Интегрированный урок по волейболу в 9-м классе

Цель урока: совершенствование
технических приёмов волейбола и закрепление
оптимальных навыков на основе знаний, полученных
учащимися на уроках физики.

Задачи: совершенствовать технику
приема и передачи мяча сверху и снизу, прямой
нападающий удар и подачу; развивать быстроту,
ловкость, скоростно-силовые качества; развивать
любознательность; способствовать лучшему
усвоению на практике учащимися предмета физики.

Место проведения: спортивный зал,

Оборудование: сетка волейбольная,
волейбольные мячи, малые мячи для метания,
интерактивная доска.

Вводная часть. (10 мин)

Презентация.

Построение и приветствие. Сообщение задач
урока и инструктаж по безопасности.
Организационно-методические указания.

Учитель задаёт вопрос: «Для чего нужна
разминка с точки зрения физики?» и выслушивает
их ответы, поправляя при неточностях.

( Подготовка организма к выполнению сложных
упражнений, заряд энергией, накопление тепла в
мышцах, растяжение мышечных систем перед
выполнением основных двигательных действий. Во
время бега, ходьбы и выполнения двигательных
действий в мышечных клетках происходят сложные
химические реакции расщепления питательных
веществ с выделением тепла необходимого для их
разогрева. )

1. Ходьба с переходом на медленный бег. (1 мин)

2. Бег с изменением видов передвижения по схеме.
(1мин)

3. Ходьба в низком приседе. (0,5мин)

4. Прыжки толчком двумя ногами в приседе. (0,5мин)

5. Выпрыгивания из приседа вверх отталкиваясь
руками от пола; (1мин)

6. Упражнения на растяжение (2 мин):

- круговые движения в плечевых, локтевых и
запястных суставах;

- упражнения на растягивание вышеназванных
суставов;

- руки на поясе — основная стойка- круговые
движения туловища;

- с выпадом вперед (руки за головой) прогиб в
поясничном отделе позвоночника;

- держась за руки в парах, ноги как можно шире,
поочередно присед то на правую, то на левую ногу;
(1мин)

- прогнувшись, наклоны в парах держась руками за
плечи друг друга. (1мин)

Основная часть. (30 мин)

Совершенствование техники разбега при
нападающем ударе. (6мин)

Напомнить учащимся о переходе одного вида
энергии в другой, превращении кинетической
энергии в потенциальную и энергию упругости тела
во время разбега и выпрыгивания при выполнении
нападающего удара. Сравнить тело волейболиста
при выпрыгивании с натянутым луком (см. слайды 2,3
приложения). Акцентировать внимание на
выполнение напрыгивания так, чтобы прыжок
получался вертикальным (при отталкивании стопы
ставятся на пятку).

Вопросы: если ученик прыгает в длину, вся
кинетическая энергия перешла в потенциальную? (
Конечно не вся, и от этого уменьшается высота
прыжка. )

Как используется сила упругости при выполнении
нападающего удара?

(Аналогично натяжению тетивы при стрельбе из
лука тело волейболиста выгибается в прыжке перед
ударом по мячу. )

Почему перед разбегом рекомендуется сделать
небольшой подготовительный шаг влево? ( Для того
чтобы уменьшить инерцию тела при начале
движения. )

Учащиеся выполняют броски малых мячей в прыжке
с разбега поточно через волейбольную сетку,
имитируя нападающий удар. Упражнение
выполняется в двух колоннах на разных сторонах
площадки.

Передачи мяча в парах. (10 мин)

Рассказать о том, что игрок, принявший
волейбольную стойку, представляет собой сложную
кинематическую систему, и при взаимодействии
мяча с руками волейболиста необходимо
удерживать в одном положении все элементы тела в
начальный момент соприкосновения с мячом. Должно
выполняться правило изменения скорости двух тел
после соударения (изменение скоростей тел
обратно пропорционально их массам). Подвижны в
первый момент соприкосновения с мячом только
коленные и голеностопные суставы. При достижении
определённой жёсткости тела в момент
соприкосновения с мячом обеспечивается полный
контроль отскока мяча от рук принимающего и
корректировка его траектории. Чем выше скорость
мяча при приёме, тем выше он отскочит от рук,
поэтому при приёме мяча, летящего с высокой
скоростью, игрок опускает руки вниз — назад
одновременно отклоняя вверх — назад центр
тяжести тела. При этом скорость движения
навстречу мячу принимающей поверхности рук
становится практически равной нулю, в результате
чего амортизируется сила удара мяча. При приёме
слабо летящего мяча важно, наоборот, перед
соударением с руками начать движение вперёд,
чтобы придать мячу дополнительную энергию (см.
слайды 4,5 приложения). Необходимо помнить, что на
мяч постоянно действуют ещё две силы: сила
тяжести мяча и сила сопротивления воздуха.

Учащиеся выполняют передачи мяча в парах:

- верхняя передача над собой и передача
товарищу;

- верхняя передача непрерывно;

- верхняя передача в прыжке;

- нижняя передача над собой и верхняя передача
товарищу;

- непрерывная нижняя передача;

- нападающий удар из опорного положения и приём.

Упражнения сопровождаются комментариями
учителя о необходимости постоянно следить за
правильностью стойки и корректировать свои
движения в зависимости от скорости принимаемого
мяча.

3. Нападающий удар по подброшенному мячу.
Задание выполняется так же как и в п. 1 в двух
колоннах с разных сторон от сетки в зоне №4, в
качестве ассистентов выступают наиболее
подготовленные ученики. (7 мин)

Перед выполнением учащимся задаются вопросы:

- Как нужно подбросить мяч, чтобы сила удара
мяча о пол была больше и почему? ( Ответ: мяч нужно
подбросить выше, так как от высоты зависит его
потенциальная энергия, а, следовательно, и
кинетическая энергия при падении; при ударе по
мячу игрок направляет его в нужную точку
добавляя ему скорость и вращение. )

- В какую точку мяча должна попасть бьющая рука,
чтобы мяч наверняка попал в площадку? ( Ответ:
рука должна попасть по мячу немного выше центра
тяжести, чтобы придать ему нисходящую
траекторию, при этом подхлёстывающее движение
кистью закручивает мяч в прямом направлении, и
возникает дополнительная сила, укорачивающая
траекторию за счёт разрежения воздуха с одной
стороны мяча возникновения избыточного давления
с другой стороны(см. слайд 8). После ответов и
комментария учителя учащиеся выполняют
нападающий удар с двух сторон от сетки.

Совершенствование техники верхней прямой
подачи. (7 мин)

Учитель напоминает учащимся, что при
выполнении подачи необходимо напрячь все мышцы
тела и закрепить суставы, для того, чтобы при
ударе по мячу была задействована вся масса тела.
Распространённая ошибка, когда удар по мячу
выполняется только замахом руки в плечевом
суставе ( см. слайд 6). В этом случае в ударном
импульсе задействована только масса руки и,
следовательно, удар будет слабым. При выполнении
подачи действует закон сохранения импульса:
векторная сумма импульсов до и после удара по
мячу остаётся постоянной. Так как после удара
рука (вместе с телом) практически заканчивает
движение (V игрока ~ 0), вся энергия достаётся мячу,
и он летит с высокой скоростью, что и
обеспечивает дальность траектории. Дальность
траектории зависит от начального угла выпуска
мяча(f). При величине угла больше 45 градусов
горизонтальная составляющая Pх, обеспечивающая
движение в нужном направлении существенно
уменьшается. При малых углах f траектория быстрее
спадает до уровня площадки. Под действием силы
тяжести траектория приобретает форму параболы
(см. слайд 7). Реально под действием сопротивления
воздуха траектория ещё укорачивается. Все эти
факторы необходимо учитывать при выполнении
подачи.

Когда подача выполняется с захлёстывающим
движением кисти (кисть при движении руки
обгоняет предплечье, а предплечье обгоняет
плечо) мяч закручивается. Можно закрутить мяч в
прямом направлении или придать ему боковое
вращение вправо или влево. У вращающегося мяча
траектория отклоняется за счет дополнительной
силы возникающей из-за разницы давлений на
поверхности мяча (см. слайд 8). Если выполнить
подачу коротким жестким ударным движением в
центр мяча, он летит прямо, без вращения. На
траекторию мяча в таком случае действуют только
две силы: сила тяжести и сила сопротивления
воздуха, и из-за неоднородности воздушной среды
траектория становится непредсказуемой. Такая
подача называется планирующей,и приём такой
подачи вызывает большие затруднения.

Учащиеся выполняют подачу. (Сначала одна группа
в одну сторону, другая перекатывает мячи, затем
другая группа, поменявшись с первой)

Заключительная часть. (5 мин)

Построение учащихся. Обсуждение законов
физики, повторенных на уроке. (Учитель предлагает
вспомнить: какие законы физики обсуждались на
уроке, интересуется какую пользу от урока
получили учащиеся, кому удалось на основе новых
знаний исправить свои ошибки в технике?).

Для демонстрации на интерактивной доске
использовалось приложение
«Презентация. ppt».

Рис. Синим выделено расположение
учащихся при выполнении нападающего удара.

Литература.

1. Ю. Д. Железняк, «К мастерству в волейболе», М.
,ФИС,1988г.

2. Фурманов А. Г. , Болдырев Д. М. , «Волейбол», М,
ФИС, 1983г.

3. А. Г. Ивойлов, «Очерки по биомеханике и
методике тренировки», М. , ФИС, 1984г.

4. В. И. Лях, А. А. Зданевич, «Физическая
культура», методическое пособие, 8-9 классы, М. ,
Просвещение, 2007г.

5. А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник, «Физика 9 класс», М., Дрофа, 2004г.

Следующий: