Интегрированный урок русского языка и литературы по теме Осень

Цели:

  • Повторить и обобщить изученное по русскому языку и литературе в Vклассе;
  • Развивать творческое воображение учащихся;
  • Научить всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, применяяполученные на уроках русского языка и литературы знания, умения и навыки.
  • Развивать и формировать эстетические чувства учащихся.

Ход урока

— Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить об осени, о том, как видели и изображали ее поэты, писатели, художники, композиторы.

Лексико-орфографическая работа со словом осень.

— Произнесите слово осень вслух. Что слышится вам в этом слове? (Что-то грустное, прощальное, ведь осень — это вечер года. За этим словом стоят три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь).

— Обратимся к истокам этого слова. Заглянем в этимологический словарь. Слово осень — общеславянского происхождения «езень» — время колошения, жатвы, сбора урожая.

— Подберите однокоренные слова к слову осень. К какому словарю мы обратимся? ( К словообразовательному).

Запись в тетрадях:

Осень, осенний, по-осеннему, осенины.

— Я просила вас к этому уроку найти пословицы, поговорки, загадки об осени.

  1.  Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.
  2. Весной дождь парит, а осенью мочит.
  3. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, а снизу метет.
  4. Осень непогодь несет.
  5. Осенью скот жиреет, а человек добреет.
  6. Осенью и у воробья пиво.
  7. Осенью и у вороны копна, не только у тетерева.
  8. Весна не мясна, осень не молочна.
  9. Осенней озими в закрома не кладут.
  10. Осень прикажет, а весна свое скажет.
  11. Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я еще погляжу.
  12. В осеннюю пору растут золотые горы. (Снопы)
  13. Рыжий Егорка ушел в озерко,
    Сам не утонул
    И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
  14. Падают с ветки золотые монетки. (Осенние листья)

— Ребята, а какие представления у вас об осени?

(Осень — пора урожая.

Осень начало учебного года.

Осенью деревья очень красивые, в лесу много грибов и ягод.

Поздней осенью идут нескончаемые дожди, солнце выглядывает редко.

Осенью засыпает природа, отдыхает, набирается сил перед будущей весной).

— А чем пахнет осень? ( Прелым листом, грибами, дождем, первым снегом).

— Ребята, а вы любите осень? ( Ответы разнообразные, кто говорит да, кто нет).

— А можете вы, ребята, назвать поэта, для которого осень была любимым временем года? ( А.С. Пушкин).

— Учащиеся читают стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»

— Стихотворения об осени каких поэтов вам знакомы?

И.А. Бунин «Костер», Н.А. Заболоцкий «Суровой осени печален поздний вид», С.Я. Маршак « На кровлях тихих дач и в поле на земле» и др.

— А сейчас послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева « Есть в осени первоначальной» и постарайтесь представить, что нарисовал словами поэт.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
22 августа 1857 года

— Какую картину вы мысленно увидели?

— Я представил чистое поле, никого нет. За тонкую травинку зацепилась паутинка и дрожит, блестя на солнце.

— А я вижу лес в золоте осенней листвы: желтые березки, красные осинки и лишь сосны ярко зеленеют среди осеннего буйства красок.

— А каково было ваше настроение, когда вы слушали стихотворение?

— Мне было очень спокойно, но немного грустно.

— А о чем, по-вашему, это стихотворение?

— Это стихотворение о ранней осени, о самом ее начале.

— Да, с этим можно согласиться. В стихотворении нет заглавия, поэтому мы будем называть его по первой строчке — «Есть в осени первоначальной…»

— А какое заглавие можно было бы подобрать к этому стихотворению? ( «Осень», «Золотая осень», «Начало осени»)

— Но поэт почему-то отказался от заглавия. Как вы думаете, почему? (Может быть, он хотел сказать не только об осени, но и еще о чем-то).

— Как вы считаете, отсутствие заглавия облегчает или затрудняет работу читателя? (Затрудняет).

— Верно. При отсутствии заглавия, или как его называют ученые, при нулевом заглавии, мы должны более внимательно вчитаться в первую строку — «Есть в осени первоначальной…» Для нас она будет названием стихотворения. На первом месте в сильной позиции стоит слово есть. Что оно обозначает? К какой части речи относится?

— Это глагол. Он обозначает, что что-то существует.

— Да. Этот глагол называется действие как вневременное или постоянное. То, что есть, существует постоянно, всегда, независимо ни от чего. Это короткое, но емкое слов сразу же дает нам возможность мыслить, размышлять о чем-то вечном, независимом от человека.

— На втором месте в строке — в осени. Как вы понимаете это слово? (Время года). Но в осени несколько этапов. Тютчев в первой же строке в сильную позицию (конец строки) ставит слово, которое называет этот этап — «первоначальной». Как вы понимаете это слово? ( Первый, ранний, начальный).

— Правильно. Почему же Тютчев избрал именно это слово? Чем он отличается от названных вами?

— У него два корня, это длинное слово.

— Верно, в этом слове два синонимичных корня, которые определяют раннюю осень дважды. Вероятно, автору важно было привлечь внимание именно к этому слову, к этой характеристике осени. Такое длинное, или многосложное слово в малосложными более протяженно и поэтому звучит более торжественно.

Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом есть одно или два многосложных или длинных слова, и часто у Тютчева это сложносоставные слова.

— Как, на ваш взгляд, следует читать первую строку? (Медленно, неторопливо).

— Конечно. И не только эту строку, но и все стихотворение, так как первая
строка «задает» торжественный, размышляющий тон всему стихотворению.

( чтение I строфы несколькими учениками)

Вторая строка — «Короткая, но дивная пора».

Обратите внимание: между двумя определениями осени стоит коротенькое слово но.

— Какой частью речи является это слово?

— Но — это союз.

— В чем заключается работа этого слова?

— Оно противопоставляет значение двух слов друг другу.

— «Короткая, но дивная пора» — это какая? Как вы понимаете эти слова? ( Это время в осени удивительное по красоте, но очень короткое, и потому очень дорогое для нас: ведь счет идет на дни).

— Да, в природе всего несколько таких дней. Она дарит нам их перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту «дивную» пору долго-долго.

«Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера»

— Обратите внимание на существительные в третьей и четвертой строках: день и вечера. Своим значением они описывают короткую, но дивную пору осени. Но как интересна их форма!

— Что вы заметили? (День — в ед. ч., вечера — во мн. ч.)

— Правильно. Но, может быть, поэт ошибся, ведь не только вечеров много, но и дней, значит, нужно было написать дни?

— Слово день стоит в ед. ч. Поэтому мы видим отдельность, особенность каждого дня.

— Форма ед. ч. как бы укрупняет предмет, делает его особенным, выделяя из остальных.

«День стоит как бы хрустальный…» Какой прием использует поэт?

— Сравнение.

— Почему же как бы, а не как?

— Это как бы разрешает читателю самому продолжить ряд сравнений ,подобрать свои.

— День… как бы хрустальный» — удивительное авторское сравнение. Ведь хрусталь это «сорт, род стекла». Что же общего?

— Хрусталь хрупкий, прозрачный, недолговечный.

— Почему же вечера «лучезарны»? Что означает это слово?

— Светлый, ясный, теплый.

— Форма множественного числа дает нам почувствовать, что таких вечеров много, они следуют друг за другом.

— Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что он передает? (Что это еще не все, что можно сказать о ранней осени).

— Какие согласные звуки повторяются? ( [р], [л] ). Как называется такой прием? (Аллитерация — нагнетение согласных).

— Послушайте вторую строфу. Что вы представили, слушая ее? (Сжатое поле, кое-где дрожат на ветру былинки, нигде не видно людей, тишина и пустота).

— Почему слова серп, колос употреблены в единственном числе? ( Понятно, что и серп, и колос были во множестве, но это поэту не так важно).

— Во второй строке намеренно «собраны» рядом слова, которые обозначают пространство. Назовите и прокомментируйте их. ( Пусто и простор, все везде)

— Какие согласные создают ощущение пространства? ([п], [т]).

— Ощущение простора создается пустотой. — Третья строка начинается словом лишь. Каково его значение? ( Только).

— Это частица, которая выделяет один предмет.

— «…паутины тонкий волос Блестит…» Что вы «видите» своим внутренним зрением?

— Тютчев в этой строке — очень тонкий наблюдатель. А как можно об этом можно сказать по-другому? (Паутинка, ниточка паутины).

— Но поэт выбрал «паутины тонкий волос». Указание на «тонкость» паутины уже есть в самом слове, почему же волос? Волосы ведь есть у человека. Как называется такой прием?

— Олицетворение.

— В четвертой строке наш взгляд притягивают слова «на праздной борозде» Как вы их понимаете?

— Праздный — праздничный, ничего не делающий, отдыхающий.

— Послушаем третью строку. Как вы объясните фразу «пустеет воздух, птиц не слышно боле…» (Птицы уже улетели в теплые края).

— «…но далеко еще до первых зимних бурь». Объясните значение слова «буря». (Ураган, метель, пурга, сильная непогода).

— В третьей строке интересно слово «лазурь» — это заменитель слова «небо» здесь и солнечный свет, и голубизна воздуха, и тепло, которое как бы изливается сверху.

— Почему теплая и чистая?

— Чистая — цвет неба — ярко-голубой.

— Теплая — приятная.

—Отдыхающее поле, какое оно? (Выполнившее свою миссию, урожай выращен и собран, можно отдыхать до будущей весны).

— Слов какой части речи в стихотворении больше всего? (Прилагательных).

— А как вы думаете, почему? (Тютчев описывает начальную пору осени).

— В качестве какого художественного средства использует поэт имена прилагательные? (Как эпитеты).

— Выпишите из стихотворения эпитеты с определяемыми словами.

— Слова с какими известными вам орфограммами встретились в этом стихотворении?

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова, осени — осенний, короткая — короток, вечера — вечер.
  2. Непроверяемые гласные и согласные, паутины, лазурь.
  3. Проверяемые согласные в корне слова серп — серпы, уж — уже, колос — колосья.
  4. Непроизносимые согласные в корне слова, на праздной -мпразден.
  5. Буквы «е» и «и» в корнях с чередованием блестит (нет а)
  6. Разделительные «Ъ» и «Ь» льется

— Ребята, а что можно услышать в осеннем лесу? (Шорох падающих листьев, стук дятла шум деревьев).

— А вот как услышал осень знаменитый русский композитор П. И Чайковский. (Звучит пьеса «Октябрь» из «Времен года» одновременно с показом слайдов с репродукциями картин).

— Многие русские художники рисовали осень. Я предлагаю вам посмотреть несколько репродукций известных картин и определить, какая из них лучше всего отражает содержание стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

  • Г. Мясоедов «Осеннее утро»
  • Ф. Васильев «Болото в лесу. Осень»
  • И. Остроухов «Золотая осень»
  • И. Левитан «Золотая осень»
  • И. Левитан «Золотая осень. Слободка»
  • Н. Пимоненко «Жатва на Украине»

Репродукции проецируются на экран, показываются через видеопроектор. (Дети высказывают свое мнение, но многие отмечают наибольшее сходство со стихотворением Тютчева картин И. Левитана).

— Что объединяет стихотворение Ф. Тютчева и картины И. Левитана об осени? (Общее настроение — светлое, торжественное, приподнятое).

— Ребята, наш осенний урок подходит к концу. Запишите под диктовку предложения, объединенные темой «Поздняя осень».

— Погода хмурая, дождливая, сырая. Солнце холодное, далекое, невеселое. Небо серое, бледное, угрюмое. Деревья голые, темные, серые. Листья сморщенные, сухие, бурые. Ветер холодный, сильный, резкий. Дождь мелкий, непрерывный, скучный.

Домашнее задание: напишите сочинение «Ранняя осень», используя материал урока и включив собственное воображение.

Следующий: