Интегрированный урок технологии, истории и краеведения по теме: Башня Братского острога — памятник древнего деревянного зодчества


Девиз урока: “Опыт — основа
познания”

Цели:

  • познакомить учащихся с сохранившимися древними
    строениями ХVII в. в Приангарье, предназначением
    сторожевых башен и способами их строительства;
  • освоение технологических знаний, навыков и
    умений по обработке изделий из древесины, умение
    применить их на конкретном проекте;
  • освоение способа соединения деталей из
    древесины “в обло”, при строительстве жилых
    домов;
  • возрождение старинного мастерства в
    строительстве жилых домов из круглого леса;
  • ознакомление учащихся с историческим прошлым
    деревянного зодчества Приангарья, обогащение
    словарного запаса школьников;

Инструменты и оборудование: Технические
средства обучения: компьютер с аудио- и
видео-обеспечением, мультимедиа, иллюстративный
и наглядный материал на электронном носителе,
эскизы и технологические карты на сборку сруба,
заготовки и готовые части башни, сделанные на
предыдущих уроках;

Тип урока: интегрированный
(нестандартный).

Структура урока: мотив – цель – содержание –
контроль.

Этапы урока:

1. Вводная часть:

Организационный момент:

  • приветствие, проверка готовности к уроку,
    наличие спецодежды;
  • мотивация на сборку (А.М. Иванов);
  • профессия плотник истинно русское ремесло;

2. Основная часть:

  • немного истории (А.М. Иванов);
  • сообщение технологических сведений;
  • инструктаж по ТБ.;
  • вводный инструктаж по выполнению
    технологических операций;

3. Практическая работа:

  • сборка башни братского острога;
  • получение практических навыков и умений при
    строительстве жилых домов;
  • контроль за соблюдением технологии сборки;

4. Заключительная часть:

  • оценка проделанной работы;
  • передача готового макета башни в школьный
    краеведческий музей;
  • анализ работы учащихся;
  • обратная связь (рефлекторная анкета для ребят);
  • уборка рабочих мест и помещения мастерской.

ХОД УРОКА

Презентация

Звучит мелодия, в класс приглашаются учащиеся.
На большом проекционном экране фрагменты
деревянного зодчества Ангарской деревни.

Учитель истории:



В этом году (2006 г.) повсеместно на территории
Братского района отмечается праздник,
посвященный 375-летию Братска Острожного.

Вопрос к классу: В каком году был основан
Братский острог?

Ответ: В 1631 г.

Ребята давайте внесем свою лепту в это
знаменательное событие. В школе вновь открылся
краеведческий музей, в нем представлены
экспозиции освещающие историю Приангарья с
древнейших времен до 70-х годов ХХ века. Одна из
них посвящена освоению территории современного
Братского района. И здесь никак нельзя обойти
вниманием один из древнейших памятников
русского деревянного зодчества в Сибири. Это наш
Братский острог, который служил не только для
защиты русских служивых людей от нападений
местных племен эвенков и бурятов, но и являлся
надежным убежищем, в котором завоеватели Сибири
могли переждать любые сюрпризы сибирской зимы
(жестокие морозы, метели, снегопад). В построении
острога воплотились все умения и навыки русского
народа в возведении крепких, надежных и
многофункциональных деревянных строений.
Единственный оригинал этого памятника находится
в Ангарской деревне. Для нашего музея вы создаете
копию оригинала, которая будет стоять в нашей
школе многие годы и займет достойное место в
экспозиции посвященной русской этнографии.

Учитель технологии:

Ребята, Алексей Михайлович рассказал об
архитектурных памятниках русского зодчества, а
знаете ли вы, кто был настоящим творцом таких
ценностей, дошедших до наших дней, сохранивших
свою самобытную красоту и величие (на экране
мультимедиа показываются фрагменты деревянного
зодчества России
).

Все это сотворили руки человека, и профессия
его – плотник. Еще с древнейших времен на Руси
плотники были ценимы и почитаемы. Особо
одаренные в этом виде ремесла отмечались
царскими грамотами. Для строительства значимых
сооружений (церкви, храмы, башни) правителями
Руси отправлялись во все концы страны гонцы,
которые собирали в артели самых умелых
плотников, которые в совершенстве владели
плотницким делом. В каждой крестьянской семье
было правилом прививать сыновьям любовь и умение
работать топором. Из поколения в поколение
передавалось мастерство и некоторые секреты в
строительстве и работе с деревом. Настоящий
плотник в душе был и художником и архитектором.
Он при закладке первых бревен уже представлял
законченность задуманного. От его опыта и умения
строить зависело, будет ли его строение красивым,
теплым, уютным и светлым. В созданных
архитектурных сооружениях, которые сохранились
до наших дней, мы видим величие и красоты нашей
Руси, размах и взлет куполов над церквями – все
это говорит о широком размахе души человека.

Рука об руку с плотником всегда работали люди с
родственной смежной профессией столяр. На первый
взгляд вроде бы и схожие профессии, но давайте
посмотрим, кто и чем из них занимается:



Плотничные работы, включают изготовление и
монтаж деревянных конструкций наружных стен,
перекрытий, крыши, настилку полов, установку и
разборку лесов, опалубки и т.д.

Столярные работы, включают изготовление и
сборку оконных и дверных блоков и других изделий,
а также их монтаж на строительном объекте.

Плотник и столяр не только изготовляют и
собирают изделия, но и реализуют индивидуальные
замыслы путем создания своеобразного интерьера
из древесины.

В те далекие времена плотничать должны были все
взрослые мужчины, слушается тебя топор или нет,
все равно будешь плотничать. Стыдно было не быть
плотником, да и нужда заставляла.

Высшим мастерством, быть “мастером первой
руки” считалось, когда человек умел построить
дом, сделать его отделку, изготовить и установить
окна, двери, то есть столярные работы.

А теперь давайте вспомним, каким инструментом
работали плотники в те далекие времена.

Это — топор, пила, скобель да долото (инструменты
на экране)

пила

долото скобель топор

секач

На прошедших уроках мы с вами познакомились с
основными частями этих инструментов, сейчас
давайте вспомним их названия:

Вопрос к классу: Назовите основные части
топора?

Ответ: Лезвие, боек, носок, пятка, бородка, проух,
обух, топорище, захват, хвост.

Вопрос к классу: Какие работы выполняли
скобелем?

Ответ: Ошкуривали бревна от коры.

Вопрос к классу: Почему плотник из инструментов
топор и пила отдавал предпочтение топору?

Ответ: При пилении места распила махрятся, а
значит, будут впитывать влагу, при рубке топором
волокна уплотняются, и капли влаги стекают.

В старину уважающий себя крестьянин умел
работать топором и срубить, заметьте не
построить, а именно срубить избу, так как топором
и деревья рубили и очищали от сучьев и доски
тесали. Топором мастер работал играючи. Есть
такая присказка: маленький сынишка строгает
доску, мать подходит и говорит: “Строгай, сынок,
строгай — отец придет, топором подправит”.
Топором мастера плотники обрабатывали доски “по
шнурку”, на полы к примеру, да так подгоняли их
друг к другу практически без щелей. О мастерстве
русских плотников можно говорить часами.

Современная технология строительства (краны,
машины и т.д.), новые материалы не смогли снизить
значимость профессии плотника. В наше время мы
все больше видим красивых домов, коттеджей,
изготовленных из дерева под старину, профессия
плотника становится все более востребованной.
Деревянные строения, которые служили шаблоном,
возводились в Сибири русскими крестьянами с
момента проникновения их на данную территорию.

Вопрос классу: В каком году началось завоевание
Сибири?

Ответ: Завоевание Сибири началось с похода
Ермака Тимофеевича в 1581 -1584гг.

Учитель истории:

С этого момента началась колонизация огромных
пространств, расположенных за Уральским хребтом,
эти земли были заселены в течение нескольких
десятилетий. По мере продвижения вглубь
неизвестных земель служивые люди, крестьяне
основывали остроги, которые служили не только
средством защиты от коренных народов, но и
местом, где жили покорители Сибири.

(на экране показываются иллюстрации из
летописи о завоевании Сибири Ермаком)

(на экране карта Илимского воеводства)

Братский острог. Схематический план

1 – глухая угловая башня; 2 – проезжая башня; 3 –
Богоявленская церковь; 4 – приказчичий дом; 5 –
житница; 6 – баня; 7 – амбары; 8 – пивной кабак; 9 –
таможная изба; 10 — погреба

Обычно укрепления создавались при учете
следующих предпосылок:

а) выгодное географическое положение (обычно
остроги выстраивались в местах слияния рек,
которые служили естественными дорогами),
соблюдение питьевого режима;

б) пересечение волоковых дорог (в последствии
тракторов);

в) выбирались места для успешного развития
сельского хозяйства, так как переселенцы должны
были обеспечивать себя сами;



г) место должно было быть ровным и достаточно
большим для возможности роста поселения и
обеспечивать обзор крепостей;

д) острог должен быть теплым, достаточно
просторным для того, чтобы люди могли пережить
суровые сибирские зимы;

е) при строительстве острога учитывалась
возможность хранения продуктов.

И, самое главное, архитектурные особенности
строения должны были отвечать всем требованиям
деревянных оборонительных сооружений того
времени.

Так, Братский острог, построенный Максимом
Перфильевым в 1631 году, находился на месте слияния
Оки и Ангары. Укрепления переживали нелегкую
судьбу. Так, первый Братский острог был сожжен в
1654 году во время восстания бурят. Одна из башен
сохранившаяся до наших дней была построена
отрядом Фирсова в том же 1654 году, и без каких-либо
серьезных изменений существует и по сегодняшний
день.

Во время экскурсии в Ангарскую деревню вы
своими глазами увидели мастерство русских
строителей, после этого вы решили попробовать
свои силы в освоении плотничного мастерства и
сделать макет Башни Братского острога.

На сегодняшнем уроке мы продолжим освоение
этой древней профессии.

(На экране башня)

Учитель истории:

Все Ангарские сторожевые башни имели
стандартную структуру: строились они в два этажа,
в каждом имелись волоковые окошки, из которых
можно было вести огонь. Верхний этаж несколько
нависал над нижним, в его перекрытии были
прорезаны щели, через которые можно было
стрелять и лить расплавленную смолу. Кроме того,
расширение верхней части придавало строению
своеобразный архитектурный облик. Верхний и
нижний этажи имели отдельные входы, при этом
могли сообщаться между собой через люк в потолке.
Дверь первого этажа была очень низкой, что
позволяло лучше защищать вход, кроме того, каждый
входивший невольно кланялся святым образам,
находившимся в красном углу. В Братском остроге
над шатровой крышей была подстроена смотровая
вышка. Каждый этаж башни имел свое назначение:
верхний был боевым, а нижний служил жильем.
Верхний этаж был холодным (мог служить для
хранения продуктов), а нижний – теплый, в пазы
заложен мох, тут же находилась глинобитная печь.
Данное конструктивное решение позволяло не
только успешно отражать наступление врагов, но и
переживать тяжелые Сибирские зимы.

Учитель технологии

Способов соединения бревен при строительстве
домов из круглого леса несколько, по углам: с
остатком рубка в “обло” или в чашу и без остатка
рубка в “лапу”; по длине: рубка в “погон” -
врезка тонких бревен; рубка в “иглу” — укладка
бревен в разном направлении; рубка в “ряж” -
рубка с зазором;

Технологию строительства домов с остатком в
“обло” мы с вами освоили во время изготовления
макета башни Братского острога на предыдущих
уроках.

Вот мы и подошли к практической части нашего
урока, сейчас мы вами после длительного периода,
когда вы были и плотниками, и столярами, и
краеведами, наконец, должны закончить свой
проект и произвести сборку настоящего
деревянного сооружения, пусть пока и в миниатюре.

У нас заготовлены детали сруба и отдельные
элементы башни.

Вопрос к классу: Какие предварительные работы
мы с вами сделали до этого урока?

Ответ: Составление рабочих эскизов,
технологических карт. Разметка и изготовление
врубок на бревнах в венцах, предварительная
сборка сруба, разметка дверей и бойниц,
маркировка сруба. Изготовление дверей, лестницы
и крыши.

Вопрос к классу: Какие вы знаете способы
соединения бревен при постройке жилых домов из
круглого леса?

Ответ: С остатком (рубка в обло) и без остатка
(рубка в лапу).

Вопрос к классу: В какое время года
заготавливают лес для постройки домов?

Ответ: Зимой и желательно в новолуние (по
народной примете вырубленный лес на ущербе
быстрее сгнивает)

Вопрос к классу: А как проверить в какое время
года заготавливали бревна?

Ответ: С помощью обычной настойки йода –
достаточно облить ею спил дерева.

Если дерево спилено летом, то спил окрасится в
темно-желтый цвет, а если зимой – в синий или
фиолетовый цвет. Зимой дерево запасается
крахмалом, это уже из курса химии.

А сейчас мы приступаем к практической части
урока — сборке сруба башни Братского острога.

Перед началом работы я попрошу вас не забывать
безопасные методы работы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СБОРКИ ОСТРОГА
(на выносном стенде)


Содержание работ ЭСКИЗ Инструменты и приспособления

Вот мы с вами и стали настоящими мастерами -
профессиональными плотниками и столярами. С
окончанием постройки дома бригада прощается со
своим изделием. Наша башня будет жить теперь
другой, своей жизнью. Алексей Михайлович,
принимайте наш подарок, берегите его, храните!

Учитель истории:

Сегодня, для нашего музея вы сделали ценнейший
экспонат, тем более что он создан вашими руками,
и, я надеюсь, мы продолжим наши начинания.

Учитель технологии:

Подведение итогов урока

Ну вот, урок подошел к концу. И каким бы
необычным он для вас и для меня не был, я должен
его закончить оценкой вашего труда.

(выставление оценок)

Впервые я прошу вас ребята оценить значимость
полученных в ходе реализации проекта знаний,
умений и вашего сегодняшнего настроения. Для
этого я предлагаю вам заполнить небольшую
анкету, на основании которой мы сможем сделать
вывод о полезности и необходимости нашей работы.

Спасибо! На этом наш урок заканчивается. До
свидания.

Список используемой литературы для
учителя:

1. В.А.Мызников Столярное дело. Издательство
“Просвещение” Москва 1971г.

2. Х.А.Штерн Столярно-плотничные работы. Москва
Стройиздат. 1993г.

3. И.Алексеев Домовая резьба Москва “Нива
России” 2000г.

4. И.Н.Гушулей В.В.Рига Основы деревообработки.
Издательство “Просвещение” Москва 1988г.

5. А.К.Бешенков А.Г.Дубов Занятия в школьных
мастерских. Издательство “Просвещение” 1960г.

6. В.С.Кириленко Деревянные дома. ООО
“Издательство АСТ”; Донецк: “Сталкер” 2004г.

7. Острожному Братску 375 лет: Материалы
городской краеведческой конференции, — Братск:
БрГУ, 2006г.- 100с

8. В.Н.Шерстобаев Илимская пашня т1 – Иркутское
областное государственное из-во – 1949г – 595с.

9. В.Н.Шерстобаев Илимская пашня т2 – Иркутское
книжное изд-во 1957г -673с

10. Ф.А.Кудрявцев От казачьего зимовья до
советского Иркутска, Ирк. обл. из-во, 1940г. Огиз
№1168. Инд. Д-2-В.

11. В.С.Бубнов Илимская пашня. Время перемен. –
Иркутск; Издание ОГПУ “Иркутская областная
типография №1”, 2002 – 420с.




Следующий: