегрированный
урок по теме: “Самое необыкновенное вещество в
мире”. Речь пойдёт о воде. Цели урока (озвучить).
Вести урок будут 3 учителя: учитель русского
языка и литературы, химии, биологии.

(стих. “ Спросил на днях малыш-сосед…” –
Таня Ж
.)

У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь, и я из океана.
На поле лёг туман седой,
Малыш спросил и у тумана :
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана.
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
– Знай, малыш, и я пришла из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!

– Что же это за вещество такое – вода? Об этом
нам расскажет учитель химии Слепцова Л.И.

Л.И. – Давайте посмотрим на глобус.
Наша планета названа Землёй по явному
недоразумению: на сушу приходится ? её
территории, а всё остальное, а это ? , – вода.
Правильно было бы назвать её планета Вода.


Вода
пресная солёная
озёра
реки
айсберги
ледники
солёные озёра
моря
океаны

– А теперь напишем формулу воды. О составе воды
прекрасные строки написал Ефим Ефимовский:

Из атомов мир создавала планета.
Два атома лёгких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода,
И получилась частица воды.
Море Воды, океаны и льдины.

Из курса природоведения вспомним физические
свойства воды:

  1. без запаха;
  2. без цвета;
  3. без вкуса;
  4. прозрачная;
  5. не ядовитая;
  6. темпер. кипения – 100 град.
  7. темпер. замерз. – 0 град.

Занимательные опыты:

Опыт 1. Вода и вишнёвый напиток из одной
бутылки.

Опыт 2. Получение “молока” из воды и
превращение “молока” в воду.

(стих. “В кружево будто одеты…” – Саша Е.)

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А всё это просто вода.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.

Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.

Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега…
А время придёт – всё растает,
И будет простая вода.

Академик Петрянов отмечал: “Безгранично
многообразие жизни. Она всюду на нашей планете.
Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет
живого существа, если нет воды.”

Передаю слово учителю биологии Черёмкиной
В.И.

Поговорим о значении воды в жизни живых
организмов.

Во-первых, у растений: вода необходима для
прорастания семян, вода нужна для корневого
питания растений, для их воздушного питания, для
испарения, которое защищает растения от
перегрева. Также вода для многих растений
является средой обитания (ряска, осока, лютик,
кувшинки, водоросли ).

Без воды растения увядают и умирают.

Велико значение воды в жизни животных и
человека. Вода составляет 60-80% от массы их тела.
Примерно 2/3 части тела человека состоит из воды
(цитоплазма клеток, кровь, слюна, слёзы,
желудочный сок содержат воду ). Вода, испаряясь,
при потоотделении способствует охлаждению тела
(участвует в терморегуляции ). В воде живут рыбы,
дельфины, моллюски, раки и другие водные
животные.

Таким образом, вода является важной
составляющей всех живых организмов. Все основные
процессы жизнедеятельности связаны с водой
(пищеварение, кровообращение, дыхание, обмен
веществ и др.)

(работа со схемой “Содержание воды в организме
человека”).

Жизнь человека зависит от воды. Без воды
человек может прожить только 3-5 дней, в то время
как без пищи – 30-50 дней. Потеря 12-15% воды приводит
к серьёзному нарушению обмена веществ, развитию
тяжёлых заболеваний, а потеря 25% воды – к гибели
организма. Таким образом, жизнь человека
невозможна без воды.



Из курса ботаники вам известно, что в зелёных
растениях происходит важный и сложный процесс –
фотосинтез. Вспомним, что это за процесс и как он
происходит.

(объясняет).

Исходными веществами для фотосинтеза являются
вода и углекислый газ. Образуются органические
питательные вещества и живительный кислород. Без
участия воды не было бы такого важного и
необходимого для растений и для всех живых
организмов – фотосинтеза.

В 8 классе вам предстоит познакомиться с новым
учебным предметом – химией. Здесь вы обязательно
будете изучать свойства воды. А пока
первоначальные сведения о воде вам даст Л.И.

Говорят, что вода – оборотень. Почему её так
называют? Вода может находиться в 3-х агрегатных
состояниях.


Твёрдое
(лёд, снег, град, иней)
жидкое
(вода, роса)
газообразное
(пар, туман)

Вывод: вода – самая известная и самая
загадочная из всех жидкостей, существующих на
Земле.

Опыт “Горящий снег”

(стих. “Я вода, вода, вода…” – Арсен А.)

Я вода, вода, вода
Я бегу, играю,
Но в большие холода
Сильно замерзаю.
Становлюсь снежинкой я ,
Инеем колючим,
Снег валится на поля,
Из тяжёлой тучи.
Я прозрачным стану льдом,
Он блестит и колется,
Эскимосом целый дом
Из ледышек строится.
Африканец у огня
Долго удивляется:
Кипяток в его горшке
В пар вдруг превращается.
Я – и лёд, и снег, и пар –
Триедино братство,
Береги и стар, и мал
Водное богатство.

В.И. (о круговороте воды в природе)

Вода является не только важной составляющей
клетки и живых организмов, но и важным
компонентом природы. Жизнь невозможна без
круговорота воды. Давайте вспомним, как
происходит круговорот воды в природе. (работа со
схемой, ответы учащихся).

При круговороте вода переходит из одного
состояния в другое, перемещается по земному шару
из одних регионов в другие. Главные силы, которые
совершают этот круговорот,– это солнечное тепло
и сила тяжести. Под влиянием тепла вода
испаряется, а при недостатке тепла –
конденсируется из пара (т.е. водяной пар
переходит в жидкое состояние).

В.П.

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся, дождями вернётся.
Вокруг оглянись, в природу вглядись:
Нас окружает везде и всегда
Это волшебное чудо – вода.

(стих. Майков “Летний дождь” – Лена А.)

Л.И. Хотя вода – самое
распространённое вещество на Земле, но воды,
пригодной для питья, очень мало.

100% – вся вода;
30% – пресная вода;
0,6% – вода, пригодная для питья.

Демонстрация: Если весь запас воды на
Земле принять за 1 литр, то запасы пресной воды
составляют всего 30 мл, а запасы питьевой воды –
всего 6 мл.

Вывод: Вода – это богатство, к которому
надо относиться бережно и экономно.

А как вода попадает в ваш дом из Индигирки и
утоляет вашу жажду?

Река—насосы—отстойник—фильтры—хлорирование—резервуары
чистой воды.

Вывод: Воду надо беречь! Это надо понять и
запомнить каждому. Беречь воду – это значит
беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей
природы.

В.П. Поэты разных народов во все
времена посвящали воде удивительные строки. Даже
о капле росы написаны многие страницы. Вода
словно растворена в произведениях устного
народного творчества – пословицы, поговорки,
загадки, стихи.

(сообщение:
о пословицах – Таня Ж.;
о фразеологизмах – Лена А.;
строки из стихов русских поэтов – Паша Ш., Маша К.;
стихи:
Суриков “Детство” – Дьулус А.,
Бунин “Родник” – Маша К.;
Тютчев “Фонтан” – Алёша С.,
Державин “Водопад”,
Сказки о капельке воды – ТаняЖ., Маша К.)

В.П. Доктор Диндлар как-то сказал: “В
природе нет такой вещи, которая излечивала бы все
болезни, но если бы она была, то это бы была вода в
правильном использовании”.

Каково назначение воды в народном хозяйстве? Об
этом прекрасно сказал русский поэт Маршак в стих.
Война с Днепром”. (звучит отрывок).

Подводя итог всему сказанному, давайте
приведём несколько интересных фактов о воде.

(читают по одному):

  1. Земля называется “Голубой планетой”, т.к. 70% её
    поверхности покрыто водой.
  2. Без еды человек может прожить около месяца, без
    воды – не больше 7 дней.
  3. Более половины видов животных и растений на
    Земле обитают в водной среде.
  4. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете 100
    литров воды. Наполняя ванну – 150-200 литров. Из
    оставленного открытым крана выливается за 1 час
    1000 литров воды.
  5. Одна треть населения мира живёт в районах,
    испытывающих дефицит воды.
  6. Грязная вода, которая обеспечивает
    благоприятную почву для размножения
    болезнетворных организмов, подрывает здоровье 1,2
    млрд.чел. в год.
  7. На территории Якутии протекает около 700 тыс. рек
    и речушек. Индигирка по длине занимает 5 место в
    Якутии (её длина 1726 км ).
  8. На территории Якутии свыше 709 тыс. озёр. Самое
    большое озеро в Абыйском улусе – Ожогино, 157
    кв.км, по размеру занимает 3 место в Якутии (1 место
    – оз.Моготоево в устье Индигирки – 323 кв.км).

Итак, вода – основа жизни. Как сказал Леонардо
да Винчи: “ Воде дана волшебная власть стать
соком жизни на Земле”.

“Вода это жизнь” – гласит старая восточная
мудрость. Древние китайские философы
приписывали воде высшие моральные качества. Вот
некоторые из них:

– Вода – бесцветная и прозрачная, она образец
чистоты.
– Вода смывает с человека грязь – в этом её
гуманность.
– На вид вода тёмная, а на самом деле она
прозрачная – в этом проявляется её совершенство.
– Когда сосуд уже наполнен, то воды добавить
нельзя – в этом её справедливость.
– Вода постепенно течёт и останавливается там,
где ровная поверхность, – в этом её скромность.
– Вода обнимает вас в летнем пруду, давая
прохладу, – в этом её нежность.

Рефлексия

  1. Что вам особенно понравилось на уроке?
  2. В чём польза этого урока для вас?
  3. Что не понравилось на уроке?



Следующий: