Интегрированный урок в 5-м классе по теме Перечитываем и пересчитываем сказки Пушкина

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19,24 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • обобщить и расширить знания учащихся о жизни и
    сказках А.С.Пушкина с помощью работы с различными
    источниками информации;
  • повторить решение задач, навыки устного счёта,
    обобщение знаний учащихся об умножении и делении
    натуральных чисел;
  • закрепление навыка решения уравнений;
  • развивать умение разбирать текст, навыки
    пересказа, память, внимание,
    наблюдательность, логическое мышление;
  • воспитывать любовь к произведениям А.С.Пушкина,
    аккуратность в работе.

ХОД УРОКА

(Слайд 1) Учитель литературы. Сегодня у
нас с вами необычный урок. Мы вспомним некоторые
моменты биографии А.С. Пушкина, перелистаем
страницы его сказок, постараемся найти
математические моменты. Урок необычен ещё и тем,
что совмещает в себе 2 предмета: литературу и
математику.
(Слайд 2) Имя А.С.Пушкина хорошо известно каждому
русскому человеку. Творчество его знают и любят
все. В жизнь каждого из нас Пушкин входит, прежде
всего, своими чудесными сказками.
– А знаете ли вы сказки Пушкина? А сколько сказок
написал поэт?

Учитель математики. Для верного
ответа давайте выполним одно нехитрое задание.
(Слайд 3) Загадайте любое число. Прибавьте к нему
10, вычти 5, увеличьте его на 20, вычтите задуманное
число, полученный результат разделите на 5,
умножьте 6, уменьши в 10 раз, прибавь 4. (отодвигаем
коробку) У вас получилось 7. И сказок написал
Пушкин 7.

(Слайд 4) Учитель литературы. Давайте
их вспомним. (Нажимая на персонажи сказок,
переходим по гиперссылкам к сказкам
)
(Слайд 5) Жизнь и творчество А.С.Пушкина можно
изучать всю жизнь. Где берем информацию? (Из книг,
из учебников, из энциклопедий, из Интернета и
многое другое)
Его сказки – это первое, что рассказывают нам
мамы. Учась в начальной школе, вы также
знакомились с его произведениями. С 5класса мы
будем подробнее раскрывать странички жизни
любимого поэта.
На уроках литературы говорили о детских годах
Пушкина, о его учебе в Царскосельском Лицее, и,
конечно, раскрывали особенности его сказок. На
сегодняшнем уроке мы постараемся расширить ваши
знания по творчеству А.С. Пушкина.

Учитель математики. Хорошо известно,
что А.С. Пушкину математика не давалась с детства,
и поэтому он ее не любил. По словам сестры А.
Пушкина Ольги Сергеевны Павлишевой
«арифметика казалась для него недоступною
и он часто над первыми четырьмя правилами,
особенно над делением, заливался горькими
слезами».
А мы с вами уже знакомы со всеми арифметическими
действиями. Сегодня посмотрим, как вы с ними
справляетесь. Будьте внимательны, каждый раз
ответ, полученный вами, имеет определённое
отношение к А.С. Пушкину.

(Слайд 6) Учитель литературы. Мы знаем,
что Пушкин родился в Москве, учился в Царском
Селе в Лицее. Он много путешествовал. Обратите
внимание на красные линии. Это те места, где
бывал Пушкин. Вычислите, какое расстояние
преодолел поэт из Москвы в Царское Село и
обратно.

(Слайд 7) Учитель математики. Реши
задачу. Из Москвы в Царское Село выехал экипаж,
скорость которого 8 верст в час. Первый день они
были в пути 9 часов. Во второй день проехали в 2
раза больше, чем в первый, после чего осталось
проехать ещё 524 версты. Обратно экипаж ехал через
Псков, поэтому проехал на 319 верст больше. Какое
расстояние преодолел экипаж из Москвы в Царское
Село и обратно? Ответ спрятан
под верстовым столбом: 1799.

(Слайд 8) Учитель литературы. Как
связано это число с биографией А.С. Пушкина? Год
рождения. А какого числа?
Первые знания по математике Пушкин получил в
детстве от французов-гувернеров. В лицее
математику изучали основательно: в программу
математики входили арифметика, геометрия,
прикладная математика, чистая математика, даже
математика с дифференциалами и интегралами. Но,
Пушкин в лицее “ленился и отставал”.

Ученица ______подготовила информацию о том, как
проходили уроки математики в Лицее.

Сообщение ученицы. Лицейский друг
Пушкина И. И. Пущин вспоминал впоследствии, что
«…все профессора смотрели с благоговением на
растущий талант Пушкина. В математическом классе
вызвал его раз Карцов к доске и задал
алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался
с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы.
Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему
равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю!
«Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все
кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите
стихи».

Учитель литературы. По этому поводу
послушайте стихотворение Сергея Беседы

В Лицее урок математики.
Пушкин стоит у доски;
Формулы пишет старательно,
Роняя мела куски.
Четверть часа продолжавшийся
Мучительный экзерсис
Профессором прерывается:
– Чему же равняется икс?
Пушкин, вопросом сконфуженный,
Измазавшийся в мелу,
Улыбкой обезоруживая,
Шепчет чуть слышно:
– Нулю!?
Смеётся лицейская братия,
Профессор стоит, изумлён:
– У Вас все мои занятия
Заканчиваются нулём.
Но, впрочем, давно мне известно –
Вы к точным наукам глухи!
Садитесь, Пушкин, на место,
Пишите свои стихи!

(Слайд 9) Учитель математики. Я
предлагаю решить уравнения и доказать, что в
математике не всё заканчивается нулём!

5х = 95 650 : х =
65 х – 801 = 1010

Запишите ответы в окошки: 19. 10. 1811
Учитель литературы. Что напоминают вам
эти цифры? 19. 10. 1811. – дата открытия лицея. А
какое сегодня число? (19.11.2011) Сегодня исполняется
200 лет со дня открытия Лицея.
Учёба в Лицее продолжалась 6 лет. Особое место в
сердце поэта занимали лицейские друзья. Назовите
их.
(Слайд 10) Дружба выше любых преград, она помогает
принять жизненные трудности и преодолеть судьбу.
Когда А.С.Пушкин был сослан в ссылку в
Михайловское, к нему приезжал И.И. Пущин. Это была
их последняя встреча.
– А как вы думаете, кто был рядом с ним в долгие
зимние вечера?
(Слайд 11) С младенчества няня лелеяла Сашу.
Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир
волшебных народных сказок, старинных былей и
небылиц, которые она замечательно рассказывала.
Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда
ему было 25 лет и он был сослан в Михайловское.
Часто в долгие зимние вечера, когда за окном
бушевала метель, в печной трубе гудел ветер,
когда Пушкину было особенно одиноко, поэт
приходил к няне в светёлку. Здесь всё было
простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером
слушаю сказки моей няни, она единственная моя
подруга и с нею только мне не скучно».
От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про
избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой
царевне и о семи богатырях»
Семь сказок записал поэт со слов няни в свою
специально заведённую тетрадь.
Как её фамилия?

(Слайд 12) Учитель математики.
Расставим числа в порядке возрастания, и вы
прочитаете её фамилию.

Физминутка

Учитель литературы. Пленительные
старинные предания и былины, рассказанные няней,
уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом,
Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической
фантазией.
Читая сказки, мы встречаем в них числа,
какие-то математические моменты. Значит, поэзия
Пушкина базировалась на глубоком знании
предмета математики.
Значит, слова “Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок”– непустые слова в сказках
Пушкина.

Литературно-математическая разминка

– Мы не только отгадаем сказки, но и порешаем
математические задачи.

(Слайд 13) Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, вражёнок задачу.
Осмотрим, какова у тебя сила.
Видишь: там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси её полверсты

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

(Слайд 14) Учитель математики. Что такое
верста и сколько будет половина версты в метрах?
(1 верста = 1067 м; 533м 50 см)

(Слайд 15) В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
День прошел – царица вопит…

(«Сказка о царе Салтане…»)

Учитель математики. Каков его рост
царевича на момент освобождения из бочки?

Учитель литературы. Чтобы ответить на
этот вопрос, нужно знать, каков рост царевича был
при рождении. Для этого послушаем запись. (Приложение 2)
Вспомните слова, где говорится о его рождении. («Сына
бог им дал в аршин»)

(Слайд 16) Учитель математики. Это
старая мера длины, она равна 16 вершкам или 71
сантиметрам
– За 4 часа он вырос на 20 см. Каким он будет через
одни сутки?

(Слайд 17) – Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит:

(Слайд 18) Учитель математики. Сколько
было всего богатырей? (33)
– Что вы можете сказать об этом числе?

Просмотр видео, кликнув на нижнюю картинку (Приложение 1)

(Слайд 19) – И приданое готово:
Семь торговых городов
В них сто сорок теремов.
(Слайд 20) («Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»)

Учитель математики. Сколько теремов в
каждом городе? 140: 7 = 20

(Слайд 21) – Воеводы не дремали,
Но никак не успевал, и:
Ждут, бывало с юга, глядь, –
Ан с востока лезет рать.
(Слайд 22) («Сказка о золотом петушке»)

– Поработаем с текстом. Найдите отрывок, в
котором говорится о продолжительности спокойной
жизни в царстве Дадона? («Год, другой проходит
мирно, / Петушок сидит всё смирно…»)

(Слайд 23)

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась…
(Слайд 24) («Сказка о рыбаке и рыбке»)

– Сколько раз ходил к морю старик? (6) (поймал
рыбку, корыто просил, избу, столбовая дворянка,
вольная царица, владычица морская)

(Слайд 25) Учитель литературы.
каждого ученика распечатан текст) Перед вами
текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача –
на месте пропусков вписать нужные слова.

Постой, –
Отвечает ветер __________________,
Там, за речкой ______________________
Есть__________________гора,
В ней _____________________ нора,
В той норе, во тьме _____________ ,
Гроб качается _________________
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того _______________ места,
В том гробу твоя невеста.

Слова для справок: высокая,
печальной, пустого, тихоструйной, буйный,
глубокая, хрустальный.

– Молодцы! Вы умело считали и отвечали на
вопросы по сказкам. Я проверю ваши листочки и,
учитывая работу на уроке, выставлю оценки.

(Слайд 26) Итог урока

Учитель литературы. Гениальный
человек гениален во всем.
Гениальность А.С. Пушкина состоит не только в
созданном им творческом наследии. Значимость его
таланта созвучна с той великой ролью, которая
отведена в мировой истории России. Он не мог не
появиться. Без него не было бы и России.
Тем не менее, я считаю, что Пушкин получил
неплохую математическую подготовку.
Прослеживается неразрывная связь Пушкина с
математикой.

Учитель математики. Мы начали урок с
того, что Пушкин не любил математику, но на самом
деле, став взрослым, он проявлял интерес к
математике. Пушкин издавал журнал
«Современник» и не было ни одного номера, в
котором бы ни было статьи на математическую тему
Т.о. Пушкин стремился, по его утверждению,
«Стать с веком наравне! Даже по отношению к
математике. Ведь образованный человек должен
быть образован во всём.

(Слайд 27) Домашнее задание по
гиперссылке переходим на слайд 33.
Ребята, мы сегодня увидели, что соединение сказок
и математики возможно. Встреча со знакомыми
героями сказок не оставила нас равнодушными.
Выучите отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и
семи богатырях». По гиперссылке переходим на
слайд 33
Спасибо за урок.

Список использованных источников

1. А.С.Пушкин «Сказки»: Любое издание.
2. В дорогу за сказками// Читаем, учимся, играем. –
1998. – № 6.
3. http://pushkin.niv.ru/
4. http://lib.rin.ru/

Следующий: