Интегрированный урок-путешествие Древний Египет: прошлое и настоящее

Цель:

- закрепление, повторение изученного
материала, создание целостного комплексного
образа Древнего Востока, его вклад в мировой
цивилизационный прогресс, знакомство с новыми
терминами;
- умение работать с текстом, развитие памяти,
внимания;
- приобщение к мировой культуре, техническим и
научным достижениям;
- развитие интереса к учебным дисциплинам
(технология, история), показ связи между ними и их
прикладной направленности;
- обобщение и расширение знаний учащихся о видах
и источниках информации.

Задачи:


- отметить достижения каждого народа в развитии
цивилизации;
- научиться смотреть на мир из глубины веков;
- сделать вывод о значении информации и
технологий в развитии цивилизации общества

Оборудование

: учебник, карта, ярлыки,
телевизор, видеомагнитофон, компьютер,
мультимедийный проектор, карточки с
кроссвордами, «машина времени», тексты законов
Хаммурапи, диски с презентациями, учебный диск
«История Древнего Мира. Загадки Сфинкса»,
видеокассета «Памятники древней и средневековой
культуры», атрибуты чайной церемонии, папирус,
конверт с жетонами, карточки с домашним заданием
по косметике.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Подготовка к активному усвоению и повторению
новых знаний.

Сообщение темы урока, целей, задач, нового
материала.

Чугунова Е.А.:

Тема урока: «Древний Восток:
прошлое и настоящее». В первом полугодии мы
изучили по истории тему «Древний Восток».
Сегодня мы должны повторить и обобщить наши
знания, отметить достижения каждого народа в
развитии цивилизации. Сегодня урок ведут три
учителя: Евгений Владимирович, Лариса Сергеевна,
Елена Алексеевна. Такое объединение не случайно,
так как благодаря развитию технологий,
практических умений человечество вышло на
современный уровень развития. Мы познакомимся с
новыми терминами: интерьер, технология,
информация. Для того чтобы решить эти задачи, мы с
вами отправимся в виртуальное путешествие на
Древний Восток. Мы с вами посмотрим, какие
достижения, открытия, новшества дошли до нас из
глубокой древности. Мы увидим процесс развития
человеческой мысли и зарождения научных знаний.
А отмечать мы их будем на карте. Сегодня на уроке
предполагается система оценивания в виде
цветных карточек: красная – история; желтая –
технология; — за сообщение; + — за ответы; ! – за
дополнения. За определенное количество карточек
вы получите оценку. Все заработанные карточки
будете вкладывать в конверт. На следующих уроках
вы узнаете свои результаты.

3. Повторение и обобщение знаний.

Чугунова Е.А.:

Вопрос учащимся:

«Что такое информация?».
(Информация – сведения, передаваемые людьми.)

Вопрос учащимся:

«С помощью чего мы получаем
информацию о Древнем Востоке?» (археологические
данные, письменные источники, фольклор)

Именно на Древнем Востоке появился новый
способ передачи информации – письменность.

Вопрос учащимся:

«Как писали и на чем в
Древнем Востоке?»

(Египет – иероглифы на папирусе, Двуречье –
клинопись на глиняных дощечках, Китай –
иероглифы на бамбуковых дощечках, Финикия –
алфавит)

А для того, чтобы узнать и собрать более полную
информацию, нам нужно самим попасть в Древний
Восток. Для этого нам нужна «машина времени».
Очень долго ее изобретал Евгений Владимирович,
но у него получилось.

Филин Е.В.: «Машина времени».

Действительно,
ребята, такую необычную машину мы изготовили. Но
для того, чтобы она выполнила наше желание и
перенесла нас в «Древний Восток», необходимы
определенные условия. Машина капризная, и всякий
раз эти условия она меняет. Посмотрим, что же она
требует.

ПК – приложение № 1
слайд № 1

Управлять машиной сможет только тот, кто
обладает определенным цифровым кодом. У каждого
из вас свой код. Определите его. Результат
является вашим числовым кодом

Ребята! Если среди вас не окажется человека с
таким кодом, или он есть, но ошибется в расчетах,
то наше путешествие может не состояться. Будьте
внимательны при подсчете.

Подсчитывают код.

После того, как все
подсчитали свой код.

ПК – приложение № 1
слайд № 2

Ученик, обладающий таким кодом, выходит к
«машине времени».

Вопрос учащимся:

«Ребята, как вы считаете, что
означает это число?»

Мы находимся в 2007 году. Это то время, из которого
через мгновение мы отправимся в сказочное
путешествие.

Ученик вращает ручку «машины времени»

(звучит
музыка)

Чугунова Е.А.:

Мы попали в чудесную интересную
страну Древний Египет. Мы будем путешествовать
по реке, которая протекает в этой стране.

Вопрос учащимся:

«Как она называется?» (Нил)

Местные жители одолжили нам лодку, мы
отправляемся в путешествие.

Динамическая пауза

Вопрос учащимся:

«Как называется столица
Древнего Египта?» (Мемфис)

Николаева Л.С.:

Войдем в столицу. На нашем пути
встречаются жилые дома.

Вопрос к учащимся:

«Вы знаете, что такое
интерьер?»

Интерьер – это убранство, оборудование
внутреннего пространства помещения.

ПК – приложение № 1
слайд № 3
«Интерьер жилого дома в Древнем Египте»

Ученица делает сообщение
(Приложение №2)
На карту – ярлык «Интерьер».

Чугунова Е.А.:

Вопрос учащимся: «Только ли о своем земном
доме заботились фараоны?»

(Строили дома для загробной жизни – пирамиды).

Следующая наша остановка – знаменитые
пирамиды.

Видеофрагмент 6-8 минут.

Гуляя по пирамиде Хеопса, мы заблудились. На
одной из стен мы увидели надпись: «Только тот
сможет покинуть стены пирамиды, кто разгадает
египетские иероглифы».

ПК – учебный диск «Египет. Египетские
иероглифы»

Николаева Л.С.:

Вопрос учащимся:

«А какая могла быть ткань в
Древнем Египте?» (Льняная)

Давайте послушаем, что нам расскажет ученица о
льне.

Сообщение о льне (приложение
№ 3)
На карту – ярлык «Лен».

Николаева Л.С.:

О первой одежде придуманной
египтянами расскажет ученица

ПК – приложение № 1
слайд № 4 «Древнейшая одежда египтян»
Древний Египет. Одежда. (приложение
№4).

Николаева Л.С.:

Вопрос учащимся:

«А какие категории
населения существовали в Древнем Египте?»

(Фараоны, вельможи, писцы, крестьяне,
ремесленники, рабы)

Вопрос учащимся:

«Как вы думаете, одинаково
ли одевались эти люди?»

(Нет. Зажиточные египтяне одевались лучше, а
бедные – хуже)

Впоследствии знатные люди стали носить
передники значительно больших размеров. Кстати,
в египетских фигурах конечности и голова всегда
представлены в профиль, а грудь и плечи анфас. Так
требовали правила и традиции древней страны. О
том, как одевались женщины в Древнем Египте, нам
расскажет ученица

ПК – приложение № 1
слайд №5 «Платье «калазирис».

Николаева Л.С.:

Одежда египтян отражала
общественное положение владельца. Об этом нам
подробно расскажет ученица

ПК – приложение №1 слайд №6 «Древний
Египет. Одежда египтян как отражение
общественного положения владельца»

ПК – слайд №7 «Наряд фараонов»

Самый богатый наряд оставался одеждой
египетских фараонов до самых поздних времен.

Николаева Л.С.:

Оказывается не только
одеваться, но и украшать свое лицо научились
египтяне.

Сообщение о косметике (приложение № 5)

Николаева Л.С. (задание на дом):

Дома вы должны
будете выполнить интересное творческое задание:
раскрасить лица и одежду древних египтян
(раздаются черно-белые ксерокопии).

Вопрос учащимся:

«Как в Древнем Египте
назывался человек, изготовляющий ткань?» (Ткач)

Чугунова Е.А.:

Вопрос учащимся:

«Как общим словом мы можем
назвать всех ткачей?» (ремесленники)

Филин Е.В.:

Вопрос учащимся: «

Какие еще ремесла были в
Древнем Египте?»

(Строители, гончары, плотники, ювелиры, кузнецы)

Какая профессия во все времена считалась самой
почетной? Старинная легенда, насчитывающая около
трех тысячелетий, повествует о таком событии.
Ученик рассказывает легенду

ПК – приложение № 1
слайд №8 «Какая профессия самая почетная».
(Приложение 5)
ПК – приложение № 1 слайд
№9 «Кузнец всем ремеслам отец».

Филин Е.В.

Такова легенда. Мы не можем
ручаться за достоверность описанных событий, но
как бы то не было, в легенде отразилось то большое
уважение, которым всегда пользовались в обществе
люди, добывающие и обрабатывающие металл и то
огромное значение, которое человек издревле
придавал металлу. Давайте послушаем, что нам
расскажет о значении металлов в развитии
цивилизации ученик

Сообщение « Металлы и прогресс
человеческого общества»
(приложение №7)

Филин Е.В.

Вопрос учащимся: «

Скажите, с каким материалом
работаю кузнецы и ювелиры?»
металлом)

Вопрос учащимся: «

Какие металлы древние
египтяне использовали?» (медь и бронза)

ПК – приложение № 1
слайд №10 «Деревянные орудия земледельца»

Долгие сотни тысяч лет человек изготавливал
орудия труда из дерева, камня, и кости. То был
каменный век. Первый металл, который стали
использовать люди, была медь. Почему именно
медь стала первым металлом, оказавшимся в руках
человека? Почему именно ей суждено было сыграть
столь важную роль в развитии человеческого
общества? Об этом нам расскажут ученики.

(приложение №8)

Филин Е.В. Бронзовый век – это целая эпоха в
развитии мировой культуры на нашей планете.
Однако долгое время из бронзы изготавливали лишь
предметы роскоши, украшения.

ПК – приложение № 1
слайд №11 «Украшения из бронзы».

В Древнем Египте была развита торговля и,
соответственно, реклама. Должно быть, на людных
перекрестках торговцы драгоценностями
устанавливали папирусные щиты утверждавшие, что
бронзовое зеркало – лучший подарок женщине.

ПК – приложение № 1
слайд №12 «Бронзовое зеркало».
Демонстрация изготовленного бронзового зеркала.

Позднее появились бронзовые орудия труда у
земледельцев, ремесленников и оружие у воинов.

На карту – ярлыки «Бронза» и «Медь»

Чугунова Е.А.:

Вопрос учащимся:

«Сделайте вывод, какой вклад
внес Древний Египет в развитие мировой
цивилизации?» (Древний Египет
внес значительный вклад. Искусство интерьера,
льнопрядение зародилось там. Самое значительное
и сохранившееся чудо света – пирамиды – тоже
достижение египтян. В освоении металлов египтяне
тоже добились значительных успехов).

Следующий пункт нашего путешествия – Вавилон.

(Динамическая пауза)

Мы попали на суд. Узнав, что мы чужестранцы,
местные жители разрешили поучаствовать в суде.

Вопрос учащимся:

«С помощью чего судили в
Вавилоне?» (Законы Хаммурапи). Поработаем с

этими законами. 1 вариант – юные экономисты, 2
вариант – юные адвокаты.

(приложение №9)
На карту – ярлык «Письменные законы»

Вопрос учащимся: «На чем писали в Древнем
Двуречье?» (На глиняных табличках)

Чугунова Е.А.: Давайте подробно рассмотрим
возникновение клинописного письма из
рисуночного

ПК – учебный диск «Передняя Азия.
Клинопись»

А сейчас перенесемся в Ассирию и Персию.
Предлагаю вам сыграть в викторину. Тот, кто ее
выиграет, получает право крутить ручку «машины
времени».

Вопросы викторины (приложение
10)

Филин Е.В.

Во времена строительства пирамиды
Хеопса люди пользовались медными орудиями труда.
В эпоху вавилонского царя Хаммурапи уже была
распространена бронза. Эти металлы достаточно
мягкие. Иногда оказывалось сподручнее работать
острым каменным ножом, чем медным.

Все стало меняться, когда ремесленники стали
широко использовать железо.

Произошло это
около 10 – го века до н.э. Трудно найти другой
металл, с которым была бы так неразрывно связана
история цивилизации. О значении этого металла в
жизни человека нам расскажут ученики.

(приложение №11)
ПК – приложение № 1 слайд
№13 «Небесный камень»

Филин Е.В.

Железо тверже меди и бронзы. С
помощью изготовленных из него орудий труда можно
было рубить лес, распахивать твердые почвы,
копать глубокие колодцы. Земледелие стало
возможным не только в речных долинах с мягкими
плодородными почвами, но и в странах с более
тяжелыми условиями для жизни людей.

ПК – приложение № 1
слайд №14 и №15 «Оружие ассирийского воина».

Ассирийские воины были вооружены железными
мечами, боевыми топориками. В те времена и еще
много веков спустя железо получали так
называемым сыродутным методом.

ПК – приложение № 1
слайд №16 «Сыродутный метод получения железа из
руды».
На карту – ярлык «Железо»

Чугунова Е.А.:

Выигравший крутит ручку
«машины времени». Попали мы в страну пастухов. Во
главе их племен стояли старейшины. Этот народ
впервые стал поклоняться одному богу.

Вопрос учащимся:

«Как называется эта страна?»
(Палестина)

Вопрос учащимся:

«Какой вклад в развитие
мировой цивилизации внес этот народ?» (Библия.)

ПК – учебный диск «Передняя Азия.
Сказания Библии»

О мудрости царя Соломона ходили легенды, но мы
– не хуже. Для этого отгадаем кроссворды.

(приложение №12)
На карту – ярлык «Библия»

Чугунова Е.А.: Как ни интересно в Палестине, но
время двигаться дальше. Чтобы угадать
направление, «машина времени» задала нам
загадку.

На восточном побережье моря Средиземного
Государство моряков было очень древнее.
И чтоб им торговать просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит все нарды покорит.

Вопрос учащимся:

«Куда мы попали?» (В Финикию)

Вопрос учащимся:

«Чем знамениты финикийцы?»
(Хорошие мореплаватели, научились изготавливать
прозрачное стекло и получать пурпурную краску)

Вопрос учащимся:

«Расскажите технологию
изготовления прозрачного стекла и получения
пурпурной краски» (Стекло – смешивали белый
чистый песок с содой и плавили как медную руду.
Пурпур – на дне моря находили маленькие раковины
и из каждой улитки выдавливали несколько капель
лилово-красного цвета)

На карту – ярлыки «Стекло» и «Пурпур»

Вопрос учащимся:

«Сделайте вывод о том, какой
вклад внесли страны Передней Азии в развитие
мировой цивилизации?» (С Ассирии начинается век
железа, появляется стекло. В духовном развитии –
Библия)

Чугунова Е.А.:

По заданию египетских фараонов
финикийцы плавали вокруг Африки. В одно из

таких путешествий отправимся и мы.

(Динамическая пауза)

В пути нас застал сильный шторм. Мы отклонились
от намеченного пути, нас вынесло в Аравийское
море и несет на восток.

Вопрос учащимся:

«Берегов какой страны мы
достигли?» (Индии)

Очень многое из того, что прочно вошло в нашу
жизнь, появилось в Индии.

Николаева Л.С.:

Индия считается родиной
хлопководства. О хлопке нам расскажет ученица.

(приложение13)

Николаева Л.С.:

О том, как одевались мужчины в
Древней Индии, нам расскажет ученица.

ПК – приложение № 1
слайд № 17 «Народная одежда индуса»
(приложение14)

Николаева Л.С.:

История национальной женской
одежды Индии насчитывает многие тысячелетия.

Вопрос учащимся: «К

ак называется
национальная женская одежда Индии?» (Сари.)

Николаева Л.С.:

Сообщение об этом уникальном
женском одеянии нам сделает ученица.

ПК – приложение № 1
слайд № 18 «Национальная женская одежда Индии»
(приложение15)

Николаева Л.С.:

Вопрос

учащимся: «Существовали ли
различия в цвете одежды в Индии?» (Цвет одежды
каждой касте подобал особый: брахманам – белый,
воинам – красный, земледельцам – желтый, слугам
– черный)

Сари может быть выполнено не только из
тончайшего хлопка, но и из сверкающего шелка. В
современной моде цвет сари несет информацию о
поводе, по которому его надели. Сари может быть
исполнено не только из тончайшего хлопка, но и из
сверкающего шелка. В Индии сари носят все
женщины, но нет среди них двух одинаково одетых.

ПК –приложение № 1
слайд № 19 «Галерея сари»
На карту – ярлыки «Хлопок» и «Сари»

Чугунова Е.А.:

В Древней Индии впервые
появился сахар. Сахар делали из сладкого сока
сахарного тростника. Лишь постепенно слава об
этой индийской диковине распространилась в
Европе. В нашем языке само слово «сахар»
происходит от индийского «сакхара»

Филин Е.В.:

С появлением железа в руках
человека прогресс цивилизации резко пошел вверх.
Но появилась и проблема. Оказалось, что у железа
есть злейший враг – коррозия, которая «съедает»
значительную часть этого металла. Немудрено, что
защитой железа от коррозии люди
заинтересовались еще в древние века.

Вопрос учащимся: «

Кто скажет, с какими видами
антикоррозионных покрытий мы с вами уже
познакомились на уроках технологии?» (Покрытие
оловом, цинком, краской.)

Кстати, об оловянных покрытиях, предохраняющих
железо от ржавчины, найдены упоминания в трудах
греческого историка Геродота (V век до н.э.). Индия
тоже добилась больших успехов в обработке
железа. Об этом свидетельствует огромная
железная колонна в близи столицы Индии, ставящая
в тупик современных ученых, которые не могут
определить способ ее изготовления, позволивший
ей простоять многие столетия, не только не
разрушившись, а даже не тронутой ржавчиной. Весит
колонна около 6,5 тонн. Высота – 7,3 м. Диаметр у
основания – 42 см., у верха – 30 см. Изготовлена она
почти из чистого железа (99,72%).

Чугунова Е.А.:

Мы с вами сказали, что Древняя
Индия внесла свой вклад в развитие технологии,
кулинарии, моды.

Вопрос учащимся:

«Какие достижения в


Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: