Интегрированный урок: технология + МХК + ИЗО по теме: Связь времен в народном искусстве

Цели урока:

  • Обобщить знания о народных промыслах, раскрыв
    связь времен в народном искусстве через
    практическую деятельность учащихся.
  • Способствовать развитию эстетического вкуса,
    художественно-творческого мышления учащихся.
  • Воспитание активной практической деятельности
    учащихся в коллективе.

Ход урока

Звучит музыка. Соревнуются 2 команды-мастерские

(“Бусинки”, “Матрешки” ).

Урок ведут два педагога.

I. Актуализация опорных знаний. Разминка.

Учащиеся отрывают лепестки ромашки на
магнитной доске. На обратной стороне лепестка
название народного промысла. Команда выбирает на
мини-выставке предмет и кратко рассказывает о
промысле (на выставке может быть матрешка,
береста, глиняная игрушка, кружево и пр.)

II. Формирование новых знаний , умений, навыков.

1. История игрушки.

Погостим в одной из губерний и поговорим о
народной игрушке (сообщение об истории, слайды,
видеоматериалы…) Прошли тысячелетия — и в
русских игрушечных промыслах появилась важная
барыня в нарядном платье. Как это было?
Пофантазируем. Что это за шум?

Сценка. Литература. Н. В. Гоголь “Ревизор”

В мастерскую входят 2 барышни в длинных платьях
с бантиками, рюшами, пелерины. Шляпки с
украшениями и цветами. У окна из картона сидит
мастер в рубахе, штанах, на голове повязка, в
руках глина.

Анна Андреевна:

Ну, Машенька, нам нужно
заняться теперь туалетом…Тебе приличнее всего
надеть платье голубое с мелкими оборками.

Марья Антоновна:

Фи, маменька, голубое! Мне
совсем не нравиться: и Ляпкина- Тяпкина ходит в
голубом и дочь Земляникина ….и т.д.

Рисунок № 1

А в это время сидит ремесленник, работает с
глиной и вдруг видит барынь-модниц, гуляющих в
нарядных платьях. Их образ вдохновил народного
умельца на создание игрушки-барыни. (Выходит
ремесленник и раздает глиняных барынь учащимся).

2. Народная игрушка в современном интерьере.

На уроках технологии мы говорим о современном
стиле интерьера (стиль интерьера-это соотношение
между вещами, которое устанавливает сам человек)

Мода последних лет в оформлении жилища имеет
направленность к самостоятельности,
материальной доступности, развитие творческих
способностей семьи. Предметы народных промыслов,
художественные вещи, выполненные своими руками
гармонично сочетаются с окружающей обстановкой,
вносят тепло и уют в наш дом. Готовых рецептов не
существует — есть лишь общие принципы
современного убранства. Например, на журнальном
столике хорошо смотрится низкая ваза, а не
высокая, декоративные предметы не обязательно
размещать симметрично.



Задание №1.

Разместить игрушки-барыни в
современном интерьере
. Звучит музыка. В
каждой команде по 6 игрушек. Учащиеся размещают
их на заранее приготовленных свободных полках
шкафа. Кто быстрее и лучше составит композицию,
удачное цветовое решение. Жюри подводит итоги
.(можно пригласить в жюри коллег по смежным
предметам ).

Рисунок № 2

Гармония композиции народной игрушки
на основе цветовых сочетаний.


Не пекари, сапожники
А мастера- художники
Игрушки создавали.

Украсить — наполнить вещь смыслом.

Связь времен. Современная одежда по народным
мотивам.

Игрушки — красивые, яркие цвета. Узор совсем не
сложен — пятна, полоски, цветы.

Вместе с игрушками в дом приходят свет, солнце,
песни. Взгляните на стенды “Древняя одежда”,
“Современная одежда по народным мотивам” и на
игрушки (беседа с командами, вопросы, сравнения…
Истоки общие, связь времен прослеживается,
цветовая гармония притягивает и завораживает.
Можно использовать любой
художественно-творческий материал и пр.

Задание № 2. Украсить платье барышни,
используя цветную аппликацию

. На доске силуэты
барышень, на столе детали платья из цветной
бумаги. Клей. Кто быстрее, точнее, аккуратнее.
Жюри подводит итоги
.

Рисунок № 3

Плоскостное макетирование народной
игрушки (импровизация по мотивам игрушки-барыни)

Из чего у нас игрушки -
Куклы, мишки и хлопушки?
Из таланта и терпенья,
Из народного уменья.

Задание № 3.

Выполнить макеты одежды для
плоскостных силуэтов барынь из
подручного
сырья
(лоскутки, ленты, тесьма и пр.) Из готовых
работ составить хоровод на планшетах. Помощь
педагогов. .Поощрение идей. Работа жюри.

Рисунок № 4

III. Применение.

Задание № 4. Закончить изготовление
интерьерного панно по мотивам…

Имеются для команд подготовленные фоновые
материалы панно в рамках с полуобъемным силуэтом
барыни (можно в любой технике). Коллективная
работа в командах с любыми материалами, сырьем,
инструментами.

IV. Подведение итогов.

Победители. Что узнали
нового. Чему научились в процессе.

Обратить внимание на связь истоков игрушки и ее
роли в современной жизни (декоративное,
интерьерное, сувенирное значение,
художественное произведение).

Рисунок № 5




Следующий: