Интегрированный урок в 10-м классе литература + психология по теме: Евгений Онегин выбирает профессию


Цель: осмысление учащимися
мотивов выбора жизненного пути через
актуализацию поиска литературного героя (Е.
Онегин) своего места в жизни.

Задачи:

  • Развитие представлений об основных мотивах
    выбора профессии через поиски своего места в
    жизни литературным героем.
  • Обучение учащихся приемам работы с
    художественной литературой, содержащей сведения
    о стратегии выбора профессии.
  • Воспитание личностных качеств, необходимых при
    выборе профессии.

Материал:

  • рисунки Евгения Онегина;
  • анкеты;
  • тесты;
  • выставка книг “Мир профессий”;
  • сказки А.С. Пушкина:
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя
литературы

– Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
– вершина русской литературы XIX века, в центре
этого произведения – современная поэту русская
действительность, люди пушкинского поколения и
их судьбы. Особенно близок Пушкину Евгений
Онегин. Названием романа поэт подчеркивает
центральное положение Онегина среди других
героев произведения.

III. Устный опрос учащихся

– Евгений Онегин – типичная фигура
для дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Еще в
поэме “Кавказский пленник” Пушкин ставил своей
задачей показать в герое “ту преждевременную
старость, которая стала основной чертой молодого
поколения”. Но поэт, по его же собственным
словам, не справился с этой задачей. В романе
“Евгений Онегин” эта цель была достигнута.

– Что мы знаем об этом литературном
герое?
– Что известно о его детстве?
– Кто его родители?
– Какое воспитание он получил?
– Какие науки его интересовали?

– Итак, воспитатели подготовили еще
одного посетителя балов и гостиных, но в
характере молодого человека было и нечто
отличающее его от “золотой молодежи” светского
общества. На это обратил внимание известный
литературный критик XIX века В.Г. Белинский. Он
писал: “Вспомните, как воспитан Онегин, и
согласитесь, что натура его была слишком хороша,
если ее не убило такое воспитание”.

– Что же было “необычайного” в его характере,
в его натуре? (Скрывать истинные побуждения и
лицемерить.)

– Расскажите о типичном светском дне Евгения
Онегина, о котором поэт говорит: строки из романа.
“Но счастлив ли Евгений Онегин?” – задает
вопрос автор. (Нет, ему все наскучило, причина
всего – хандра.)



– Что же предпринял Евгений Онегин, чтобы
избавиться от скуки? (Сочинительство.)

– Можно перефразировать известную
пословицу и сказать: “Скажи мне, что ты читаешь, и
я скажу, кто ты”. Книги тоже характеризуют
человека, который их читает. Давайте заглянем в
домашнюю библиотеку нашего литературного героя
и узнаем, что он читает.

Учащийся готовит ответ на вопрос,
какие книги были в библиотеке Онегина.

– Книги, что читал Е. Онегин,
свидетельствуют о том, что умственные интересы
героя требуют знания передовых тем того времени.

– Как же еще пытался изменить свою скучную
жизнь герой? (Путешествовать.)

– Как вы расцениваете эти попытки? Каков
результат?

– Итак, Онегин – пассивная или активная натура?
А как оценили Е. Онегина литературные критики:
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов? (Домашнее
задание для учащихся, а на уроке зачитывают.)

– Говоря о недостатках своего героя,
порожденного средой, поэт подчеркивает и
положительные стороны героя, показывает, что он
по своему интеллектуальному складу на голову
выше окружающих. Онегин не удовлетворен своим
праздным и пустым существованием.
Автор расстается с Е. Онегиным после
решительного объяснения его с Татьяной. Душа
Онегина вновь проснулась, ожила, осталась на
перепутье: погибнет она или найдет себе
применение, где он может проявлять все лучшие
качества своей натуры: просвещенный ум,
“гордость и прямую честь”?
Финал остался открытым. Давайте поможем любимому
герою А.С. Пушкина найти себя!

IV. Вступительное слово
педагога-психолога

– Как было сказано уже ранее, Е. Онегин
был не удовлетворен своим пустым и праздным
существованием. Возникает вопрос: «Что может
сделать серые будни праздником?» Конечно же,
любимое дело. В подтверждение этой фразы
хотелось бы зачитать слова прибалтийского
писателя Яна Райниса “Только труд может сделать
серые будни праздником”.
Понятие «труд» тесно связано с понятием «любимая
профессия». Выбор профессии, профессиональное
самоопределение – извечные темы, над которыми
человеку приходится задумываться несколько
веков. Этой проблеме посвящены многие
художественные фильмы, нарисованы картины,
написаны художественные произведения. Уже с
малых лет родители читали книги писателей и
поэтов, где было сказано о том, как важно выбрать
профессию, найти свое место в жизни. (Д. Родари.
«Чем пахнут ремесла», В.В. Маяковский. «Кем
быть?», А.С. Пушкин. «Сказка о попе и его
работнике Балде», С.Я. Маршак. «Почтальон»,
С. Михалков. «А что у вас?»).

Учащимся дается домашнее задание –
вспомнить художественные произведения, где речь
шла о выборе профессии.

– А теперь вернемся к Е. Онегину и
немного пофантазируем. Как известно, он сам
предпринимал попытки изменить свою жизнь, так
вот, давайте представим, что наш литературный
герой решил выбрать себе любимую профессию и
таким образом найти применение своим силам,
знаниям и умениям.
Вы сейчас представите себя на месте
профессиональных профконсультантов. Вы сидите в
светлом просторном кабинете, на двери висит
табличка: “Профессиональная профконсультация”,
открывается дверь и заходит Е. Онегин, с просьбой
помочь ему выбрать профессию.

V. Работа с рисунками

Рисунки выполняются дома. Они
развешиваются на доске, и учащиеся на уроке
описывают внешний вид Онегина.




VI. Заполнение анкеты

Работа в профконсультационном
пункте с клиентом начинается с заполнения
анкеты:

  • Ф.И.О.,
  • Место рождения,
  • Семейное положение,
  • Дети,
  • Образование,
  • Место работы, занимаемая должность,
  • С какой целью выбирается профессия,
  • Желательный доход.сведения о личностных
    качествах.

Данную анкету можно заполнить
своими словами или строчками из текста.

VII. Работа с понятиями “могу”,
“хочу” и “надо”

Объясняется, как с психологической
точки зрения правильно сделать свой выбор (см. Приложение). Так как урок
литературы, то понятие “хочу” объясняется через
«Сказку о рыбаке и рыбке” (просьбы старухи),
понятия “могу и надо” через «Сказку о попе и
его работнике Балде” («могу»: перечисление
способностей Балды, надо: поиски попом дешевого и
умеющего работника на рынке).

VIII. Работа с психологическими
тестами

Далее клиенту предлагается пройти
тестирование, чтобы выяснить, к какому типу
профессий он принадлежит. Ученики пытаются
ответить на тесты так, как бы на них ответил Е.
Онегин. Тесты: “Хочу”, “Могу” (см. Приложение)
По его интересам получаются два типа:
человек–человек, человек–знак, и так же по
способностям, человек он творческий.



IX. Работа со списком профессий

– Теперь мы должны представить Е.
Онегину список профессий, которые пользовались
спросом в те времена, и относились к двум типам
профессий:

  • гувернер;
  • банкир;
  • переводчик;
  • экономист;
  • бухгалтер;
  • учитель;
  • адвокат;
  • коммивояжер;
  • дипломат;
  • полицмейстер;
  • доктор;
  • военный;
  • литературный критик;
  • философ (список можно продолжить).

Учащиеся выбирают профессии для
Онегина с его позиции.

X. Рефлексия

Уходя, посетители оставляют отзыв в
профконсультационном пункте. В нем они говорят о
том, довольны ли они профконсультацией,
интересно и познавательно им было, что нового
узнали о себе, о чем их заставили задуматься, свои
пожелания на будущее.




Следующий: