Интегрированный урок технологии и литературы в 6-м классе по теме: Соединение деталей из древесины


Цели:

  • изучение способов обработки древесины,
    освоение приемов соединения деталей “в
    полдерева”;
  • ознакомление учащихся с историческим
    литературным прошлым деревянного зодчества,
    развитие речи, обогащение словарного запаса
    школьников.

Задачи:

  • учебные: систематизация и обобщение знаний
    учащихся по обработке древесины;
  • познавательные: активизация познавательной
    деятельности учащихся и формирование интереса к
    технологии обработки материалов;
  • развивающие:
  • освоение способов действия,
    умений и навыков, применение теоретических
    знаний при изготовлении соединения деревянных
    брусков;

  • воспитательные: формирование потребности
    сознательного и творческого отношения к труду,
    трудолюбия, чувства личной ответственности за
    результаты труда;
  • систематизировать знания учащихся по обработке
    древесины.

Инструменты и оборудование: Технические
средства обучения: компьютер с аудио- видео
обеспечением, проектором с экраном /музыкальное
оформление урока, иллюстративный и наглядный
материал на электронном носителе, чертежи и
технологическая карта обработки/. Заготовки из
древесины. /Четыре шт. на каждого учащегося/.

Разметочный инструмент: линейки, рейсмусы,
карандаши, столярные угольники. Рабочий
инструмент: долота, стамески, ножовки, киянки,
приспособления для распиловки, подкладные доски.
Образец элемента изделия. Образцы деревянных
изделий: ложки, туеса, корзины, солонки, тарелки.
Демонстрационный столик.

Тип урока: комбинированный

Оформление доски: Тема урока: “Соединение
брусков из древесины”. Изделие: “Изба
деревенская”. Материал: сосновые бруски. Новые
термины и слова: плот – плотник; истьба – изба;
истопка – очаг; лезвие, боёк, обух, проух,
топорище, захват, хвост.

Структура урока: цель – мотив – содержание
– средства – контроль;

Этапы урока:

1. Вводная часть:

Организационный момент:

  • подготовка учащихся;
  • постановка задачи;

2. Основная часть:

сообщение технико – технологических
сведений;

  • беседа по безопасным приемам работы;
  • вводный инструктаж по выполнению
    технологических операций;
  • 3. Практическая работа:

    • изготовление изделия;
    • получение практических навыков и умений;
    • контроль за соблюдением технологии;
    • сборка изделия

    4. Заключительная часть:

    • коллективная работа по сборке макета;
    • оценка проделанной работы;
    • уборка рабочих мест и помещения;
    • анализ работы учащихся.

    ХОД УРОКА

    После звонка в класс приглашаются учащиеся.
    Звучит мелодия колокольного пасхального звона.
    На экране монитора или на большом проекционном
    экране высвечивается цветное изображение
    построек деревянного зодчества в Кижах. (Рис.1)

    Учитель литературы:

    Здесь берега во тьме раскинув,
    Спит озеро, глаза смежив.
    Напевною загадкой линий,
    Как чудо светлое России,
    В Онеге плавают Кижи.

    (Юрий Андрианов)

    Множество, множество куполов, покрытых
    лемехами – резными пластинами из осины, что,
    переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над
    куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми
    птицами все здание устремляется вверх, в
    заоблачные выси. Две многоглавые церкви,
    отделенные одна от другой колокольней. Все из
    дерева. На примере Преображенской церкви зодчие
    сумели воплотить свои знания в жизнь наиболее
    полно и добились небывалого успеха. В её образных
    архитектурных формах они ярко и сильно выразили
    своё, народное, представление о высоком духовном
    предназначении главной церкви Кижского погоста.
    Север России — страна бескрайних лесов.
    Проживающий в лесном краю человек не мог не быть
    плотником. На Севере бытует поговорка: “ Плотник
    – первый на селе работник ”. Практически все
    необходимое в хозяйственном обиходе, начиная от
    дома и “двора”, делали из древесины. Наши предки
    изумляли мир деревянными хоромами, пользовались
    деревянной посудой и мебелью, искусно украшали
    их резьбой и росписью. Существовали даже
    деревянные часы, самоходные коляски, швейные
    машины целиком сработанные из дерева. Гостей
    встречало лицо дома – резные наличники, резные
    ворота, украшенное резьбой точеное крыльцо, а в
    доме – ступа, корзины, колыбель для ребенка,
    посудный резной шкаф со створками, расписанными
    цветами, с берестяной утварью на полках. /Демонстрируются
    предметы домашнего обихода: деревянные ложки,
    туеса, корзины и т.д.
    /.

    Учитель технологии: Урок у нас
    сегодня не совсем обычный. Это урок — дуэт, и вести
    мы его будем вдвоем – т.е. два учителя: литературы
    и технологии /идет представление учителей/.
    Теперь давайте знакомится с вами. На листочке
    бумаги напишите крупно фломастером своё имя, а
    рядом нарисуйте форму режущей кромки любого
    столярного инструмента. А теперь подняли
    листочки над головой и показали мне. Сегодня
    на уроке мы познакомимся с соединением деталей
    из древесины, научимся выполнять соединение в
    полдерева, станем настоящими
    мастерами-плотниками. Мы должны постараться и
    срубить настоящую деревенскую избу. Каждый из
    вас сделает один из её элементов – венец /на
    экране демонстрируется элемент сруба и
    деревенская изба
    /. (Рис.2, 2а).


    Учитель литературы: Плотник — от
    русского слова “плот” — сплав бревен по реке.
    Слово “изба” произошло от древнерусского слова
    “истьба”, истопка, очаг, т.е. жилое помещение с
    печью. “…Плотничать должны были все взрослые
    мужики! Чувствуешь ты дерево или нет, слушается
    тебя топор или не слушается — все равно ты будешь
    плотничать. Стыдно не быть плотником. Да и нужда
    заставит. На том и стояло плотницкое
    мастерство”.
    Народные мастера, а ими были
    русские мужики, возводили, подлинные
    произведения искусства. Шедевры народного
    деревянного зодчества – не просто памятники
    архитектуры, но и свидетельство высочайшего
    плотницкого мастерства северян /на доске
    написаны слова: плотник, истопка, изба, очаг
    /.

    Издалека различимое всюду,
    В северном сумраке вдруг засияв,
    Так и возникло Онежское чудо
    Двадцати двух серебрящихся глав.

    В ней была скромность избы деревенской,
    Если б не взмывшие ввысь купола…
    Церковь,что названа Преображенской,
    Преобразила здесь все, что могла.

    Вверх устремлялся “бочонок” к “бочонку”.
    Знал он, какая ждала их судьба,
    Мастер закончил свою работенку,
    Пот отирая тряпицей со лба.

    Выискав в заводях тайное место,
    Бросил топор утомленной рукой.
    “Церковь, — промолвил он, — выполнил Нестор,
    - Не было, нет, и не будет такой…”

    /На экране высвечиваются изображения
    построек на острове Кижи
    /. (Рис.3) (Рис. 4) (Рис. 5, 6)
    (Рис.7)


    Учитель технологии: Профессия
    плотник существует на земле более 5 тысяч лет.
    Русские города строились плотниками. Плотник
    выполняет свою работу сам от начала и до конца,
    заранее зная, что только от него, от его опыта,
    умения, зависит ее качество, и что в случае удачи
    он по праву может гордиться своим трудом, так как
    все сделал сам, и это обязывает плотника всегда
    работать хорошо. Мастером “первой руки”
    считался плотник умевший выполнять не только
    собственно плотничьи, но и столярные работы (отделывать
    окна и двери, настилать полы и потолки
    ).
    Русские плотники работали “ как польза и красота
    скажут”. Польза и красота неотделимы в жизни
    человека. (Рис. 8, 9, 10)


    Вот и мы с вами постараемся изготовить
    соединение деревянных деталей как настоящие
    мастера, чтобы они получились красивыми и
    качественными.

    А это зависит от того, как вы, ребята, будете
    работать, с душой, с любовью, со старанием. А ещё,
    очень важно, в каком вы настроении. Перед вами
    лежат цветные листочки бумаги. Красный листочек
    – соответствует бодрому, веселому настроению;
    зеленый — хорошему; синий – плохому. Подумайте и
    поднимите листочек соответствующий вашему
    настроению сейчас.

    Учитель литературы:

    Спит ковыль. Равнина дорогая,
    И свинцовой свежести полынь.
    Никакая Родина другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.

    Знать, у всех у нас такая участь,
    И, пожалуй, всякого спроси-
    Радуясь, свирепствуя и мучась,
    Хорошо живется на Руси.

    И теперь, когда вот новым светом
    И моей коснулась жизнь судьбы,
    Все равно остался я поэтом
    Золотой бревенчатой избы.



    (Сергей Есенин)

    Избу срубить – не простое дело, это не только
    четыре угла да крыша. Русский крестьянин ставил
    дом прочно, основательно на века. И чтобы жить в
    нем тепло и уютно, и чтобы всякий, кто смотрит,
    порадовал. Строили дома, соблюдая три главных
    принципа, чтобы: самому было удобно, соседу не
    мешало, вид деревни не портило. Поэтому не каждый
    способен был срубить избу, но лишь хороший,
    опытный плотник.Инструменты нехитрые – топор,
    скобель да долото. Топором было сподручнее всего
    работать, им справный мастер и дерево срубит, и
    обтешет его и доску “выгладит” по шнурку, да так,
    что не всякий мастер рубанком выстругает, и ложку
    вырежет. Всю избу — то “подклети” до “конька” -
    сложит без единого гвоздя. Так дед отца учил
    строить, отец – сына, а тот внука. Современные
    молодые люди, выросшие в многоэтажных каменных
    домах, с трудом представляют русскую деревянную
    избу, где каждый шаг ответит скрипом половиц и
    успокоительным молчанием бревенчатых стен,
    верно служивших не одному поколению людей.
    Говорят, что родные деревянные стены дарят
    человеку силы и согревают. Дерево отдает
    человеку силы, полученные от солнца, земли и
    ветра.

    Учитель технологии: Самым главным
    инструментом плотников был топор, напоминающий
    секиру. В Поморье бытует пословица: “Плотник
    думает топором”. Это значит, что задумает, то и
    сделает им. (Рис.11) (Рис.12).


    Давайте посмотрим, как же устроен плотницкий
    топор. Вот его основные части: лезвие, боёк, носок,
    пятка, бородка, проух, обух, топорище, захват,
    хвост. Самым главным элементом топора является
    его форма, она представляет собой клин. Клином –
    топор разделяет волокна древесины.

    Каковы же секреты плотницкого мастерства? В
    старину практически каждый крестьянин владел
    искусством плотника и мог срубить избу. “А
    почему не работали пилой,– спросите вы, – ведь
    она известна с незапамятных времен?” Этот глагол
    “срубить” не случайно заменяет привычный ныне
    «построить». Раньше чуть ли не единственным
    инструментом плотника был топор. Им и рубили
    деревья, и очищали их от сучьев, и расщепляли на
    доски.



    Объяснение просто: при распиливании концы
    бревен махрятся, а значит, будут быстро впитывать
    влагу и гнить. При обработке же топором
    деревянные волокна уплотняются и не пропускают
    воду. Вот и весь секрет!

    Еще первобытный человек пользовался острым
    базальтовым камнем в форме клина -
    остроугольного треугольника. Таким инструментом
    можно было выкапывать коренья, а, привязав к нему
    палку, получали топор или копьё.

    Форму клина имеют режущие кромки столярных
    инструментов, которыми нам предстоит сегодня
    работать. Это – долото, столярная стамеска,
    ножовка по дереву /на экране демонстрируются
    инструменты и их режущие кромки
    /. (Рис.13, 14, 15).


    Учитель литературы: Топор никогда не
    оставляли воткнутым в бревно или чурбак и не
    ставили к стене, а только клали под лавку, причем
    разворачивали лезвием к стене, чтобы никто
    случайно не поранился. Вспомним детскую загадку:
    “Кланяется, кланяется, придет домой –
    растянется”.

    Учитель технологии: Способов
    соединения деталей из древесины русские
    плотники знали несколько: рубка в “охряпку” -
    отличается формой вырубки; рубка в “лапу” -
    соединение по углам; рубка в “погон” — врезка
    тонких брёвен; рубка в “реж” — рубка с зазором;
    рубка в “столб” — для хозяйственных построек;
    рубка в “иглу” — укладка бревен в разном
    направлении. Для постройки дома обычно выбирали
    тонкослойную сосну.

    Заготавливали лес под строительство зимой. Не
    случайно древние славяне называли январь сечень.
    По известным приметам, строевой лес рубили в
    новолунье, так как вырубленный на ущербе
    сгнивает. Размер дерева подбирали согласно
    поговорке: “Всяк по себе дерево рубит”, чтобы
    бревна были не слишком тяжелы в работе. Как
    правило, года три уходило на подготовительные
    работы, перед кладкой сруба.

    Сегодня мы осваиваем технологию соединения
    брусков, серединное соединение. Этот способ
    соединения деталей из древесины носит название
    “вполдерева”. Со стороны посмотреть, так
    кажется, одно бревно сквозь другое пропущено.
    Получается это так, не на самом конце, но отступя
    от него, делается вырубка до середины, на
    перекрестном бревне такая же вырубка. Бревна
    ложатся вырубками, а концы их торчат наружу.
    (Рис.16).

    Это называется рубить в “обло”, иначе говоря, с
    “остатком”. Вначале выбираем заготовку и
    размечаем её по чертежу. Для разметки используем
    рейсмус. “Рейсмус” — слово немецкое, буквально
    означает “инструмент для проведения
    параллельных линий”. (Рис.17, 18).


    Русские же плотники использовали для разметки
    “черту”- плотничий циркуль, в последствии
    получивший название – “рейсмус”. С его помощью
    проводим линии перпендикулярные боковой стороне
    заготовки. Вначале устанавливаем размер от края
    заготовки 30 мм, это будет “остаток”, а затем
    прибавляем к этому размеру ширину паза – тоже 30
    мм и выполняем разметку. Использование рейсмуса
    позволяет сделать точную разметку на всех
    четырех заготовках. Размеры брусков: длина – 300
    мм; ширина – 30 мм; высота – 30 мм; глубина паза –
    15 мм (“вполдерева”). У вас должно получиться
    четыре одинаковых заготовки. Выполняем вторую
    операцию – делаем пропилы поперек заготовок, так
    чтобы, линии разметки оставались снаружи
    пропила.

    Затем долотом вырубаем лишние куски древесины.
    Долото должно двигаться от середины к краям паза.
    Удары по рукоятке долота наносим деревянным
    молотком – киянкой.

    Металлические молоты (молоток, или ручник;
    молот, или кувалда) для плотника были
    необязательны, а вот деревянные – необходимы.
    Для лёгких ударов по дереву использовали
    деревянную киянку, для тяжелых ударов, большой
    деревянный молот, длина рукоятки которого около
    метра, а вес 15 кг. Этот деревянный молот называли
    – “барсик” (Рис.19)

    При работе необходимо соблюдать правила
    безопасной работы: запил выполнять с помощью
    доски – направителя, прочно закрепив заготовку;
    при долблении, пользоваться подкладной доской:
    направление движения долота и стамески – “от
    себя”: правильно класть режущие инструменты на
    верстак.

    При долблении работать разрешается только
    острыми хорошо заточенными долотами и
    стамесками; рукоятки должны быть прямо и плотно
    насажаны; во избежание раскалывания при ударе
    надеты металлические кольца; запрещается
    работать инструментами с трещинами и расколами
    на рукоятках.

    После того как вырубили все пазы необходимо
    выполнить зачистку, а затем подгонку и сборку
    деталей. При выполнении этой операции нужно быть
    предельно внимательным и аккуратным /учитель
    показывает последовательность выполнения
    операций, приемы обработки, знакомит с каждой
    операцией
    /. При выполнении практической
    работы учитель технологии корректирует действия
    учащихся, обращает внимание на ошибки,
    показывает индивидуально приемы работы,
    проводит текущий инструктаж. Во время текущего
    инструктажа учитель технологии предлагает
    ученикам самим решить — как же выбрать размер
    ширины паза.

    Учитель литературы: Давайте запишем
    новые слова в тетрадях. Ученики записывают слова:
    сруб, обло, подклет, конёк, лезвие, обух, проух,
    истопка – очаг, истьба – изба. А теперь
    произнесем хором вслух все эти слова и запомним
    их.Сегодня на уроке мы познакомились с
    прекрасным творением русских зодчих –
    мастеровых людей, узнали много новых слов и их
    глубинный смысл, послушали стихи о Кижах наших
    русских поэтов.

    Учитель технологии: Вот мы и
    выполнили практическую задачу по обработке
    заготовок. Каждый из вас изготовил один из
    элементов избы. Одному плотнику требовалось
    много времени для постройки избы. Поэтому
    мастеровые люди работали бригадами. Такая
    бригада называлась “артелью”. Вот, сейчас, и
    организуем артель по сборке нашей избы. Сруб
    укладывали на фундамент из камней плоской формы.
    А мы установим сруб на демонстрационный столик.
    Для этого каждый из вас установит свой венец на
    столик – друг на друга. А весь класс будет
    оценивать качество работы: плотно ли прилегают
    “бревна”- бруски друг к другу, нет ли щелей,
    просветов и за каждую работу выставим оценки.

    Итак, что — же у нас получилось? Правильно –
    “сруб”. Давайте подведём итоги урока: Что вы
    нового узнали? Что вам запомнилось? А теперь
    вернемся к “срубу”. Сейчас я прикреплю к нему
    крышу, окна с наличниками. Итак – что у нас
    получилось? Правильно — это деревенская изба.
    Скажите мне – В каких еще постройках
    используется соединение в “обло”? (Рис. 20).

    Молодцы!!! Вот мы с вами и стали настоящими
    мастерами, профессиональными плотниками. Ну, а
    теперь давайте вновь проголосуем цветными
    листочками, и определимся с вашим настроением.

    Вот и хорошо – настроение отличное, карточки
    зеленые и красные. На этом урок окончен. Спасибо
    за урок, дети! /Вновь звучит колокольный звон/.
    (Рис.21, 22).




    Краткое послесловие:

    Данный “ открытый
    урок” был проведен на конференции, проходившей
    после самого первого конкурса
    “Учитель года – 90”, учителями- лауреатами этого
    конкурса. Урок был неоднократно повторен в
    различных школах и аудиториях. По мере
    проведения менялась структура и наполнение
    материала. На уроке широко используются
    современные технические средства: компьютер,
    электронный проектор, информация всемирной сети
    Интернет. Разнообразие материала, способов и
    форм работы на уроке пробуждает сильное
    эмоциональное воздействие, что положительно
    сказывается на восприятии материала, его
    усвоении. Во время интегрированного урока каждый
    ребёнок задействован активной, творческой
    работой. Он может реализовать себя во время
    урока. Ребёнок востребован в силу его
    возможностей и способностей. При интеграции
    происходит использование потенциала двух
    дисциплин, открываются дополнительные
    возможности для решения учебных и
    воспитательных задач.

    Литература и используемые ресурсы из сети WWW
    “Internet”:

    1. http://Kizhi.Karelia.ru
    2. http://www.museums.Karelia.ru/build/1,shtml
    3. http://podpiska.44.ru/index.php? pages = magazin/master_dom/rubanki.htm..
    4. http://www.russianboston.com/ misc/Stihi.php?url= stihi/esenin/ spit- kovyl –
    ravnina.html&st=y.
    5. http://www.vlados.ru/cabinet/bul3/_4.html.
    6. Белов В. И. Повседневная жизнь русского
    Севера. Очерки о быте и народном искусстве
    крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской
    областей.М., 2000.
    7. Попов А. В., Шургин И. Н. О воссоздании
    русской плотничной технологии XVII- XVIII вв. М.,1993.
    8. Мильчик М. И., Ушаков Ю.С. Деревянная
    архитектура Русского Севера. Страницы истории.
    Л.:Стройиздат,1981.С.43,44.




    Следующий: