Интегрированный урок технология + фольклор дополнительное образование по теме Изготовление наличников для русской избы плоскостное моделирование

Цели:

1. Научить:

  • изготавливать наличники из бумаги;
  • читать чертежи.

2. Развить:

  • пространственное воображение;
  • творческие способности учащихся.

3. Воспитать:

  • любовь к Родине через изучение традиций народной культуры;
  • терпеливость, усидчивость.

Задачи:

  1. формирование эмоционального отклика ребят на воспринятое
    ими творчество народных мастеров;
  2. способности передавать свои впечатления в немудрёном
    материале-бумаге;
  3. умение работать самостоятельно.

Оборудование:

  1. модель крестьянской избы;
  2. рисунки русской избы, деревни;
  3. рисунки наличников;
  4. образцы наличников из бумаги;
  5. детские работы (модели крестьянской избы без наличников);
  6. плакат техники безопасности;
  7. таблица: конь-охлупень, полотенце;
  8. ьузыкальное оформление: песня «Русская изба»

Материалы и инструменты: заготовка наличника,
карандаш, ножницы, клей, тряпка.

Ход урока

Мысленно перенесёмся с вами на 200 лет назад в русскую
деревню.

Что за чудо-терема?
Расписные всё дома!
«Ставенки узорные
Тонкая резьба
До чего ж просторная,
Русская изба!» .

Построить избу-целое искусство. На деревне им владели
единицы. Венцом строительства были обереги, которые должны были защищать избу.

- Для чего служил конь-охлупень?
(Он защищал дом хозяина от бед и невзгод сверху).

- Для чего нужно было полотенце?
(На нём изображались символы солнца, которые призвали
светило взять дом под своё покровительство).

«Построили избу новую,
Новую тесовую.
Будут люди честны жить,
Малых деток там растить.
Вот и сруб, и щипец
У избы готовые.
Мы причелину приладили,
И подзор наладили.
Полотенце мы повесили,
Там где брёвна сходятся,
Полотенце не простое
Всё резное, расписное.
Получился домик крошечка,
Он на всех глядит в окошечко,
Фасад у дома — хоть куда!
Нет… наличников – беда!»

- Для чего служили наличники?
(Они защищали окна-очи от нечистой силы).

«Что же делать? Как нам быть?
Лихо в дом не пропустить?
Без наличников беда!
Изготовим их тогда!»

- Из какого материала раньше изготавливали наличники?
(Из дерева).

- Из какого материала мы будем изготавливать наличники?
(Из бумаги).

- Из чего получают бумагу?
(Из дерева).

- Посмотрите на план работы. Сколько операций нужно сделать,
чтобы изготовить наличник?

1-я операция.

С помощью карандаша нанести узор.

Наличники делились на верхнюю и нижнюю части. Верхняя,  в
свою очередь, делилась на 2 части. 1-ая часть–символ солнца и неба (мы нарисуем
полукруг). 2ая часть–символ земной жизни (листья). Нижняя часть наличника -
подземный мир. Здесь изображались диковинные птицы и звери (мы – подземную
реку). Соединяли верхнюю и нижнюю часть наличника 2 балясины. Они были тонкие и
длинные, символизировали жизнь хозяина. Показывали связь между двумя мирами,
светом и тьмой.

2-я операция.

Работа с ножницами.

- Как нельзя держать ножницы?
(Концами вверх).

- За чем надо следить при работе с ножницами?
(За пальцами левой руки).

3-я операция.

Разворачиваем заготовку.

Для выполнения данной работы вам отводится 4 минуты.
Приступили к выполнению.

Закончили работу.

Умело приладим наличник к окошку.

- Что значит приладим?
(Приклеим).

«И чудо свершилось,
Закончен фасад.
Глядят, улыбаются лица ребят.»

- Ребята, давайте покажем нашим гостям, какая деревенька у
нас получилась. Нет ни одной похожей избы. Так было и в деревнях. Фасад у
каждой избы был индивидуален.

Песня «Русская изба»

«Наши дедушки с любовью
Топором тесали брёвна
Гвозди крепко забивали
Песни громко распевали.

Припев:
Ставенки узорные
Тонкая резьба
До чего ж просторная
Русская изба. Эх!

Не изба, а загляденье,
Всем гостям на удивленье
В ней хозяевам не тесно
И для гостя хватит места.

Припев.

Список литературы

  1. Песня «Русская изба» слова и музыка З. Я. Роот.
  2. Cтихи учителя Финогеновой О. Е.
  3. Семенова М. «Мы – славяне!» — Популярная энциклопедия –
    Санкт – Петербург, «Азбука – классика», 2006г.
  4. Горяева Н. А., Островская О. В. «Изобразительное
    искусство» — Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, 5 класс,
    М., Просвещение, 2006 г.
  5. Катханова Ю. Ф., Васильев А. И. «Изобразительное
    искусство» — Рабочая тетрадь – 3 класс, ч. 2, М., Владос, 2001 г.
  6. Александрова Л. «История России» — Деревянное зодчество
    Руси, М., Белый город, 2003 г.

Следующий: