Интегрированный урок по географии и истории по теме «Истоки Воронежского края»

Мир удивителен и звонок,
Есть в нём декабрь, есть и май,
И нам дарованный с пеленок
Навек любимый Отчий край.
В. Кириченко (слайд №1)

Цели:

  1. Изучить особенности географического
    положения Воронежской области и их
    влияние на природу и жизнедеятельность
    человека.
  2. Рассказать о появлении человека в
    Воронежском крае.
  3. Формировать интерес и склонность к
    исследовательской работе.
  4. Воспитывать любовь к родному краю.
  5. Способствовать формированию
    гражданственности и патриотизма.

Оборудование:

  • физическая карта Воронежской области,
  • атлас,
  • контурные карты,
  • компьютер,
  • лазерный проектор,
  • программное обеспечение – презентация
    «Географическое положение и история
    заселения Воронежского края».

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово.

Географ:

— Сегодня мы начинаем изучать
свою малую Родину- ту часть России, где вы
сейчас живете, где большинство из вас
родилось и выросло.

Историк

: — Родина… Никому не дано
выбирать её. Богатая или бедная, нежная или
суровая, она у человека как мать, одна, общие
у них испытания, единая судьба.

Географ

: — Потребность знать край, в
котором живешь, возникает у каждого. В
разное время и с разной силой, но возникает.

Историк: -

Каждый из нас тысячами нитей
связан со своей территорией. Мы
приспосабливаемся к её природным условиям (или
сами частично изменяем их), общаемся с
людьми, которые проживают рядом с нами,
выбираем ту или иную профессию, то или иное
место работы и т.д.

Географ:

— Изучение своего края — это не
просто усвоение тех знаний, которые вы
получаете от учителя или из учебного
пособия. Это ещё и стремление самому
узнавать новое. Краеведение- это путь
изучения своей малой Родины, который
приведет вас к действительному познанию
своего края, наполнит память и ум, обогатит
душу и сердце.

Историк:

— Чтобы иметь бесспорное право
называться жителями Воронежского края, вы
должны усвоить то культурное наследство,
что досталось нам от предков, глубже знать
край, где вы живете.

Географ:

тема нашего урока «Истоки
Воронежского края»

Историк:

читает эпиграф к уроку.

Учителя истории географии объясняют цели
урока.

3. Изучение нового материала

.

А)

Географическое положение
Воронежской области.

- Рассмотрение географического положения
любого географического объекта
предшествует его изучению. А что же такое
географическое положение?

( это, по существу, адрес объекта. И все
его природные компоненты будут зависеть от
того, в какой части земной поверхности
находится этот объект)

- Давайте вспомним план изучения
географического положения области.

План изучения географического
положения
(слайд №2)

  1. В какой части страны расположена
    область.
  2. Определите крайние точки области и их
    координаты. Определите протяженность
    области с севера на юг и с запада на
    восток.
  3. Общие особенности рельефа территории (общий
    характер поверхности, основные формы
    рельефа и распределение высот)
  4. Общая характеристика климата (
    климатический пояс, климатическая
    область, ср. температура января и июля,
    ГКО, ветер)
  5. Крупные речные системы.
  6. Природные зоны и почвы области.
  7. Оценка географического положения
    области.

- Используя карты атласа и картосхемы
определите географическое положение
области. ( 5-7 мин.)

Проверка выполненного задания:

- В какой части страны и в пределах какой
крупной равнины находится Воронежская
область?

- Назовите и покажите крайние точки
области.

- Какова протяженность области с с-ю и с з-в
( с-ю=300,5км., з-в=341,4км.)

Площадь области составляет 52,4 тыс.км.кв. и
превышает размеры территорий многих
европейских стран – Албании, Дании,
Македонии, Нидерландов, Швейцарии. Но среди
регионов Российской Федерации область
находится на 54-м месте, уступая территории
Красноярского края в 45 раз, Архангельской –
в 11раз, Магаданской – в 9 раз.

Положение области в центре Русской
равнины определяет общие черты рельефа. В
пределах Русской равнины в наше крае
отчетливо выделяются три крупные формы
рельефа.

- Каков общий характер рельефа нашей
области?

- Назовите и покажите по карте основные
формы рельефа нашей области.

- Назовите преобладающие высоты в рельефе
нашей местности.

Сходство Калачской возвышенности и
Среднерусской состоит в том, что они имеют
значительные абсолютные высоты(234м.) и
сильное овражно-балочное расчленение. (слайд
№3)

Окско-Донская низменность — это
классическая низменная равнина, слегка
волнистая, высотой не более 180м.

Примерно равное удаление нашей области от
экватора и северного полюса определяет
климатические условия нашей области.

- Дайте краткую характеристику климату
нашей области.

- Назовите и покажите крупную речную
систему. (слайд №4)

- В каких природных зонах расположена наша
область?

- Какой вид почвы является основным?

-Дайте оценку географическому положению
нашего края.

Б)

История появления человека в
нашем крае.

- На территории Воронежского края люди
жили десятки тысяч лет назад, задолго до
того, как возникла письменность. О жизни
населения в то далекое время мы узнаем с
помощью науки археологии.

- Что изучает наука археология? (
вещественные памятники, остатки
материальной культуры древних людей). (слайд
№5)

- Воронежский край чрезвычайно богат
археологическими памятниками.

Пожалуй, долины всех рек без исключения ( а
их в нашей области 233) сохранили следы
пребывания древних людей.

Древнейший человек в Воронежском крае
появился в эпоху позднего палеолита. К
этому времени в природе произошли
значительные изменения.

Ледник, доходивший в пределах края до
города Богучара, отступил далеко на север.
Воронежские земли освободились от
ледникового покрова и стали пригодными для
поселения людей. Ученым известны сотни
памятников культуры позднего палеолита на
территории России (в Сибири, на Урале). Но
наиболее интересными и изученными среди
них являются стоянки и погребения в селе
Костёнки Хохольского района Воронежской
области. Примечательно и само название села.
Нет сомнений, что решающую роль тут сыграли
давние и многочисленные находки костей
весьма внушительных размеров. Это и
породило разные легенды.

Давайте познакомимся с одной из них.(
работа с легендой)

Но были и такие, кто придерживался мысли о
принадлежности костей боевым слонам А.Македонского,
совершившего поход на земли саков и
массагетов.

- Согласны ли вы с подобной точкой зрения?
( нет Средний Дон, где находятся стоянки
древних людей не лежал на пути военных
предприятий знаменитого полководца
древности).

Однако заметим, что отнесение костей к
такому зоологическому виду, как слон, не
столь далеко от истины. Тем не менее, сам
факт наличия костей, поражавших
воображение своей величиной очевиден. Этот
факт в своё время заинтересовал царя Петра
Первого, побывавшего здесь в период
строительства первых кораблей русского
военного флота ( кстати он и подал мысль о
слонах Македонского). Но настало время, и
Костёнки благодаря археологам получили
образное название « жемчужина русского
палеолита»

Давайте совершим экскурс в музей-заповедник
«Костенки»

Выступление ученика. (слайд №6)

Самая первая стоянка здесь была открыта
ещё в 1879г.. Сейчас здесь известно около 60-ти
поселений, относящихся к огромному
временному промежутку- от 10 до 20 тыс. лет
назад, принадлежащих разным древним
культурам. Стало известно, что люди жили
подолгу на одном месте, не имея особой нужды
для поисков пищи, строили прекрасные жилища,
делали совершенные орудия труда из камня и
кости, украшения для одежды и удивительные
статуэтки беременных женщин- одну из
загадок Костёнок.

Над стоянкой Костёнки 11 в 1979 было
построено здание музея, которое
законсервировало под своим сводами древнее
палеолитическое жилище возрастом почти в 20
тыс. лет. Люди каменного века построили свой
дом с использованием 570 костей мамонта,
добытых в результате коллективной охоты и
случайных находок больших костей на берегу
Дона. Мощный фундамент из костей и земли
в основании, деревянные жерди обтянутые
шкурами в виде купола – так выглядело
жилище древних обитателей Костенок,
спасающее их от лютой зимней стужи
ледникового периода.

Кроме охоты древнейшие люди в основном
женщины занимались собирательством плодов,
ягод, растений. Жили они небольшими
группами- родовыми общинами, во главе
которых стояли женщины. Это был период
матриархата, и счет родства велся по
женской линии.

В витринах музея выставлены орудия из
кремня и кварцита, поделки из кости, муляжи
знаменитых женских статуэток.

- Но Костенки не единственный памятник в
нашем крае. В эпоху бронзы территория
Воронежского края заселена очень густо.
Памятники бронзового века обнаружены
повсеместно. Главным достижением человека
в это время стало его умение изготавливать
металлические орудия труда и оружие.
Сначала человек научился делать их из меди.
Но медные предметы быстро тупились и
гнулись. Случайно получившийся сплав меди и
олова привел человека к настоящему
открытию-изобретению бронзы.

При раскопках замечательного памятника-поселка
срубных металлургов близ современного села
Мосоловки на реке Битюг в Аннинском районе
Воронежской области обнаружено несколько
мастерских по производству разного рода
бронзовых изделий. Значит, существовал
обширный производственный комплекс. На это
указывают находки множества глиняных
литейных форм- целых и обломков. Больше
всего отливалось топоров, серпов, косарей,
ножей, наконечников копий. В поселке
существовал ремесленный клан, куда входили
мастера с семьями, члены которых
участвовали в производстве, ремесло
передавалось по наследству. (слайд №7)

Успехи в изготовлении орудий труда
повлияли на хозяйственные занятия людей.
Главными видами деятельности населения
стали скотоводство и мотыжное земледелие.
Хозяйственной единицей вместо рода стала
семья, главой которой является мужчина. На
смену матриархату пришел патриархат. (слайд
№8)

По просторам Придонья немало разбросано
курганов высотой 5-6 метров. Они высятся на
высоких берегах рек, и в полена
водоразделах. В народе много легенд о
курганах: то татары шапками насыпали, то
сторожевые вышки. Действительно курганы
использовались как сторожевые вышки
казаками в 16-17 вв., но они не создавались
казаками, а только применялись для охраны
своих территорий.

Курган — в переводе с тюркского древний
могильный холм. При исследовании курганов
выяснилось, что в древности они имели
пирамидальную форму, как у египетских
пирамид, а сегодня мы можем наблюдать
округленную форму- действие сил природы-
ветра, дождя и человека. Курганы не насыпали,
а создавали , строили в течении какого-то
определенного обрядом времени. В курганах
захоронены далеко не все представители
древнего общества, а лишь его верхушка -
вожди, жрецы, воины. Сейчас пока не возможно
однозначно сказать, где и кто впервые начал
строить курганы. Но лишь в бронзовом веке
курганы впервые получают широкое
распространение.

И наш Таловский район не стал исключением.

Выступление ученика. (слайд №9)

У поселка Михинский (Левобережье Среднего
Дона) исследован курган эпохи бронзы с 5
погребениями, датируемые вторым
тысячелетием до нашей эры. Курган
исследовался при помощи техники, методом
параллельных траншей. Обнаруженные в ходе
раскопок находки и признаки обряда говорят
о том, что погребения относятся к срубной
культуре эпохи бронзы. Основным
погребением кургана является центральное и
одновременно самое крупное погребение№4. В
погребении обнаружены кости пожилого
мужчины в возрасте старше 50 лет. В различных
частях погребения и рядом с черепом были
обнаружены фрагменты одного разрушенного
сосуда.

Погребение №5 представлено в Таловском
краеведческом музее. На материковом полу
лежат останки скелета пожилой женщины в
возрасте старше 50 лет. Погребенная лежала
на левом боку, в позе молящегося. Перед
головой и левой рукой располагались два
сосуда. Внутренняя поверхность которых
имеет следы золы. Ещё одно пятно на карте
Воронежской области открыто. Таких
курганов только на территории Таловского
района более 10.

(слайд №10)

- За бронзовым веком наступил период-
ранний железный век. В это время появились и
стали широко использоваться орудия труда и
оружие из железа.

Наиболее известными и изученными
памятниками раннего железного века
являются два курганных могильника. Частые
курганы на северо-западной окраине
Воронежа и Мастюгинские курганы у села
Мастюгино Острогожского района. Самая
удивительная находка- небольшая серебряная
ваза. На ней изображены беседующие мужчины.
По рисунку можно сказать об их возрасте,
вооружении, занятиях. Основой хозяйства
людей, живших в эпоху железа было
земледелие. Большую роль играли
скотоводство, охота и рыболовство. Племена,
населявшие в это время наш край, вели
оживленную торговлю с жителями соседних и
более отдаленных земель. Об этом
свидетельствуют, например, найденные на
территории области клады монет арабского и
греческого происхождения.

Вопросы к классу.

- Перечислите периоды развития
первобытного общества на территории
Воронежского края. (поздний палеолит, эпоха
бронзы, железный век)

- Когда появился древний человек в
Воронежском крае? (поздний палеолит)

- В чем вы видите своеобразие жизни людей
при первобытнообщинной формации в
Воронежском крае?

Домашнее задание:

работа с контурными
картами.

Закрепление:

проверочный тест. (Приложение
№1)

Проверка выполнения теста. (слайд №11)

Заключение:

ученица читает
стихотворение В. Кириченко «Россия, Родина
моя».

Список используемой литературы

  • Ермоленко НН. Географический атлас
    Воронежской области. – Воронеж, 1994.
  • География Воронежской области / под ред.
    Подколзина В.В. – Воронеж, 1994.
  • Загоровский В.П. История Воронежской
    области. Учебное пособие для средней школы.
    – Воронеж, 1976
  • Кириченко В. Власть земли. – Таловая, 1995
  • Панова В.И. История Воронежского края в
    курсе истории СССР. – Воронеж, 1991
  • Приложение
    2

    Приложение
    3

    Следующий: