Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства Культура костюма


Цели урока:

  • Образовательные: способствовать формированию представления о культуре
    костюма, художественном вкусе;
  • Развивающие: способствовать развитию культуры речи учащихся, овладению
    основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать,
    обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать), способствовать
    формированию и развитию познавательного интереса к предмету;
  • Воспитательные: способствовать формированию и развитию нравственных,
    трудовых, эстетических, патриотических, экологических качеств; способствовать
    воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям; профориентационные: обобщать у учащихся знания о сферах трудовой деятельности,
    профессиях, карьере.

Дидактическое оснащение:

  • подборка дополнительной литературы;
  • плакаты «Костюм
    и социальное положение», «Русский народный костюм»;
  • коллекция портретов разных времён;
  • планшеты «Профессии моды», планшеты «Супер-модели»;
  • коллекции тканей;
  • карточки подсказки «Нестандартная фигура и выбор одежды».

Методы обучения:

  • упражнения;
  • ученический эксперимент;
  • работа с научно-технической литературой (справочниками, энциклопедиями);
  • творческие задания;
  • самостоятельная работа.

Методы преподавания:

  • устное изложение учебного материала;
  • беседа;
  • учебная демонстрация;
  • создание проблемной ситуации.

Ход урока

Учитель технологии. Быть красивой — врождённое стремление каждой девушки.
Повышенный интерес к своему внешнему облику в ранней юности естествен, а
переживания по этому поводу принимают достаточно острую форму. В определённой
степени от этого зависят самоощущёние, самоутверждение личности, многие аспекты
становления характера. А.П.Чехов говорил, что «в человеке должно быть всё
прекрасно: и — лицо, и одежда, и душа, и мысли», он должен быть красив не только
в чувствах и мыслях, но и внешне. Во внешнем виде немаловажную роль играет
одежда. Одежде, умению правильно одеваться мы посвятим свой урок. Известный
журналист и целитель В.Травинка так пишет: «Гоняясь за самым модным и сверх
модным люди запамятовали для чего нужна одежда, каковы её функции, какова её
роль в улучшении нашего самочувствия. Сегодня мы предлагаем взглянуть на себя
повнимательнее, и не только в зеркало, где отражается внешний облик, а больше в
глубину себя, чтобы понять, насколько мы далеко ушли от полезного даже в таком
вопросе как одежда и обувь». Люди придумали зеркало к третьему тысячелетию до
н.э. Для чего человеку зеркало? Ученики рассуждают. Зеркало отвечает человеку на
один вопрос: «Красив ли я?» Но разве это так уж важно? Во все времена, во всех
уголках земного шара люди хотели и хотят быть красивыми.



Учитель ИЗО. Всмотритесь внимательно в эти портреты, что вы видите? (Показ
портретов разных времён и народов). Как видите, одежда накладывает отпечаток
даже на самое правильное лицо.

Консультант по этике. Внешний вид — самая первая информация, которую мы
получаем о незнакомом человеке, а первая информация наиболее устойчивая. Есть
русская пословица: «По одёжке видно, кто каков идёт». Одежда многое может
рассказать о своём владельце без слов. Зачем человек стал одеваться? Ученики
высказывают свои мнения. Вначале одежда не существовала отдельно от человека,
она скорее помогала ему маскироваться. Краской служила глина, сырая земля,
животный жир. Тело, лицо, волосы расписывались разными способами, цветами,
узорами с помощью сажи, извести, охры. Первую одежду древний человек сшил из
шкур животных. Таким куском тело укрывалось по диагонали, горизонтали, спирали.
С помощью завязок, застёжек, поясов наряд закреплялся на плечах или бёдрах.
Позже кусок стали перегибать пополам, а в центре сгиба вырезали отверстие для
головы. Накладная одежда была глухой (без застёжки) или разрезанной по центру
переда. Драпирующаяся и накладная одежда в разных формах и видах живёт по сей
день, наряду с кроенной, которая появилась в Европе только в 12 веке.



Учитель технологии. Итак: первобытная одежда прекрасно выполняла эстетическую
и утилитарную функции, давала простор для авторской фантазии. Тогда и
сформировались понятия: одежда, костюм, мода). Одежда- это различные покровы на
человеческом теле: бельё, платье, чулки, головные уборы, существующие отдельно
от человека.

Костюм — это предметы одежды, гармонично связанные между собой в
данной конкретной ситуации. Костюм отражает внутренний и внешний облики
человека. Мода -(слово латинское- означает: мера, способ, образ действий), для
нас она означает временное преобладание тех или иных вкусов.

Мода — это искусство
создания костюма, значит явление эстетическое. Мода- явление социальное. Мода-
явление экономическое. Каждый человек воспринимает моду по-своему: это зависит
от возраста, воспитания, культуры, характера, одним словом от личности. Мода для
любого из нас есть часть нашего внутреннего мира, значит, мода- явление
психологическое, а отношение к ней, выбор- явление нравственное. Мода- явление
сезонное.

Консультант по этике. В разное время года человек пользуется разной одеждой,
которая ему необходима. Игра «Гардероб»: класс делится на четыре команды, каждая
команда берёт название одного времени года. Команды рассказывают о том, что
надевают люди в разные времена года, и загадывают название одной одежды,
описывая её (например, одежда, одеваемая мужчинами под пиджаки,- рубашка). Мы
хотим выглядеть хорошо одетыми и воспитанными людьми. Что для этого необходимо?
Самое главное: чтобы быть хорошо одетым надо иметь вкус.

Учитель технологии. Вопрос о вкусе является непростым. Вкус — это прежде
всего чувство меры во всём (что, где, когда надеть, как держаться). Одежда
должна соответствовать своему назначению. По назначению одежду можно разделить
на три вида: домашняя, рабочая, нарядная. Как вы думаете какой одеждой мы
пользуемся больше всего? Основное дело нашей жизни это работа. Ваша работа
—учёба в школе, поэтому школьной форме- основное внимание. Одежду можно
классифицировать и по силуэту: прямой, приталенный, трапеция.

Учитель ИЗО. Огромную роль в одежде играют пропорции. Пропорции — это
соотношение частей костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой
человека. Самыми красивыми, совершенными выглядят такие соотношения, которые
близки к естественным пропорциям человеческой фигуры. Известно, что высота
головы укладывается в росте 8раз, а линия талии делит фигуру в соотношении 3: 5
так называемое «золотое сечение». Пропорции «золотого сечения» повторяются в
архитектурных памятниках. Создание одежды во многом перекликаются с зодчеством -
оба эти искусства предназначены для непосредственного соприкосновения с
человеком, исходят из его природных пропорций, наконец, костюм вместе с
человеком почти постоянно находится в естественной природе, городской
архитектурной среде. Поэтому в различные эпохи архитектура и костюм отражают
художественный стиль своего времени. Только народный костюм вбирает в себя и
хранит всё лучшее, совершенное, «вечное».

Консультант по этике. Итак, одежда должна соответствовать своему назначению.
При этом необходимо учитывать такие понятия как «силуэт» и «пропорции».
Следующее правило: одежда должна соответствовать возрасту. Смешно выглядят те
подростки, которые торопя приближение взрослости, спешат примерить мамины туфли
на высоком каблуке, надеть платье старшей сестры, обвешаться украшениями,
облиться духами.

Учитель ИЗО. Возрасту должна соответствовать не только форма, модель, но и
Цвет. Установлено, что цвет влияет на нашу энергетику, а значит на наше
самочувствие. Люди издавна приметили, что мужские цвета — это черный и синий, то
есть те, что сдвинуты к короткой длине волны, — это спектр ультрафиолетовый. А
вот женская одежда должна обязательно соответствовать длинной волне излучения,
красный цвет и всё, что в ту сторону. Это издавна известно, недаром
новорожденных мальчиков, пеленая, перевязывали синей лентой, а девочек -
красной. Цвет — одно из самых ярких выразительных средств в костюме. Он сильно
влияет на чувства, состояние, настроение людей. При всех индивидуальных
особенностях есть научно обоснованные закономерности восприятия цветов. Красный
цвет- символ чего? Солнца, огня, крови, жизни. С чем он связывается? С радостью,
красотой, добром. Приведите примеры. (Красно солнышко, красна девица, Красная
площадь, красная горка). Но он же иногда означает угрозу для жизни, опасность.
Белый — чаще всего символизирует свежесть, чистоту, но у некоторых народов может
обозначать печаль или даже траур. Чёрный цвет с точки зрения физики – пустота,
отсутствие цвета, его традиционный смысл — горе, смерть, «всё ночное». Другие
цвета несут смысловую нагрузку, но она достаточно условна и неоднозначна. Какие
вы знаете традиционные сочетания в русских национальных костюмах? Красный,
белый, чёрный, золотой (показ репродукций) Существует целое учение о цветах — цветоведение. При создании костюма обязательно учитываются свойства цвета.
Светлые, чистые, тёплые цвета увеличивают предмет, делают легче. Темные,
холодные уменьшают, придают тяжесть.

Консультант по этике. Упражнение «Гармония цвета». Представьте себе, что у
вашей бабушки день рождения. Вы решили подарить ей платок. Каких тонов он может
быть? У вашей мамы голубые глаза. Вы бы хотели подарить ей блузку. Какую вы
выберете? Почему? (Работа с динамическими таблицами, которые состоят из рисунков
бабушки и мамы, а также набора тканей разных рисунков). Решая практические и
житейские вопросы в выборе цвета, в одежде, надо не забывать ещё одно правило:
Не может быть красиво то, что может нанести ущерб твоему здоровью. Знаете ли вы,
что тесные джинсы влияют на некоторые формы бесплодия, потому что постоянно
пережимаются сосуды, отчего нарушается кровообращение, и т.д. Можно привести
пример девушки, которая постоянно ходила в узких туфлях на высоком каблуке и
попала к врачу-ортопеду. Думаю, что вы не забудете это правило. Следующее
правило, которое необходимо знать: одежда должна учитывать индивидуальные
особенности человека.

Учитель технологии. Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности
фигуры. Через нашу одежду и поведение проявляются черты личности — образ мыслей,
уровень культуры. Не только создание новых нарядов, но и подбор своей
повседневной одежды, есть процесс творческий — значит, каждый может быть
художником, творить свой собственный неповторимый образ, стиль и вкус. Тоненькой
девушке маленького роста с плоской грудью и худыми руками лучше носить платье с
красивым широким поясом и пышной юбкой. Девушке с высокой тонкой фигурой лучше
носить короткие пышные юбки, туфли на высоком каблуке. Полной девушке нужно
носить такой костюм, который бы выделил наиболее приятные черты фигуры. Ей
следует избегать широких рукавов, пышных юбок, кокеток, оборок, манжет. Широкий
пояс подчёркивает полноту. При несимметричной фигуре (разная высота плеч, бёдер)
на более низкой стороне можно поместить драпировку, застёжку, украшение. Даже
если одежда стандартная, именно дополнениями, аксессуарами можно её сделать
индивидуальной. Именно дополнения часто говорят о наличии вкуса.

Консультант по этике. Хочу прочитать вам один совет из старинной книги:
«Женщины имеют величайшую слабость: оглядывать наряды с головы до ног и,
наконец, без милости ценить одна другую. Слабость сия имеет в себе что-то низкое
и негодное. Остерегайтесь сего, дочь моя: переговоры твои о других не сделают
тебя ни красивее, ни наряднее. Ты подаришь тем лишь худое понятие о своём
сердце». Сейчас посмотрите на себя и послушайте, как звучит последнее правило:
Все предметы и части костюма должны хорошо сочетаться друг с другом. Как? По
назначению, по цвету, по ткани, по стилю. На дом вы получили задание: одеться в
одежду, удобную для вас в данной ситуации, одежду любимую вами. Почему вы так
оделись?

Учитель технологии. Давайте попробуем превратить наш кабинет в
Демонстрационный зал. Представьте себе, что это наш подиум! (Идёт демонстрация
одежды с комментариями учителя). Существует три основных стиля в одежде: к
классическому (строгому, деловому) относится всё наиболее устойчивое,
«отобранное веками». Одежда спортивного стиля — не обязательно для занятий
спортом, но удобная для движения, активного отдыха. Романтический стиль- это
область фантазий и поисков. Здесь могут использоваться элементы исторического
народного костюма. Упражнение «Твои действия». Какие элементы костюма вам больше
всего понравились? Как вы думаете, обязательно ли только новые вещи могут быть
красивыми? Одежду в крестьянской семье не выбрасывали. С раннего детства
приучали детей беречь одежду. Её в семье носило несколько поколений, передавая
как самое ценное. Производство одежды вбирало в себя жизненные ремёсла:
ткачество, шитьё, плетение, вышивание. Из старых обношенных рубах шили одежду
детям: и экономично, и для тела мягкая одежда. Всегда ли вы бережливы? Всегда ли
ценим то, что носим? В чём больше ценности: в том, что куплено, или в том, что
сделано своими руками?



Консультант по этике. Вот и всё, о чём мы хотели рассказать вам сегодня. Что
узнали нового? Что запомнилось? О разных тонкостях вы будете узнавать
постепенно. А эти пять правил можно считать той почвой, на которой вырастет
умение одеваться со вкусом. Творческое задание. Вам представилась возможность
купить себе футболку. Какую футболку, какого цвета и с какой надписью-девизом вы
бы себе купили. Надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной
жизненный принцип, а цвет отвечать характеру. Чья надпись понравилась больше
всего? Почему? Пусть этот девиз станет вашей путеводной звездой в жизни.
Послушайте, как прекрасно пишет журналист В.Травинка о цели жизни «Мы желаем
вам, чтобы каждый из вас нашёл свою гавань в жизни, где будет прекрасна ваша
душа, тело, мысли и одежда». Всего вам доброго! Спасибо!




Следующий: