Интегрированный урок в 10-м классе: Наедине с совестью. Урок-мастерская Верь в великую силу добра 6-й класс


Тип урока:

педагогическая
мастерская.

Цели.

Обучающие:

Обучение умению
анализировать литературный текст, выделять
основные проблемы, поднятые автором в
произведении, умению применять компьютерные
технологии.

Развивающие

: Развитие творческого
воображения, чувства музыки, цветового
восприятия. Формирование навыков владения
профессиональной юридической лексикой. Обучение
умению применять к конкретным жизненным
обстоятельствам нормативно – правовые акты на
примере уголовного права.

Воспитательные:



Приобщать детей к
радости творчества, законам открытия нового, к
самостоятельной исследовательской и творческой
деятельности. Воспитывать личность социально
значимую, духовно – нравственную, умеющую
сострадать.

Эпиграф:

Человек определяется тем, каков он
наедине со своей совестью.

Олег Волков.


Оформление:

На доске эпиграф,
цветным мелом нарисованы листья, ветки деревьев,
символизирующие парк, где происходит действие,
силуэт обелиска.

Ход урока:


1. Начало, мотивирующее творческую
деятельность.

Учительская. Диалог преподавателей
(роли преподавателей из повести исполняют
учителя права, литературы, психолог)

Зоя Владимировна:

Вы только вспомните, что сказала Юля
Студенцева на сцене! “Люблю школу, как волчонок
свою нору. Школа не научила меня выбирать
правильную дорогу в жизни. Вы заставляли нас
знать все, кроме того, что мы любили, хотели”. И
кто произнес эти страшные слова?! Юля! Та, которую
все на руках носили, славили хором.
Предательство, уважаемые коллеги! Я вижу только
плевок в сторону учителей.

Ольга Олеговна:

Да разве она виновата, что высказала
наболевшее. Я вижу здесь не плевок, а страх,
смятение. Ничем не увлечена, не знает, куда
податься, что выбрать, к чему себя приспособить.

Директор школы:

Как же это произошло? Дети выходят из
школы и не могут выбрать дорогу, по которой будут
идти всю жизнь. Что же мы делали не так? Почему
ребенок не любит школу? А одноклассники? А дружба?
Выходит, все впустую? В чем наша вина? Ребенок не
может выбрать дорогу…

Зоя Владимировна:

А если эта дорога начнется с
преступления?

Парк. Скамейка. На ней с гитарой сидят
выпускники. Их шестеро.

Генка:

Это же хорошо, хорошо! Тысячи
дорог! На какую – нибудь все равно попадешь,
промашки быть не может ни у тебя, Юлька, ни у меня,
ни у Натки…Вот Игорю труднее – он одну дорогу
выбрал. Тут и промахнуться можно.

Игорь:

Старичок! Без риска нет
успеха.

Юля:

Даже если Игорь и
промахнется, тогда у него будет, как и у нас,
те же тысячи дорог без одной дороги. Счастливый!
Только он что – то не хочет такого счастья, и я не
хочу. Хочу тоже рисковать!

Сократ

: Человек – забыли,
фратеры, – создан для счастья, как птица для
полета! Лети себе, куда несет (на гитаре играет,
напевая).

Эх, по морям, по волнам! Нынче здесь, а
завтра – там! Вот так – то!

Игорь:

Птица и против ветра
летает. А ты не птица, ты пушинка от
одуванчика.

Генка:

Пушинка – то с семечками.
Куда не упадем – корни пустим. И вырастем!

Юля:

На камни может семечко упасть!

Натка:

Летать. Мыкаться. Лучше
ждать.

Вера:

Тебе, Наточка, долго ждать не придется.
Ты, как светлый фонарик, издалека видна. К
тебе счастье само прилетит.

Юля:

Какие мы все разные!

Появляется героиня в светлом платье.
Монолог.

Здесь самое высокое место в городе.
Сюда приходит молодежь, потому что здесь красиво
даже ночью – лежит рассыпанный огнями город
внизу, шелестят липы, и ночь бодряще пахнет рекой.
(Всматривается в надпись на обелиске)
Никогда не хватало времени и терпения дочитать
этот список до конца.

Артюков Павел Дмитриевич – рядовой…

Бутырин Василий Георгиевич – старший
сержант…

И сегодня ребята пришли к обелиску,
ведь у них – ночь после выпуска.

2. Сообщение темы, цели урока.

Учитель литературы: На прошлом уроке
мы изучили повесть В.Тендрякова “Ночь после
выпуска, познакомились с главными героями,
составили их литературные портреты, попытались
понять, что произошло с ними. Сегодня мы
продолжим разговор о поступках, поведении
персонажей. Но главная задача –
продемонстрировать в творческих работах свое
восприятие, понимание произведения, основных
проблем, поднятых писателем.

3. Диалог с учащимися.

Литератор:

Инсценировка,
представленная вашему вниманию, напомнила всем,
что действие повести происходит у реки над
обрывом.

Чье присутствие здесь ощущается? (обелиск)

Зачем автор вводит этот элемент? (обелиск
– память о пережитом, история страны, погибшие
сражались за свободу родины)

Герои тоже говорят о свободе, но
наполняют это слово другим содержанием.

– Какое определение этого слова дает
“Толковый словарь”?

Обратимся к компьютеру (на компьютере
появляется словарная статья, в которой дается
определение слова).

– Что значит для героев данное слово?

(делаю
то, что хочу, свободу для всех).

Учитель права:

Здесь, у обелиска, ребята много спорят
о человеке, о его жизненной позиции, моральном
облике.

– Каково значение слова “мораль”?

Обратимся
к компьютеру (читают определение).

– Как мы оценим выпускников с точки
зрения морали? Можем ли мы сказать, что во

взрослую
жизнь вступают высоко нравственные личности, с
точки зрения морали, имеющие представление о
совести?

Психолог:

Как вы понимаете слово
“совесть”?

Посмотрим в словарь. (“Совесть –
понятие морального сознания, внутренняя
убежденность в том, что является добром и злом,
сознание нравственной ответственности за свое
поведение”).

– Присутствует ли в наших героях эта
нравственная ответственность за свое поведение?

Литератор:

– Каковы же выпускники наедине со
своей совестью?

Психолог:

– Что движет ребятами, когда они
обвиняют друг друга? (зависть).

Правовед:

К чему могла привести зависть?
преступлению). Бруно Ясенский писал: “Бойтесь
равнодушных, они не убивают и не предают. Но
только с их молчаливого согласия существуют на
земле предательство и убийство”.

Кем могли стать вчерашние
одноклассники? (соучастниками).

Кто такие соучастники? Обратимся
снова к компьютеру.

Как вы можете оценить с точки
зрения уголовного права действия ребят?

(неоконченное преступление, оставление в
опасности).



4. Творческая работа.

Правовед: Было ли преступление?
Ответ на этот вопрос, исходя из правовых знаний и
отношения к действующим лицам, даст группа
юристов, подготовив обвинительную речь и защиту.

Литератор:

Мы закрыли последнюю
страницу повести. Как сложится судьба ребят?
Извлекли ли они уроки и происшедшего? Точки в
произведении автор не ставит. Ее должны
поставить мы с группой литераторов, придумав
конец произведения.

Психолог:

Группа психологов
выразит свое эмоциональное состояние, свои
чувства, восприятие героев в цвете, музыке,
рисунках.

5. Работа в творческих группах.

6. Презентация творческих работ.

Конспект урока – мастерской в 6 классе “Верь в
великую силу добра” (по повести А. Платонова
“Юшка”).

Цели урока.


Образовательная:

Знать содержание
рассказа А. Платонова “Юшка”, проблемы, поднятые
автором в произведении.

Развивающая:

Развивать ассоциативное
мышление.

Воспитательная:

Воспитывать личность
самостоятельную, творческую, свободную,
духовно-нравственную. Помочь ученику
раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные
способности, почувствовать себя личностью.

Оборудование:

плакаты о добре, милосердии,
опорные слова из текста произведения, карточки с
заданиями.

Ход урока:

1. Индуктор. Начало, мотивирующее деятельность.

    Звучит тихая музыка. Учитель читает
    стихотворение С. Есенина.

Шел Господь пытать людей в любови.
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидел дед нищего дорогой,
На тропинке с клюшкою железной,
И подумал: “Вишь, какой убогой, –
Знать, от холода качается, болезный.
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
“На, пожуй… маленько, крепче будешь”.

Вопросы:

1. Какого литературного героя напоминает
старый дед из стихотворения С. Есенина? (Ефима
Дмитриевича, Юшку.)

2. В чем сходство между героями? (



дед делится
хлебом, Юшка – сахаром, деньгами).

3. Как мы называем это качество в людях:
готовность помочь кому – либо, простить кого –
либо из сострадания, человеколюбия? (

милосердие)

2. Объявление цели урока.

Сегодня на нашем уроке – мастерской мы и
поговорим о доброте, о человеколюбии, милосердии,
любви ко всему живому и прежде всего к человеку.

Мы еще раз обратимся к рассказу А. Платонова
“Юшка”. Главная наша задача – передать видение
поднятых на уроке проблем в своем творчестве.

3. Работа с эпиграфами.

На доске помещены эпиграфы к уроку. Выберите
понравившийся и запишите в тетрадь.

Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Б. Пастернак.

Я счастлив счастием мне чуждым
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.


И. Суриков.

4. Работа в проблемных группах

.

1 группа.

Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит?
Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Вывод:

Люди жестоки по отношению к Юшке. Он им
послан как испытание на любовь. А, быть может, и
Юшку Господь испытывает на любовь к людям, это
испытание герой выдержал.

2 группа.

Какие чувства вызвал герой рассказа “Юшка”?
Соотнесите свое мнение с библейскими заповедями.

Вывод:

Герой рассказа добрый, трудолюбивый,
честный. Он нравственный человек. Слово Божие
учит нас не мстить, а делать добро и любить
врагов. “Побеждает зло добро” – сказано в
Библии. Юшка живет по законам Божьим.

3 группа.

“Добро, мама, из добра приходит”, – говорил
один из героев сказки А. Платонова “Волшебное
кольцо”. Докажите на тексте рассказа правоту
этих слов.

Вывод:

Пословицы гласят: “Доброе дело
навек”. “ Добро из добра приходит”. Доброта Юшки
найдет продолжение в добрых поступках девочки –
сироты. Значит, его пребывание на Земле не
осталось бесследным.

4 группа.

“Шел Господь пытать людей в любови” – одна из
главных идей рассказа. Какое разрешение она
получила?

Вывод:

Любовь милосердствует. Люди же
равнодушны по отношению к герою. Об их равнодушии
говорит страшное слово, в котором заключена и
авторская позиция. Это слово: “Забыли”. Юшка же
остался человеком, несмотря на все страдания,
которые ему уготовила жизнь.

Учитель:

– Что же завещал нам всем Юшка?

(Не утомляясь, утолять страдания души и тела,
,младших братьев наших, каждого листочка, цветка
на планете Земля).

– Какие еще произведения о добре, милосердии вы
читали?

Проблемы, поднятые в рассказе А. Платонова
“Юшка”, актуальны и в наше время. Посмотрим
маленький фрагмент из фильма, снятого по
известной вам повести В. Железникова “Чучело”.

5. Просмотр фрагмента из фильма Чучело”.

Вопрос

:

– Какие чувства вызвала сцена, изображенная в
сюжете? Повторите слова, которые дети написали на
доске. О чем говорит эта надпись?

Скажем вслед за героями кинофильма: “Прости
нас, Чучело!” “Прости нас, Юшка!” “Простите нас,
люди, которым мы когда – то причинили боль и
страдания”.

Вывод:

А. П. Чехов, великий русский писатель,
тонкий психолог, писал:

“Нужно, чтоб за дверью каждого довольного
человека, счастливого человека, стоял кто –
нибудь с молотком и напоминал бы стуком, что есть
несчастные, что как бы он не был счастлив, жизнь
рано или поздно покажет ему свои когти –
стрясется беда, болезнь, потери, и никто не увидит
и не услышит его, как он теперь не видит и не
слышит других.”

6. Творческая работа.

Учитель:

Мы сегодня много говорили о добре и
милосердии. Какие мысли возникли у вас после
этого разговора? Передайте свои впечатления,
чувства в рисунке, в плакате, в музыке,
стихотворении, в сочинении – эссе, просто в
ассоциативных словах.

8. Презентация творческих работ.

9. Подведение итога.

Учитель на фоне музыки читает стихотворение

:

Хочется крикнуть людям:
“Будьте щедрей на ласку!”
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
Как скопидом монеты,
Ласку не прячьте, люди,
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.




Следующий: