Интегрированный урок-праздник история + технология в 6-м классе по теме Масленица

Цели:

расширение объема знаний о народном
празднике Масленица, его обрядах; развитие
творческих способностей, умений работать в
группе.

Задача:

научить приготовлению блинов по
различным рецептам, приобщение к традициям и
обрядам русского народа.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, презентации, экран,
костюмы, куклы сковородки, блины, самовар, посуда,
пряники, баранки и сладости.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Подготовка к активному усвоению и
повторению новых знаний.

Звучит русская народная мелодия

.

Учитель истории:

“К нам! Сюда! Собирайся народ!
Сегодня вас необычное ждет: игрища, аттракционы,
чудеса из чудес!
Ждут нас игры и шутки, не сидите ни минутки.
К нам на праздник собирайтесь, поскорее
наряжайтесь!
Много славных и добрых праздников нам осталось
от старины,
По традиции наших прадедов зиму мы проводить
должны”.

Учитель истории: Сегодня наш урок
посвящен празднику Масленица (слайд 2).
Вы узнаете об этом празднике, его истории,
обрядах. Некоторые из них мы попытаемся
воспроизвести.

Масленица – один из дохристианских праздников,
который сохранился и поныне.

Масленица – чисто русское детище, об этом
говорит даже французский писатель Жюль Жажен. По
его словам: “Масленица, вероятно, родилась на
севере – она дочь мороза. Человек увидал ее,
прячущуюся за сугробом снега, и позвал в помощь в
самое суровое и печальное время года. Она явилась
с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, не
с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила
человека забыть о зиме, разогрела кровь в его
жилах, охватила его за руки и пустилась танцевать
с ним до обморока”.


Этапы и время Деятельность учителя № слайда Деятельность учащихся
3. Изложение нового материала. Учитель истории: Народ наш
называет Масленицу – честная, широкая.

Отмечают
Масленицу за семь недель до Пасхи в течение 7-и
дней, каждый из которых имеет свое название.

Сегодня мы встретим Масленицу так, как ее
встречали наши предки в течение недели. Условно
вы будете представлять два села: Отрадное
и Раздольное.

Учитель технологии: Понедельник
встреча. На первый день Масленицы русский народ
справлял встречу чистой Масленицы. Дети строят
снежные горы. В некоторых местностях
мальчишки приготовляют утром соломенную куклу,
которую с припевом ввозят на гору.

Слайд 3 Слушают учителя.

Изучают

слайд:

Понедельник

– встреча,
Вторник – заигрыш,
Среда – лакомка,
Четверг – разгул, перелом,
Пятница – тещины вечерни,
Суббота – золовкины посиделки,
Воскресенье – прощеный день, проводы.

4. Конкурс пословиц и поговорок. Встречаем Масленицу! В понедельник жители
сел Раздольное и Отрадное решили
устроить встречу Масленицы в виде конкурса
пословиц и поговорок

То село, где больше
знают пословиц и поговорок, лучше подготовилось
к встрече.

Слайд 4

Слайд 5

Называют различные пословицы, поговорки:

Масленицу
провожаем, света, солнца ожидаем.

Не житье, а Масленица. Не все коту Масленица,
будет и Великий Пост. Без блина не Масленица. На
горах покататься, в блинах поваляться. Первый
блин комом.

5. Сообщение новых сведений. Учитель истории: Вторник – заигрыш.

На
рассвете чучело Масленицы вывозилось на
центральное место, вокруг него устраивались
хороводы, разгульное веселье. На улицах
попадались большие группы ряженых. Во главе с
Петрушкой проходили представления.

Жители сел Отрадное и Раздольное
решили устроить представление.

Слайд 6

Слайд 7

Разыгрывают представление.
6. Изложение нового материала. Учитель технологии: В старину никакое
другое русское блюдо по популярности не могло
сравниться с блинами. Они сопровождали человека
всю жизнь — от рождения (роженице давали блин) до
самой смерти (обязательное блюдо во время
поминальных обрядов) Но прежде всего блины —
обязательное угощение на Масленицу, необходимый
атрибут весеннего праздника. Ведь блин — символ
солнца! Среда – лакомка. В среду люди
лакомились блинами и другими яствами.

Технология
приготовления блинов:

1.Подготовим продукты. 2.Замешиваем тесто.
3.Прогреваем сковороду. 4. Выливаем порцию теста
на раскаленную, смазанную маслом сковороду.
5.Обжариваем блин с одной стороны.
6.Переворачиваем и обжариваем блин с другой
стороны. 7.Блины подаем целиком или складываем. 8.
Каждый блин смазываем маслом.

Сковороды для выпечки блинов.
Блины из дрожжевого теста.
Советы по приготовлению блинов.
Блины сибирские скороспелые.
Блины на нашем столе.
Разноцветный блинник.
Блины с припеком.
Чудо-блин.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10-13

Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21

Слушают учителя.

Изучают

технологию.

Слушают

учителя, изучают иллюстрации.

Изучают рецепт.
Изучают советы.
Изучают рецепт.
Рассматривают слайд.
Изучают рецепт.
Рассматривают слайд.
Изучают информацию.



7. Усвоение новых знаний. Учитель истории: Четверг называли
широким. В широкий четверг начинался
масленичный разгул: катание по улицам, разные
обряды, и, конечно же, устраивались кулачные бои,
у которых были строгие правила:

Нельзя бить
лежачего.
Нельзя бить того, кто присел.
Запрещены удары сзади.
Сражение лицом к лицу.
Нельзя ничего держать в кулаке.

Слайд 22 Слушают учителя.
8. Закрепление новых знаний. Вопрос: Что вам напоминают эти правила?

Одной
из забав была игра в пышку.

Отвечают: правила рыцарского поведения.
9. Продолжение изложения нового материала. Пышка – эта прабабушка современного хоккея с
мячом. Две команды играющих становились по обе
стороны улицы. Каждый участник держал в руке
кочергу. Игрок команды поддевал лежащий на земле
шарик, остальные гнали его в определенном
направлении. Выигрывала та команда, которая
догоняла шарик до определенного места.

Жители
сел Раздольное и Отрадное решили
поиграть в “пышку”. Хоккей у нас будет, правда,
интеллектуальный.

Слайд 23

Слайд 24-25

10. Закрепление новых знаний –
интеллектуальная игра.
Вопросы жителям Отрадного:

Какое
событие масленичных забав изображено на картине
Сурикова?

Что такое “катульки”?

В последний день Масленицы девушки и парни
пели песню: “ Гори, гори Масленица, Симеонова
племянница, пройдет семь недель, придет светлый
день, будут Пасху носить, будут яйца красить”. Что
следовало за этой песней?

Какое самое популярное кушанье на Масленицу?

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

По ответам на вопросы стараются забить гол:

Взятие
снежного городка.

Выдолбленные с одной стороны доски, которые
напоминали корыта, для катания с гор.

Прыжки через костер.

Блины.

11. Соревнование- эстафета. Вопросы жителям Раздольного:

Какая
масленичная забава изображена на рисунке?

Почему масленичная неделя называется
“Мясопустная”?

В некоторых селениях степной полосы первый
блин кладут на слуховое окно. С чем это связано?

Кто изображен на рисунке?

А сейчас – “эстафета с блинами”.

1 этап

– сковорода с блинами.
2 этап – “три ноги”.

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Катание со снежных гор.

Нельзя уже было есть
мясо.

С поминанием предков.

Петрушка.

Соревнуются,

преодолевая этапы.

12. Усвоение новых знаний. Учитель технологии: Пятница – тещины
вечерни. Зятья угощают тещ блинами. Приглашения
от зятьев бывают почетные с родней к обеду или
простые к ужину.

А сейчас по три девочки из
каждого села уйдут готовиться к субботе. А
мальчишек мы проверим, как они смогут встретить
гостью. Задание жителям сел: определить
название посуды.

Село Раздольное:

Село Отрадное:

Учитель истории:

Суббота

– золовкины посиделки.

Вопрос:

Что делали в этот день?

Прежде чем девочки вернутся с блинами, мы
узнаем, кто же еще из родни может прийти еще в
гости?

Жители села Отрадного поспорили с
жителями села Раздольного, кто лучше
разбирается в родственных связях.

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Определяют названия:

1 – ковш;
2 – блюдо;
3 – ухват, чугунок.

1 – шайка;
2 – ведро;
3 – ендова.

Читают:

Молодая невестка приглашала всю
родню к себе в гости. Новобрачная должна была
одарить своих золовок подарками и угостить.

13. Викторина. Викторина “Знатоки родственных связей”
. Отрадное:
  1. Теща.
  2. Свекор.
  3. Золовка.
  4. Шурин.

Раздольное:

1. Свекровь.2. Сноха.3. Деверь.4. Зять.

Загадки:

  1. Ему не спится, по ночам пыхтится.
  2. Нашел я шар, разбил его, увидел серебро и золото.
  3. В поле родился, на заводе варился, в стакане
    растворился.
  4. На сковородку ручейком, со сковородки
    солнышком.
  5. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают.
  6. Купили новенькое, кругленькое, а оно все в
    дырках.

А сейчас мы посмотрим, как справились наши
молодые хозяйки с заданием.

Слайд 38

Слайд 39-41

Отвечают:
  1. Мать жены.
  2. Отец мужа.
  3. Сестра мужа.
  4. Брат жены.
  1. Мать мужа.
  2. Жена сына.
  3. Брат мужа.
  4. Муж дочери или сестры.

Отгадывают:

  1. Тесто.
  2. Яйцо.
  3. Сахар.
  4. Блин.
  5. Блин.
  6. Сито.

Девочки угощают всех блинами
собственного приготовления.

14. Практическая часть. Учитель истории: Воскресенье – прощеный
день. В этот день на Руси все, от мала до велика,
просили друг у друга прощения. Прощение
заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

Я
надеюсь, что в ближайшее воскресение вы тоже
исполните эту традицию.

На седьмой день делали чучело Масленицы и
катали его по улицам и с горок. С утра его
окружали заботой, а вечером сжигали. Так
провожали зиму и встречали весну.

Подведем итоги конкурсов…

Слайд 42 Слушают учителя.

Изучают

слайд.

15. Подведение итога урока. Дорогие ребята! Дорогие гости! С весной вас, с
весенними праздниками, с солнечным теплом и
весельем. Желаем вам хранить в сердце красоту
русских традиций, радость души! Ну, а теперь, по
русскому обычаю – чай!
Слушают учителя.




Следующий: